Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса УМК Школа 21 века
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета литературное чтение составлена на основе:
Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Бобковская СОШ»;
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению;
Авторской программы учебного предмета для обучающихся общеобразовательных учреждений автора Ефросининой Л.А. (литературное чтение в четырехлетней начальной школе: 1-4 классы - М.:Вентана - Граф, 2012г.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
В соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:
годовым календарным учебным графиком на 2014 – 2015 учебный год;
учебным планом 2014 – 2015 учебного года;
положением о рабочей программе педагога
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ, соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования, вошёл в Федеральный перечень учебников на 2014 – 2015 учебный год.
Курс литературного чтения 1 класса помогает ребёнку стать читателем: подводит к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогащает читательский опыт. Уроки литературного слушания проходят в тот период обучения, когда дети самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.
Изучение курса «Литературное чтение» на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
Развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;
Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в собой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса в чтению книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связанно с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы , самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественною ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создать собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета «литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть оследовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы,
стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений).Проявление интереса к словесному творчеству, участие в
коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание
небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в
театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями.
Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под
руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
•с уроками русского языка: запись отдельных выражений,
предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
•с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных
эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение
иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
•с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Ценностные ориентиры содержания.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место курса в учебном плане
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю. На обучение грамоте отводиться 4 часа, на письмо – 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология». На реализацию данной программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 1 классе 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 100 ч отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 32 ч — урокам литературного чтения.
Содержание программы.
Литературное чтение и слушание.
Круг чтения. произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги- справочники.
Примерная тематика: произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.
О тебе, моя Родина. Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А.Плещеев.
Мир Родной природы. Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова, В. Белова, Г.Цыферов, С.Чёрный, И.Соколов-Микитов, И.Шевчук, Л.Толстой, В.Бианки, Э.Машковская.
Мир сказок. Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса.
Учимся уму-разуму. Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е.Пермяк.
Структура изучаемого предмета.
№ п/п Название раздела Количество часов
1 Добукварный период 14
2 Букварный период 51
3 Послебукварный период 35
4 Литературное чтение.
Читаем сказки, загадки, скороговорки
Учимся уму – разуму
Читаем о родной природе
О наших друзьях – товарищах
О наших друзьях животных
Читаем сказки, пословицы, считалки 32
2
9
9
6
2
4
Итого 132ч
Учебно- тематический план
№ урока Тема урока, раздела Элементы содержания Планируемы результаты изучения урока обучающимися (знать и понимать, уметь, использовать)
личностные предметные метапредметные
Добукварный период Определение внутренней позиция школьника; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Моделировать состав предложения; корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки; выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению; контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Выделять звуки: гласные и согласные, их характеристика. Определять понятия: слово, предложение, текст.
Читать текст, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главное в прочитанном, вести несложный диалог, выполнять звуковой анализ слов.
Регулятивные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
Коммуникативные:
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
1 Введение понятия «предложение». Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». Книга. Учебная книга. Условные обозначения, принятые в учебнике. Предложение. Обозначение предложения длинной полоской. К. Чуковский «Айболит» (отрывок). 2 Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о Родине. С.Дрожжин «Привет» Родина. Малая Родина. С.Дрожжин «Привет» 3 Рассказ по сюжетной картинке. Предложение. Слово. Обозначение предложения и слова. Летний отдых. 4 Интонационное выделение первого звука в словах. Русская народная сказка «Репка». Пространственное расположение предметов. Интонационное выделение первого звука в словах. 5 Интонационное выделение первого звука в словах. Интонационное выделение первого звука в словах. Звуковая схема слова. 6 Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком «м». Звуковая схема слова 7 Развитие восприятие художественного произведения. Рассказы о Родине. С. Романовский «Москва» Родина. Малая Родина. С. Романовский «Москва». Плавное слоговое чтение. 8 Звуковой анализ слова «сыр», «нос». Звуковая схема слова. Звуковой анализ слова «сыр», «нос». 9 Рассказы по сюжетным картинкам. Звуковая схема слова. С.Маршак «Усатый - полосатый». 10 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. В.Белов «Родничок». Природа. Природа родного края. Отношение к природе. 11-12 Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. Гласный звук. Обозначение гласного звука фишкой красного цвета. 13-14 Введение понятий «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Согласный звук. Обозначение согласных звуков фишками зеленого и синего цветов. Букварный период Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков; сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; классифицировать: звуки по заданному основанию; слова по количеству слогов и месту ударения; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные:
использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, структурирование знаний; логические – составление слов по схемам; рассуждения об особенностях звука.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно – речевые действия.
