Внеклассное мероприятие 16 декабря — ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Диалог.
Цели: учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. ция, грстика, интонаФантааммческаяати основа, шест-вовать, шефствовать, гата, кзеоррели.ли, прол, пролилалинт, проспонде2. Диалог – ади – ‘два’
логос – ‘слово’ (греч.)
Ш. Наблюдения над текстами учебника и знакомство с правилами на с. 103–104.
Учитель сообщит, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строчки, перед ними ставится тире, кавычки не ставятся.
IV. Закрепление изученного.
Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности записи диалога.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
– Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
– Все целы. А как твой нос?
– Целый! – ёжик произнес.
– Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
– Извини и ты, сосед, –
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.
В. Орлов
– В каких репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?
– Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?
– Как это отразилось в пунктуации диалога?
V. Тренировочные упражнения.
Выполнение упражнений 244, 245, 246.
VI. Работа в парах.
• Задание. Составьте и запишите диалог с соседом по парте на одну из тем: «Зимнее утро», «Животные – наши друзья».
Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок.
Домашнее задание: упражнение 248.
НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Цель: дать понятие о делении предложений по строению (наличию главных и второстепенных членов).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Устные синтаксические минутки.
Назовите грамматические основы предложений.
1. Миньке снилась солнечная речка. (В. Белов) 2. Первые морозы – это еще не зима. 3. Народные сказки интересны и поучительны. 4. Птички шелушили что-то на кусте.
– Словами какой части речи может быть выражено сказуемое?
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение, с.70 учебника.
– Какое из двух предложений несет большую информационную нагрузку? Почему?
· Задание. Составьте схемы данных предложений.
2. Выполнение упражнения 171 – закрепление.
IV. Наблюдение над второстепенными членами предложения (с. 67).
· Задание. Упражнение 175 выполните на доске.
В процессе работы над распространением предложений учитель подведет учащихся к выводу о том, что второстепенные члены могут распространять как главные члены предложений, так и другие второстепенные члены.
Обратить внимание учащихся на то, что в предложении одни второстепенные члены поясняют подлежащее, другие – сказуемое, т. е. одни входят в состав подлежащего, другие – в состав сказуемого.
В о п р о с ы.
1. Что составляет грамматическую основу предложения?
2. Как называется предложение, состоящее только из грамматической основы?
3. Приведите примеры распространенных предложений.
4. Что могут пояснять второстепенные члены предложений.
V. Списывание с заданием.
· Задание. Выделите грамматические основы предложений, дайте характеристику каждому предложению.
П_дл_жащее и ск_зу_мое – главные члены предл_жения. Они сост_вляют его грамматическую основу. Пр_дл_жение мож_т (не) иметь вт_р_ст_пенных членов. Поэтому оно называе_ся нераспространенным.
VI. Выполнение упражнения 173. (1 и 2 предложения записать и разобрать.)
VII. Словарный диктант
Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер, праздник, витрина, гардероб.Домашнее задание: упражнение 174.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Цели: сообщить о способах выражения подлежащего существительным, местоимением, словосочетанием; учить находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено существительным или местоимением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
ссия,ние, спор, дискуемое, восклицащее, сказуПодлежа
ровать.дискутиIII. Работа по теме урока.
1. Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, с. 65.
2. Выполнение упражнений 155 (письменно), 156 (устно).
3. Повторение о подлежащем, с. 66.
IV. Беседа по вопросам.
1. Назовите главные члены предложения.
2. Что такое грамматическая основа предложения?
3. С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в тексте? Что обозначает подлежащее?
4. Какими частями речи выражается подлежащее? (Примеры.)
5. Может ли подлежащим являться сочетание слов? (Примеры.)
6. Что знаете о сказуемом? Расскажите.
7. Из скольких главных членов предложения может состоять грамматическая основа? (Примеры.)
8. Как называются остальные члены предложения? (Примеры.)
V. Запись под диктовку.
· Задание. Выделите подлежащее и сказуемое, надпишите, какими частями речи они выражены.
