Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль) (3 класс)

ГОУ СОШ № 891 имени
Алии Молдагуловой










Открытый урок
по литературному чтению

тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль)











Учитель: Небренчина М.В.



















Ноябрь 2009г.


Цель урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, посредством изучения произведения «Прыжок» развить нравственные качества личности.
Задачи:
Образовательная: научить постигать суть произведения, понимать его идею через анализ поступков героев; обучить умению составлять «картинный» (рисованный) план.
Развивающая: способствовать развитию устной связной речи, познавательных способностей, умению выразительно читать.
Воспитательная: способствовать воспитанию смелости, формированию нравственных представлений о героизме, о храбрости; вызвать сопереживания детей к героям были.
Оборудование:
учебник;
портрет писателя;
карточки с частями плана для проверки д/з;
высказывание А.С. Пушкина;
иллюстрации к каждой части плана текста;
планшет с фломастером;
стикеры
компьютерные презентации к уроку;
тест (резерв)
Технические средства обучения:
мультимедийное оборудование;
магнитофон;
















Этапы урока
Содержание
Примечание

I
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь.

- Давайте познакомимся! Меня зовут Мария Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверим готовность к уроку: на столах с левой стороны у вас должны стоять на подставках дневник, учебник с планшетом внутри – с ним мы познакомимся чуть позже и карточка, с правой стороны – пенал, фломастер чёрного цвета. По середине стола наклеены стикеры (разноцветные полоски). Всё это нам пригодится в течение всего урока.


Доска:
23 ноября.
Лев Николаевич Толстой. + портрет
(мультимедиа закрыта книгой)
С другой стороны – высказывание А.С. Пушкина и шифр!

II
Проверка д/з
- На прошлом уроке вы читали произведение Л.Н. Толстого «Акула». Положите перед собой карточку голубого цвета и синюю ручку.

- Перед вами события, последовательность которых надо восстановить.

Задание: пронумеруйте части плана в правильной последовательности.

- На линеечках напротив каждого события проставьте нужный номер: напротив события, которое шло в произведении «Акула» первым – ставите цифру 1, вторым – цифру 2 и т.д.

- Выполняем!

- Кто справился с заданием садится ровно, показывая мне свою готовность работать дальше.
План:
«Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки».
«Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку».
«Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».
«Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».
«По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы».

- Проверяем!

- Проведём взаимопроверку – обменяйтесь планами с соседом, возьмите зелёную ручку, ошибки будете исправлять ей. Напротив цифр ставите «+», если ответ верен и «- «, если ответ неверен.

– Смотрим на экран и сверяем ответы – (читаю ответы я).

- Обменяйтесь листочками обратно – посмотрите, у кого все плюсы – вы молодцы!

(Закрыть мультимедию книгой)

- Положите карточку на подставку за дневник – она нам больше не понадобится, ручки положите рядом с пеналом.


















Пока дети выполняют задание (план) – на мультимедию вывожу верный план и закрываю его учебником.










Сверка с мультимедией

Мультимедию закрываю книгой

III
Введение в тему (формулирование учащимися темы и цели урока).


- Давайте обратимся к высказыванию Александра Сергеевича Пушкина:
«Чтение – ничто: осмысленное  чтение – кое-что; чтение осмысленное  и прочувствованное – совершенство» А.С. Пушкин
- Как вы понимаете данное высказывание? (если мы будем читать произведение, как набор букв и знаков препинания, и не вникать в его суть – то к сожалению ничто не сможем понять из того, что хотел донести до нас автор. Если мы будем читать осмысленно, пытаясь понять только суть произведения, не обращая при этом внимания на чувства героев, их переживания и эмоции – в таком случае мы только кое-что сможем увидеть из того, что хотел донести до нас автор. А если мы прочитаем произведение не только осмысленно, но и прочувствуем все тонкости характеров героев и их переживания, поставим себя на место того или иного персонажа – то в таком случае в совершенстве сможем понять всё то, чему хотел научить нас автор)
- Так вот сегодня на уроке нам предстоит с вами узнать – прав ли А.С. Пушкин или всё-таки ошибается.
- Перейдём к шифровке. Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.
мПерыжшоокклтвшкеащ
Шифр: 2 4 5 6 9 11
- Кто догадался, как пользоваться шифром? (в шифре указана последовательность букв слова, которое у вас должно получиться)