15 Знакомство с буквой «А, а» Баква А,а. Верхняя (средняя, нижняя) строка; левый (правый) столбец. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Слова со звуком «а» в начале, в середине, конце слова. Кроссворд. 16 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. М. Михайлов «Лесные хоромы». Природа. Природа родного края. Отношение к природе. 17 Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). Буква Я,я. Буква «я» в начале слова (обозначение звуков (й’) и (а)). Звуковой анализ слов. 18 Знакомство с буквой «О,о» Буква «О,о». звуковой анализ слова «полка». Слова со звуком (о) в начале, середине, конце слова (по рисункам) 19 Знакомство с буквой «Ё,ё». Буква «Ё,ё». буква ё в начале слова (обозначение звуков (й), (о)). Звуковой анализ слов «клен», «пес», «утенок», «елка», «елки». Множественное число. 20 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе Мусса Гали «Земные сказки» Природа. Природа родного края. Отношение к природе. 21 Знакомство с буквой «У,у» Буква У,у. звуковой анализ слов «труба», «стул». Рассказ по серии сюжетных картинок. 22 Знакомство с буквой «Ю,ю» Буква Ю,ю. звуковой анализ слов «ключ». «утюг». Кроссворд звук у в словах. 23 Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков (й) и (у)). Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков (й) и (у)). Звуковой анализ слов «юла», «юнга». 24 Развития восприятия художественного произведения. Веселые рассказы о детях. А. Барто «В школу». Веселые рассказы о детях. А. Барто «В школу». 25 Знакомство с буквой «Е,е». Буква Е,е. Буква «е» в начале слова. 26 Букв «е» в начале слова (обозначение звуков (й) и (э)). Звуковой анализ слов. Звуковые цепочки. Упражнения в словоизменении. 27 Знакомство с буквой «ы». Буква ы. звуковые анализы слов. Стихотворение С. Маршака. Кроссворд. Преобразование слов. 28 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о животных В. Сутеев «Дядя Миша» Признаки сказки. Схематический план. Модель обложки к сказке. 29 Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков. Звуковой анализ слов. Модели слов. Гласные буквы, с которыми согласные произносятся твердо. Гласные буквы, с которыми согласные произносятся мягко. 30 Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Преобразование слов путем замены буквы. 31 Знакомство с буквой «М,м». Буква М,м. Открытый слог. Способ чтения прямого слога. Звуковой анализ слов. Местоимения: моя, моё, мой, мои. 32 Развитие восприятия художественного произведения. Литературные (авторские) сказки. Ш. Перро «Красная Шапочка». Ш. Перро «Красная Шапочка». Положительные и отрицательные герои сказок. 33 Знакомство с буквой «Р,р». Буква Р,р. Звуковой анализ слов. С. Баруздин «Как Алеше учиться надоело» (отрывок). Чтение прямых слогов. 34 Знакомство с буквой «Л,л». Буква Л,л. Звуковой анализ слов. Чтение прямых слогов. Словоизменение. 35 Знакомство с буквой «Й, й». Буква Й, й. Звуковой анализ слов. Лексическое значение слов ононимов «рой», «мой». 36 Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок. Малые жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки). Малые жанры устного народного творчества. Потешки, их особенность. Считалки. Загадки, их особенности. Пословицы и поговорки, их отличительные особенности. 37 Знакомство с буквой «Г, г». Введение понятия «слог», «ударение», «ударный слог». Слог. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Место ударения в слове. Ударный слог. Буква Г,г. Звуковой анализ слов. 38 Знакомство с буквой «К, к». Буква К, к. Звуковой анализ и модели слов. Звонкость и глухость согласных. 39 Сопоставление звуков (г) и (к) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. «Звонок» - символ, обозначающий звонкий согласный звук в модели слова. Логические упражнения. 40 Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о животных. А. Блок «Зайчик» А. Блок «Зайчик». Настроение и чувства автора. Жанр и тема произведения. Плавное слоговое чтение. 41 Знакомство с буквой «С, с». Буква С, с. Звуковой анализ и модели слов. Звонкость – глухость согласных. В. Голявкина «как я помогал маме мыть пол». Слог. Логические упражнения. 