1. Писатель К. Паустовский хорошо знал русскую природу. Он написал много рассказов о лесе, его обитателях, цветах и травах.
2. Служили два товарища.
3. Тишина.
VI. Игра «Найди подлежащее».
Игру можно провести устно или письменно.
Прошло теплое ______ . Наступает ненастная, дождливая ______. Перелетные ______ собираю__ся в дальний путь. Первыми ул__тают наши летние ______. Длин__ыми ц__почками ул__тают наши летние ______. Счастливого вам пути, наши дорогие друзья!
· Дополнительное задание. Найдите в тексте однокоренные слова к слову перелетные. Проведите разбор по составу.
VII. Проверочная работа.
Ц е л ь р а б о т ы – проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.
I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
1. Веселые отблески огня играли на стекле.
2. На печке два мальчика сладко посапывали.
3. Валентина вспомнила сказку про Ивашечку.
4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
5. Сырой туман висел над рекой.
II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
2. Они вывели бычка на улицу.
3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
4. Дед бережно вынул из конверта письмо.
5. Она босиком побежит по свежей траве.
(По Л. Воронковой.)
III. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.
1. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков.)
2. Земля в саду усыпана осенними листьями.
3. Темная дождевая вода непрерывно хлестала в окна.
4. Я увидел на стекле три капли дождя.
5. У папы три капли упали со шляпы. (В. Левин.)
К о н т р о л ь н ы й л и с т о к: I – 1, 3, 5.
II – 2, 5.
III – 1, 5.
Домашнее задание: упражнения 157, 158.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цель: сообщить, что такое пунктуация; что изучает данный раздел.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Словосочетание – слово
– сочетание – чет – четное число (рус.)
– чета – два (слав.)
III. Наблюдения в учебнике, с. 50.
Запись в тетрадях словосочетания
Учитель проводит анализ словосочетания, указывает, что оно состоит из двух частей: главной и зависимой. От главной ставится вопрос к зависимой (зависимая отвечает на этот вопрос). Так устанавливаются смысловая и грамматическая связи.
Главное слово помечается значком ґ, стрелка с вопросом показывает смысловую зависимость в словосочетании.
IV. Работа со словосочетаниями.
Составить и записать словосочетания, показать зависимость между частями, обозначить части речи слов, входящих в это словосочетание.
Слушать, учитель; восхищаться, ответ; начало, урок; удивительный, цветок; ходить, быстро; кепка, брат.– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось словосочетание?
С о о б щ е н и е у ч и т е л я.
– Словосочетание строится из слов, которые относятся к самостоятельным частям речи (сущ., прил., глагол, наречие); предлог + существительное – не является словосочетанием, т. к. предлог – служебная часть речи.– Словосочетания в русском языке могут соответствовать различным схемам, мы же пока будем изучать только составленные нами. Заметьте! Если зависимое слово – наречие, то оно связывается с главным только по смыслу, потому что наречие не изменяется, т. е. не имеет окончаний и перед ним не бывает предлогов.
V. Выполнение упражнений 121, 122 (с комментированием).
VI. Диктант с заданием.
· Задание 1. (Устно). Выделите из предложений словосочетания типа + сущ. Помните! Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.
Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись стражей (гвардейцами в черных клеенчатых шляпах с желтыми перьями).
Ю. Олеша· Задание 2. (Письменно). Запишите предложения. Выделите из предложений словосочетания типа + сущ., где зависимое слово – существительное с безударным окончанием -е или -и; обоснуйте выбор гласной.
Ваня не шел, а бежал по дороге. (К. Паустовский.) В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. (И. Соколов-Микитов.) Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки…(К. Паустовский.) Проверяй друга в опасности.
Домашнее задание: упражнение 123, правила на с. 47–48 выучить.
Стартовый контрольный диктант
Цель: проверить знания учащихся.
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа4. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка2. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны4. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка2 дает яркую оценку событиям или человеку. (88 слов.)