(Дети выходят к доске и побуквенно обводят название)

- Прочитайте название рассказа (Прыжок)

- Правильно – это «Прыжок». (на доску вывешиваю «Прыжок» и снова закрываю шифр книгой)

- Глядя, на доску попробуйте сформулировать тему урока. (Сегодня мы будем изучать произведение Л.Н. Толстого «Прыжок»).

- В творчестве Льва Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Однажды Толстой наблюдал случай, который позже описал в произведении «Прыжок», поэтому данное произведение является былью. (на доску вывешиваю (быль))



Читаю сама.















































IV. Подготовка к восприятию произведения.

- Сядьте удобно. Закройте глаза. (Звучит фонограмма звуков моря, пока звучит музыка на мультимедию вывожу изображение корабля-парусника).
- Можете открыть глаза. Мы с вами стали пассажирами вот этого замечательного корабля – парусника, именно о нём будет идти речь в произведении «Прыжок».
(готовлю видео, пока говорю следующие слова)
-А сейчас просмотрите, пожалуйста, небольшой фильм, о том, из каких деталей состоит корабль - парусник – прошу вас обратить особое внимание на высоту мачт! (выключаю видео и опять вывожу изображение корабля – парусника)
Корабль – парусник на мультимедии.








Слайд – шоу с музыкой

VI. Первичное целостное восприятие текста.

- Мы не случайно с вами столько времени уделили описанию корабля, п.ч. события в произведении «Прыжок» будут происходить непосредственно на корабле.

- Сядьте правильно и приготовьтесь к прослушиванию были «Прыжок». Во время чтения постарайтесь представить себе ту ситуацию, в которой оказались наши герой.

После прочтения:

- Давайте проверим всё ли нам удалось понять, осмыслить и прочувствовать, так как хотел это донести до нас автор.

- В тексте могут встретиться непонятные слова, одно из них аршин (вывешиваю на доску)

- Что обозначает это слово? (старинная мера длины, равная 71 см)

- Значение остальных слов объясним по ходу чтения текста.

















VIII. Физкультминутка.

-Я вижу, вы немного устали, давайте отдохнём! (подхожу к магнитофону, включаю «Наш отважный капитан»)

- Молодцы, садитесь! (выключаю мелодию, говорю следующие слова и параллельно вывожу на экран слова для техники чтения)





IX.
Вторичное чтение текста.














Анализ текста.































Физминутка
1. Словарно- лексическая работа. Чтение трудных слов.
- Перейдём к отработке техники чтения – на экран я вывела сложные слова, которые вам встретятся в тексте – прочитайте их шёпотом сначала по слогам, а затем целыми словами:
Две-над-ца-ти-лет-ний – двенадцатилетний
Раз-мах-нул-ся – размахнулся
Пе-ред-раз-ни-ва-ла – передразнивала
Взоб-рал-ся – взобрался
Раз-за-до-рил-ся – раззадорился

- Читаем по слогам вместе и один ребёнок это же слово целиком. (после последнего слова, подхожу к мультимедии и убираю слова, вывожу корабль-парусник)

- Молодцы! Теперь вы смело можете приступать к самостоятельному прочтению текста. Откройте учебники по закладке и переверните страницу на 156. Читать текст будем по частям. Я приготовила для вас стикеры (разноцветные полоски), будете наклеивать их в конце каждой части, чтобы не забыть где мы закончили чтение.

- Сколько всего стикеров у каждого ученика? (6)

- Значит сколько будет частей в нашем тексте? (6).

1 абзац:
- Чтение по цепочке.

- Наклейте стикер в конце данной части.

Вопросы по содержанию:

- О каких персонажах говорит здесь автор? (Обезьяна, народ: раз речь идёт о корабле, и не трудно догадаться, что народ – это матросы. В конце рассказа звучит это слово).

