Урок ИЗО 2 класс. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.


Урок ИЗО во 2 классе.
Тема: Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
Цель: 1. Познакомить учащихся с традиционной глиняной и деревянной игрушкой, представляющей народные игрушечные промыслы разных регионов России.
2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока
Используемые ресурсы
Деятельность учителя
(с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет-сервисами)
Деятельность ученика
(с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет-сервисами)
Длительность этапа

1
2
3
4
5
6

1.
Организацион
ный момент
Презентация-
Слайд №1



Ребята, я рада видеть вас в мастерской народных умельцев. Улыбнитесь нашим гостям! Улыбаясь, посмотрите друг на друга, на меня.
Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.
Дети приветствуют друг друга.



1 мин.

2.














Введение в тему. Создание проблемной ситуации.





Слайд № 2














Учебник с. 54, 55




Слайд № 3 №4
-Ребята, как вы думаете, с каким предметом ребенок знакомится, начиная с младенчества и этот же предмет сопровождает его почти на протяжении всей жизни?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Сегодня на урок вы принесли свои любимые игрушки. Но и я для вас подготовила игрушки.
- Сравните их. Чем они отличаются?




- А что у них общего?
- Верно. Слово «играть», означает «забавлять, развлекать». Так с какой целью издавна создавались игрушки?
- А все ли игрушки предназначались только для того, чтобы ими играли дети?
- Это мы узнаем, из информации в учебнике.

- О каких видах игрушек вы еще узнали?
- Для чего они предназначались?

Рассказать об одной из обереговой и обрядовой куклах.
- Найдите, среди кукол, которые я принесла, куклу- оберег, обрядовую куклу.
-Игрушка.



- Тема нашего урока: Игрушка.

Рассматривают современные игрушки и старинные.
- Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла. Старинные из глины, дерева, соломы, полена, ткани.

- Они предназначены для того, чтобы ими играть.
- Чтобы развлекать детей.



Учащиеся читают информацию в учебнике.
- Обереги, обрядовые.
- Оберегали в дальних странствиях, применяли при различных обрядах.


Показывают куклы.
8 мин.















3.
Постановка цели урока
Слайд № 5



Слайд № 6
- Посмотрите на слайд. Какие из названий игрушек вам известны?
- А с названиями каких игрушек вы встретились впервые?
- Значит, цель нашего урока?
- Уметь различать их по видам росписи.
- Научиться расписывать игрушку дымковскими узорами.
- Мяч, машинка, кубик- Рубика.

Каргопольская, филимоновская, дымковская игрушка.
- Узнать об этих игрушках.

2 мин.

4.










Новая тема.









Видеоролик


- А как вы думаете, почему игрушки названы именно так: каргопольская, филимоновская, дымковская игрушка.
-Чтобы узнать больше об этих игрушках, мы с вами отправимся в путешествие по разным уголкам Росси, где их мастерили.

ФИЗМИНУТКА
- Итак, в путь. Обратите внимание на особенности росписи каждой игрушки, чтобы потом правильно выполнить задание.
- Из за названий мест, где их делали.
Если не ответят, можно задать вопрос, как проблемный перед просмотром видеоролика.


Ученики выполняют физминутку.

Просмотр видеоролика.
9 мин.






2 мин.




5.


Первичное закрепление
Конверты с заданием
Слайд № 7
Слайд №8
Слайд № 9



Слайд № 10
- Вот и закончилось наше путешествие.
- О каких игрушках вы узнали?
-В чем особенность каргопольской игрушки?
- Филимоновской?
- Дымковской?
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал, поработаем в группах.
- Перед вами конверты. В них изображения игрушек.
- 1 группе необходимо выбрать и наклеить на лист изображения только каргопольских игрушек.
- 2 группе- только филимоновских игрушек
- 3 группе- только дымковских игрушек.
- Поменяйтесь листочками с другими группами.


-Размером с ладонь, Полкан, и.т.д.
-Свистульки, вытянутые шеи и.т.д.
-Белый фон, ярко раскрашены и.т.д.
Учащиеся делятся на группы.



Выполняют задание, работая в группах.



Взаимопроверка.
5 мин.






6.
















































7.






















8.


9.
Практическая работа.





















Работа по таблице «Цвет и форма»























Итог урока






















Домашнее задание

Рефлексия
Слайд № 11






















Слайд № 12
































Слайд № 13






Слайд № 14








Слайд № 15

Слайд № 16
- Ребята, давайте вернемся к целям нашего урока.
- Прочитайте первую цель.

- Какие народные игрушки России вы уже знаете?
- Прочитайте вторую цель.
- Научились мы это делать?
- Верно. Вы все успешно справились с заданием, работая в группах.
- А всех ли целей мы добились, которые ставили в начале урока?
- Что же нам осталось еще выполнить?

- Сегодня вы будете мастерами по росписи дымковской игрушки. Не забывайте, что каждый мастер составляет свой узор, ни у кого не срисовывает. Это очень ценно. У вас, у каждого на столе лежит вот такой (показываю) шаблон “барыни”. Посмотрите, ребята, у ваших барынь закрашены кокошник и кофточка, а юбка то осталась без узора. Я думаю, что ее тоже нужно украсить узором.
– Много разнообразных узоров дымковской росписи.
-Как одним словом можно назвать эти узоры?

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец.
– Какие цвета в основном используют мастера Дымково?
Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек. Чтобы сделать тычок, можно использовать ватную палочку.
Запомните!!!
- Рисование узоров нужно начинать с крупных элементов.
- Сейчас, сразу кистью, используя элементы дымковской росписи, вы распишите юбку вашей барыни. Вы тоже, как и мастер, придумайте каждый свой узор. Можно приступать к работе.

– Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получились юбки у ваших барынь.
– Давайте, исследуем некоторые работы и выясним, действительно ли они похожи на дымковские.
- Если в вашем рисунке не было никаких замечаний, и, вы считаете, что вам можно поставить отметку «5», наклейте на ваш рисунок розовый стикер.
- Если были замечания, то за ваш рисунок ставится отметка «4» и нужно наклеить зеленый стикер.
- Давайте еще раз вернемся к целям нашего урока.
- О каких народных игрушках вы сегодня узнали?

- Для чего мы расписывали дымковскую барыню?
- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

- Из полена сделать куклу оберег или из соломы- обрядовую куклу.
- Если вам понравилось наше путешествие и урок, похлопайте в ладоши.


- Познакомиться с народными игрушками России
- Каргопольская, филимоновская, дымковская.
- Уметь различать игрушки по видам росписи.


- Нет.

- Научиться расписывать игрушку дымковскими узорами.











- Геометрические

-Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи.





-Яркие нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.









Самостоятельная работа.





Учащиеся анализируют работы одноклассников.





Самооценка.




- Обереговые и обрядовые куклы, каргопольские, филимоновские и дымковские игрушки.
- Чтобы знать традиции народного творчества.
- Да


Учащиеся записывают задание в дневник.
12 мин.
















































5 мин.






















0.5 мин.

0.5 мин.


15