II
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка2 уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет4. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел4. Внезапно заговорил торопливый ручеек2, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)
III
Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам2 деревьев: елей, сосен. Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички4. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки2 стал пропадать. Вот над елочкой появилась первая звездочка4. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Цели: учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
ния, до встречи.ния, до скорого свидаДо свидаСпасибо – от спаси бог.
луй, будьте любезны.луйста, пожаПожаIII. Наблюдения, с. 98–99 учебника.
IV. Закрепление изученного.
1. Выполнение упражнений. 237 (устно), 238 (письменно).
2. Анализ схем:
1. А : «П». «П,» – а.
2. А : «П!» «П!» – а.
3. А : «П?» «П?» – а.
V. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 238.
Учитель сообщит, что в сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли, – глаголы говорить, сказать, спросить, прошептать, крикнуть, приказать, молить, подумать, вспомнить, решить, а также глаголы, обозначающие действия, которые сопутствуют говорению, мысли, чувству: засмеяться, ухмыльнуться, улыбнуться, обрадоваться, удивиться, воспрянуть духом, прищуриться, насторожиться, обидеться, расстроиться, вздохнуть, огорчиться, ужаснуться и т. п.: «Лошадь тонет!» – ахнул на всю палату Степан Иванович. (Б. Полевой.)
Прямая речь может состоять из одного слова: «Ау …ау …уу!» – отозвались на разные голоса совсем рядом. (А. Фадеев.) Может включать в себя одно или несколько предложений.
VI. Разбор по членам предложения.
(М. Лермонтов.)
(М. Лермонтов.)
Пронаблюдав, учащиеся придут к выводу о том, что данные предложения с прямой речью можно отнести к БСП.
VII. Работа с текстом.
Текст записан на доске или на карточках.
• Задание. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Передайте своими словами содержание и смысл текста. В чем не прав герой?
Озорник
Сказал Барбосу озорник Пойди сюда, кис-кис! И пес веселый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник Цып-цып, иди сюда! Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит Кря-кря! – кричит корове вслед! Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед
И я тогда сказал ему Все звери мне друзья а ты их дразнишь. Почему? Так девочка нельзя. Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик Я мальчик! Мальчик я.
М. Кудинов
Домашнее задание: упражнение 240.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
Цели: ознакомить учащихся с особенностями обращения, выделением на письме; учить находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; тренировать в составлении предложений с обращениями.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Автор – autor (лат.) – творец, создатель.
Автор музыкального произведения.
2. Запись слов вежливости: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините, простите.III. Работа по теме урока.
1. Работа по материалам учебника, с. 85–86.
2. Выполнение упражнения 206 устно.
3. Восприятие обращения на слух.
Учитель читает предложения, ученики называют обращения.
1) Здравствуй, гостья-зима! (И. Никитин). кушку свою? 2) Что ты клонишь над водами, ива, ма(Ф. Тютчев). 3) Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птички, в лесу. 4) Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу! (С. Есенин). 5) Присядем, друзья, перед дальней дорогой… (Из песни). 6) Сережа мечтает стать космонавтом. 7) Сергей, пригласи малышей за стол.
4. Предложения 6, 7 записать, разобрать по членам.
Пронаблюдать отличие подлежащего от обращения.
5. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями и наоборот.
1) Ребята готовили домашнее задание. 2) Старшие помогают младшим овладеть знаниями. 3) Дети любят родные места.
6. Прослушайте предложения, запишите те из них, где встретились обращения.
1) Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи! (С. Маршак). 2) Охотник шел берегом широкого озера. 3) Длинный овраг спускался к реке. 4) Мама, в эту корзину много золота войдет? (С. Маршак).
IV. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнения 207.
2. Расставить знаки препинания.
Солнце солнце ты откуда?
Я из зорьки золотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучи грозовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней стороны!
Мы три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
О. ВысотскаяV. Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.
Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.
Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.