- Давайте понаблюдаем, что же происходит на палубе. Ответьте строчками из текста: как ведёт себя обезьяна?

- А как ведут себя люди при этом? (люди «забавляются»)

- Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (значит ещё больше корчилась, прыгала)

- Я приготовила для вас иллюстрированные рисунки, выберите, пожалуйста, из данных иллюстраций ту, которая подходит к прочитанному отрывку.

2, 3 абзацы:
- Посмотрите, на стр.157 у вас лежит планшет. Давайте потренируемся им пользоваться. Возьмите чёрный фломастер, который я вам раздала, и напишите на планшете, в любом месте цифру 5. Теперь сотрите её специальным ластиком, который находится на колпачке фломастера.

-Все поняли, как пользоваться планшетом? Молодцы!
- Тогда слушайте следующее задание: 2, 3 абзацы вы будете читать самостоятельно – скажите, пожалуйста, какими словами заканчивается 3 абзац?
- Возьмите следующий стикер и наклейте его в конце 3 абзаца.
- 2,3 абзац вы читаете про себя и отмечаете фломастером на планшете слова, которые вам помогут охарактеризовать действия мальчика, помогут ответить на вопрос: почему он бросился за обезьянкой, а не остался на палубе.
- Просмотрите внимательно слова, которые вы подчеркнули и попробуйте сформулировать причины, которые побудили мальчика броситься за обезьянкой. (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться. Она дразнила мальчика. Все ещё громче начинали смеяться).
- Выберите из данных иллюстраций ту, которая подходит к прочитанному отрывку.
4, 5, 6 абзац: (подхожу к магнитофону)
- Перед прослушиванием следующей части, для лучшего осознания сложившейся опасной ситуации поставим себя на место мальчика (включаю шум моря): вы мальчик на корабле, радостно лезете по веревке, идете по перекладине, которая качается, отпустите веревку.. расставьте руки в стороны и попытаться сделать несколько шагов по воображаемой перекладине. Вам нужно пройти расстояние в ск-ко аршин? (2). Закройте глаза и попытайтесь удержать равновесие и не упасть – ведь внизу палуба Легко ли это сделать, ведь упав с такой высоты, можно разбиться .
- Какое же чувство испытал каждый из вас?
- сейчас начнёт читать, а вы вспомните все те переживания, которые вы испытывали, когда были на месте мальчика. (Читает ученик.)
- Возьмите следующий стикер и наклейте его в конце данной части.
Вопросы по содержанию:

- Давайте проследим за действиями обезьяны: найдите в тексте строчки, и прочитайте их, которые описывают момент, как обезьянке удалось повесить шляпу на край последней перекладины.
- Как вы понимаете выражение «зацепившись задней рукой» (У обезьян 4 руки и кисти на задних конечностях этих животных такие же, как и на руках)
- Видите, даже обезьяне не слишком легко было достать до края последней перекладины, для этого ей пришлось вытянуться во всю длину.
- В какой момент изменилось отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? (Отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).
- В какой момент мальчик опомнился? (мальчик опомнился от крика матроса, который ахнул)
- Почему мальчик, после того как опомнился – сразу зашатался, хотя до этого он стоял уверенно на ногах? (Мальчик после крика одумался, посмотрел вниз и увидел – на какой высоте он находится – это его испугало и он сразу зашатался)
- Выберите из данных иллюстраций ту, которая подходит к прочитанному отрывку.
7 абзац:

- Чтение 2 хорошо - читающими учениками.
- Возьмите следующий стикер и наклейте его в конце данной части.
Вопросы по содержанию:

- Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце? (капитан – отец мальчика)

- Что сделал капитан, увидев сына на мачте? («увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай в воду! Застрелю!»)

- Объясните странное поведение отца. (У отца не было времени на раздумье, жизнь сына зависела от быстрого решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

- Выберите из данных иллюстраций ту, которая подходит к прочитанному отрывку.