– Приведите примеры обращений из литературных произведений. (Русская народная сказка «Морозко» – обращение мачехи к падчерице и к родной дочери; А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу; И. А. Крылов, басня «Свинья под дубом» – обращение дуба к свинье.)
Домашнее задание: придумать и записать 4–5 предложений с обращениями.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВАЦели: повторить правописание непроизносимых согласных, ознакомить с обозначением орфограммы № 4.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Зачитываются сочинения-миниатюры. Устно учащиеся дают рецензии на работы.
II. Работа по теме урока.
· Задание. От данных существительных образуйте прилагательные.
– В группе согласных вств, здн, ндск, здц, нтск, стл, стн один из согласных может не произноситься.
Знакомство с орфограммой № 4.
III. Выборочный диктант.
Задание. Запишите слова с непроизносимыми согласными в столбик, подберите к ним проверочные, запишите рядом, выделите корень, подчеркните стечение согласных.
1. Здравствуй, солнце, да утро веселое. (И. Никитин.) 2. Над каштанами не чувствовалось заботливого, хозяйского глаза. (К. Федин.) 3. Тысячи опасностей ожидают одинокого путника в тайге. (В. Арсеньев.) 4. Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. (В. Арсеньев.) 5. И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок… (Н. Некрасов.) 6. Она встала только затем, чтобы велеть подать новое яство. (Л. Толстой.)
IV. Выполнение упражнения 47. Проверка.
V. Составление словообразовательных цепочек к словам: интерес, чудо, утро.
VI. Игра «Кто смекалистей?».
Учащиеся делятся на группы. Какая из групп образует большее количество родственных слов, та и выиграла.
Небо, терпение, словарь, говорить, трудный.
VII. Сочинение-миниатюра.
В а р и а н т I – по данному началу: Последние дни осени.
В а р и а н т II – по данному концу: … последние дни осени.
В а р и а н т III – по иллюстрации.
В работе использовать слова, записанные на полях учебника, с. 20.
Домашнее задание: упражнение 48, орфограмму № 4 выучить; упражнение 49 (устно).
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВАЦели: повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения; сосредоточить внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа
Гладиолус, аромат, парад, солдат, гигант, громадный, оранжевый, директор, кабинет, здесь, здание, вестибюль, облако, яблоко.д –Пара паро – готовлю (лат.).
т –Солда льдосо – монета (итал.) – ‘жалованье’.
Гнт –ига гас –ги гигант (греч.).
Гдный –рома ндгра – очень большой (франц.).
С понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить грамматическую основу предложения.
III. Работа по теме урока. Разбор и выполнение упражнения 28.
В о п р о с ы:
– Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?
– Приведите примеры.
– Сравните свои наблюдения с теоретическими сведениями на с. 15 учебника.
IV. Закрепление умений.
Проводится на материале упражнений 29, 30, 31 (29, 30 с записью в тетрадях и на доске), особое внимание следует обратить на графическое выделение орфограммы и комментирование.
V. Выборочный диктант.
Задание. Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
Зима, страна, вода, земля, жалеть, деревья, деревня, жалить, пастух, прелесть, кормить, ценить, писать, ощипать, удивление, корзина, тарелка, молоко.VI. Проверьте безударные гласные разными способами.
1. Осень позолотила леса и поля. 2. Пожелтели деревья в лесу. 3. Дети шли по лесной тропинке. 4. Потянул легкий ветерок. 5. Настали холодные дни.
VII. Комментированное письмо.
Быстро зашагать, далекие края, подарить цветы, присоединиться к группе, поглядеть вверх, разломать забор, показать картину.
VIII. Разбор слов по составу.
Перелетные, веселые, ранний, разъезд, зимушка, морозец.
– В каких словах встретилась безударная гласная в корне, проверяемая ударением?
Объяснительный диктант.
Осень на реке
Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял.
Домашнее задание: упражнение 32; орфограмму № 1 выучить.
ЯЗЫК КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Цель: дать понятие о единицах языка.Ход урокаI. Проверка домашнего заданияВ о п р о с ы:– Что является средством общения людей?– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)II. Беседа по вопросам.1. Предложение – единица языка.2. Слово – единица языка.3. Звук – единица языка.III. Диктант с заданием.Пусть живетОколо санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.· Задание.1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?Домашнее задание: составить и записать рассказ (4–5 предложений) «Смешной случай летом».РЕЧЬ. ФОРМЫ РЕЧИ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Цель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.
Ход урока
I. Беседа о языке как средстве человеческого общения.
– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.
Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
II. Работа над упражнениями 1, 2.
III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.
· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
1. Без языка и колокол нем.
2. Живое слово дороже мертвой буквы.
3. Хорошую речь хорошо и слушать.
4. В чужой беседе всяк ума купит.5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.М. В. Ломоносов
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.
Н. М. Карамзин
… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.
А. И. Герцен
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. Белинский
Перед вами громада – русский язык.
Н. В. Гоголь
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…
А. И. Куприн
V. Сообщение учителя.
Язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
Домашнее задание: упражнение 3.
МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ
Цель: развивать умение обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие правила переноса слов вы знаете?
– Прочитайте, как вы разделили слова для переноса.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сол.., мол.., корабл.., лос.., ден...
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (На конце слов согласный звук звучит мягко.)
– Как вы думаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать мягкий знак, он – орфограмма во всех этих словах.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово корабль. Оно двусложное, все остальные слова односложные, их нельзя переносить.)кь рь бь ль … ккь ррь…
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Согласные буквы лишнего слова в сочетании с мягким знаком. Количество согласных каждый раз увеличивается на одну.)IV. Обозначение мягкости согласных звуков.
1. На доске записаны слова: медведи, журавли, кони, пни, олени, гвозди.
– Прочитайте слова.
– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.
– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я и мягкий знак.)
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если последний звук произносится твердо, вы приседаете, если мягко – поднимаете руки вверх.
Учитель называет слова: пень, лом, соль, сок, рот, мысль, метель, жёлудь, ель, гол, моль, ком, шест, угол, огонь, хор.2. Работа над упражнениями 48 и 49.
3. Чтение сведений по языку на с. 24.
4. Игра «Кто больше знает слов?» (упр. 50).
Дети подбирают слова с мягким согласным звуком в конце слова и в середине.
Учитель специально обращает внимание учащихся на звук [л’], мягкость которого в середине слова всегда обозначается ь. Мягкость других согласных в середине слова может ь и не обозначаться (Костя, Настя, песня, …). Написание подобных слов нужно предупредить.
V. Итог урока.
– Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
– Где стоит мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 51.
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я
Цели: развивать умение отличать звук от буквы; углубить знание о роли гласных букв е, ё, ю, я.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова называются однокоренными?
– Какие однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делать?, вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
– На доске записаны слова: б..льница, б..льной, б..льшой, б..леет.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова начинаются на букву б, и во всех словах пропущена безударная гласная о, проверяемая ударением: больница – боль, больной – боль, большой – буль- ше, ...)
– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово большой, оно не является общим по смыслу с остальными словами.)
Ббо Ббоо Ббооо …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.
(Большая и маленькая буквы б сочетаются в цепочках с орфограммой данных слов – буквой о. Количество букв о в каждой цепочке увеличивается на одну.)
IV. Наблюдение над особенностями звука и буквы.
1. Работа над упражнением 34.
2. Работа по вариантам.
На доске запись:
Вариант I
Сухарь, пенал, пузырьки, сосна, голубь, сом.
Вариант II
Письмо, чашка, песок, большой, редька, кот.
– Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
3. Вывод: произнесенное слово состоит из звуков, а написанное – из букв. Буква – это знак для обозначения звука. Буквы ь, ъ звуков не обозначают.
Чтение сведений по языку на с. 18.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если первый звук в слове произносится мягко, вы сделаете наклон вперед, если твердо – наклон назад.