8 абзац:

- Возьмите следующий стикер и наклейте его в конце данной части.
- Что значит «точно пушечное ядро шлёпнулось тело мальчика в море» (это сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика).
- Ответьте строчками из текста: как ведут себя матросы?
- Почему сорок секунд показались всем долгими (п.ч. все очень переживали за жизнь мальчика)
- Хорошо ли закончилась история? (да)
- Выберите из данных иллюстраций ту, которая подходит к прочитанному отрывку.
9 абзац:
- Возьмите следующий стикер и наклейте его в конце поизведения.
- Если история закончилась хорошо, почему тогда капитан плакал? (Он пережил слишком сильное потрясение, очень испугался за сына, он мог убить его. И так же это были слёзы счастья, что сын остался жив).
- Выберите из данных иллюстраций ту, которая подходит к прочитанному отрывку.
- Посмотрите внимательно на доску и подумайте, на что похоже то, что мы с вами только что составили (на картинный план)
- Итак, абзац за абзацем мы прочитали быль «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом были, проанализировав его, отразили все самое важное в картинном плане и поделили его на части с помощью стикеров у вас в учебниках. Если дома кто-нибудь захочет пересказать столь интересное произведение своим родителям, братьям, сёстрам или просто товарищам, то с лёгкостью сможете воспроизвести этот картинный план у себя в памяти, опираясь на части, отмеченные в учебнике стикерами, и пересказать произведение «Прыжок».



































































X.
Обобщение прочитанного материала.




















XI.
Итог урока



























































- Вернёмся к высказыванию А. С. Пушкина – прочитайте его. («Чтение – ничто: осмысленное  чтение – кое-что; чтение осмысленное  и прочувствованное – совершенство»)
- Прав ли оказался А.С. Пушкин? (да, прав, если мы будем читать произведение, как набор букв и знаков препинания, и не вникать в его суть – то ничто не сможем понять из того, что хотел донести до нас автор. Если мы будем читать осмысленно, пытаясь понять только суть произведения, не обращая при этом внимания на чувства героев, их переживания и эмоции – в таком случае мы только кое-что сможем увидеть из того, что хотел донести до нас автор. А если мы прочитаем произведение не только осмысленно, но и прочувствуем все тонкости характеров героев и их переживания, поставим себя на место того или иного персонажа – то в таком случае в совершенстве сможем понять всё то, чему хотел научить нас автор).


- Зачем автор рассказал вам эту историю, чему он хочет вас научить? (он хочет, чтобы вы учились принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость)

- Оценки – 10 штук.

- Вы - молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. Вы хорошо читали, правильно отвечали на мои вопросы.

- До свидания! До новых встреч!


Резерв:
- А сейчас мы определим самого внимательного читателя из вас: читайте вопросы, букву верного ответа обводите в кружок.
1. м) Была тихая погода, весь народ был на палубе.
б) Была штормовая погода, весь народ был на палубе.
2. Капитан корабля увидел сына на мачте и тотчас же:
п) прошептал: «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!» о) закричал: «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»
3. к) Мальчик был внуком капитана корабля.
с) Мальчик был сыном одного из моряков.
л) Мальчик был сыном капитана.
4. о) Секунд через сорок вынырнуло тело мальчика.
е) Секунд через двадцать вынырнуло тело мальчика.
в) Секунд через тридцать вынырнуло тело мальчика.
5. вдруг в народе кто-то ахнул от.
к) волнения д) страха
6. е) Обезьяна подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику.
ж) Обезьяна подпрыгнула к девятилетнему мальчику.
7. Когда капитан увидел, что сын жив, он.
з) вздохнул облегчённо и ушёл к себе в каюту
ф) подошёл к сыну, обнял его и заплакал
ц) закричал, убежал к себе в каюту и заплакал
- Прочитайте по порядку буквы, которые вы обвели – какое слово у вас получилось?

- МОЛОДЦЫ!















































Тест у каждой команды.













































забавляются – проводить время в игре,
оступиться – споткнуться,
кругосветное путешествие – путешествие вокруг земного шара
расходилась - разбуянилась,
разобрал задор – овладело, охватило нехорошее поведение,
опомнился - одумался,

















Заголовок 315