Учитель называет слова: весна, люстра, лист, пятка, солнце, сурок, кино, тетрадь, лютики, зонт, бобры, лыжи, ребята, люди.V. Повторение гласных букв.
1. Записать гласные буквы в алфавитном порядке.
– Сколько гласных букв в русском алфавите?
2. Работа над упражнением 36.
VI. Наблюдение над ролью букв е, ё, ю, я.
1. На доске записаны слова: юла, яма, ели, ёжик.
– Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Сколько букв?
2. Чтение сведений по языку на с. 19, с. 20 (вверху).
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
3. На доске запись:
Вариант I
Прямой – …, черная – …, юноша – … Вариант II
Юг – …, мелко – …, свет – …
– Напишите слова с противоположным значением (антонимы).
– Подчеркните слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
4. Работа с предметными картинками.
Учитель выставляет на наборное полотно предметные картинки: люстра, петух, котенок, утята.
– Запишите словами предметы, которые вы видите на этих картинках.
– Подчеркните слоги с мягкими согласными.
– Что обозначают буквы е, ё, ю, я после согласных?
– Прочитайте об этом в учебнике.
VII. Итог урока.
– Что такое буква?
– Какие буквы звуков не обозначают?
– Какие буквы могут обозначать два звука?
Домашнее задание. Упражнение 38.
АЛФАВИТ. ПРОИЗНОШЕНИЕ НАЗВАНИЙ БУКВ
Цели: развивать умение различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву в произнесенном и написанном словах, закрепить знание алфавита; формировать умение пользоваться им.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите слоги, в которых буквы е, я обозначают мягкость согласного звука.
– Какие еще буквы обозначают мягкость согласного звука? (Буквы ё, ю, и, ь.)
III. Минутка чистописания.
– Я назову загадки, а вы будете составлять цепочку из первых букв слов-отгадок.
Лежит верёвка,
Шипит плутовка. (Змея.)
Одну меня не съешь никогда,
А без меня невкусна еда. (Соль.)
Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит. (Якорь.)
Под водой живет народ –
Ходит задом наперёд. (Рак.)
зсяр– Какая буква в цепочке лишняя? (Лишняя буква я, она гласная, остальные буквы согласные.)
– Напишите цепочку букв до конца строки. Буквы в цепочке можно менять местами.
IV. Закрепление изученного.
На доске записаны слова-отгадки: змея, соль, якорь, рак.
– Одной чертой подчеркните слова, где звуков меньше, чем букв, двумя чертами – слова, где звуков больше, чем букв.
Обоснуйте свой ответ.
V. Наблюдение над особенностями произношения гласного и согласного звуков.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос для вас приготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 39.
3. Отгадайте загадку:
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит.)
– Произнесите в слове алфавит первый звук.
– Какой он – гласный или согласный? Докажите.
– Произнесите последний звук. Докажите, гласный он или согласный.
Учитель обращает внимание учащихся на три особенности согласного звука: воздух во рту встречает преграду, слышится шум, без гласного не образует слог.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сделайте приседание, если с согласного звука – хлопните в ладоши.
Учитель называет слова: олень, слон, гусь, воробей, апельсин, тюлень, утка, ирис, друг, сон, иголка, аптека, ворота, трамвай.4. Чтение сведений о языке на с. 21.
5. Работа над упражнением 40.
VI. Повторение алфавита.
1. Работа над упражнениями 41, 42.
2. Игра «Кто быстрее?».
Сидящие за первой партой получают листок, на котором написано слово, например берёза. Нужно написать на листке слово на следующую по алфавиту букву и быстро передать листок на другую парту. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно справится с заданием.
Дети работают в паре. Можно усложнить задание: предложить написать словарные слова.
VII. Звукобуквенный разбор слов: лыжи, мороз.
VIII. Итог урока.
– Что вы знаете про гласные звуки?
– Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? Докажите примером.
Домашнее задание. Упражнение 43.