42 Сопоставление звуков (з) и (с) по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. Звонкость – глухость согласных. «Звонок» - символ, обозначающий звонкий согласный звук и модели слова. А. Барто «Я знаю, что надо придумать», В. Сутеев «Цыпленок и Утенок» 43 Знакомство с буквой «Д, д». Буква Д, д. Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Я. Пинясов «Хитрый огурчик», стихотворение А. Шибаева 44 Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы для детей. М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Плавное слоговое чтение. 45 Знакомство с буквой «Т, т». Сопоставление звуков (д) и (т) по звонкости – глухости. Буква Т, т. Звуковой анализ слов. Звонкость – глухость согласных. Э. Мошковская «Я рисую», Н. Сладков «Догадливый хомяк», Н. Томилина «Бегемот», Е. Чарушин «Томка». 46 Знакомство с буквой «Б, б» Буква Б, б. Звуковой анализ слов. Звонкость – глухость согласных. В. Голявкин «Все будет прекрасно!». Логические упражнения. 47 Знакомство с буквой «П, п». Буква П, п. звуковой анализ слов. Смыслоразличительная функция ударения. В. Осеева «Просто старушка». 48 Развитие восприятие художественного произведения. Стихи о детях. Е. Благинина «Тюлюлюй» Е. Благинина «Тюлюлюй». Плавное слоговое чтение. 49 Знакомство с буквой «Ф, ф» Буква Ф, ф. звуковой анализ слов. Смыслоразличительная функция ударения. Я. Тайц «Волк». Г. Сапгир «Футбол». Ребусы. 50 Знакомство с буквой «Ж, ж». Буква Ж, ж. звуковой анализ слов. Особенности звука (ж). Загадки Г. Юдкин «Поэты». 51 Знакомство с буквой «Ш, ш». Буква Ш, ш. Звуковой анализ слов. Особенности звука (ш). Г. Юдин «Что вы знаете о йогах?». 52 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки С. Я. Маршака. С.Я. Маршак «Тихая сказка» С.Я. Маршак «Тихая сказка». Плавное слоговое чтение. 53 Знакомство с буквой «Щ, щ» Буква Щ, щ. Особенности звука (щ). Звуковой анализ слов. Правила написания гласных после (ч) и (щ). 54 Знакомство с буквой «Х, х» Буква Х, х. Особенности звука (ч). Звуковой анализ слов. Кроссворд. Л. Толстой «Белка и волк» (сказка). 55 Знакомство с буквой «Ц, ц» Буква Ц, ц. особенности звука (ц). звуковой анализ слов. Единственное и множественное число. кроссворд. Загадки. Г. Юдин «Цыпленок Цып». 56 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки В. Сутеев «Елка» Сказки В. Сутеев «Елка». Плавное слоговое чтение. 57 Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Разделительная функция мягкого знака. Формы множественного числа с использованием мягкого знака. Словоизменение. И. Бутман «Трус». 58 Знакомство с особенностями буквы ъ. Буква ъ. Особенности твердого знака. Стихотворение А. Потаповой. Рассказы Г. Виеру, Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». 59 Развитие восприятия художественного произведения. Сказки К. И. Чуковского. К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха» Сказки К. И. Чуковского. К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха» 60 Повторение. Алфавит. Звуковой анализ слов. Модели слов. 61 Повторение. Гласные буквы. Звуковой анализ слов. Модели слов. 62-63 Повторение изученных букв. Звуковой анализ слов. Модели слов. Послебукварный период. Проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; развитие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ориентировка в литературоведческих понятиях
Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.
Различать стихотворение, сказку, потешку, загадку, рассказ, пословицу. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Узнавать изученные произведения по отрывкам из них. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
1 Алфавит.
«Ты эти буквы заучи… » С. Я. Маршак. «Спрятался» В. Голявкин «Три котенка» В. Сутеев «Беспокойные соседки» А. Шибаев Алфавит.
«Ты эти буквы заучи… » С. Я. Маршак. «Спрятался» В. Голявкин «Три котенка» В. Сутеев «Беспокойные соседки» А. Шибаев 2 Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о животных. А. Блок «»Зайчик» А. Блок «»Зайчик». Плавное слоговое чтение. 3 «Про нос и язык» Е. Пермяк «Меня нет дома» Г. Остер «Про нос и язык» Е. Пермяк «Меня нет дома» Г. Остер 4 Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора», А. П. Шибаев «Всегда вместе». Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора», А. П. Шибаев «Всегда вместе». 5 «На зарядку – становись!». А. Шибаев «Познакомились» А. Шибаев «На зарядку – становись!». А. Шибаев «Познакомились» А. Шибаев 6 Г. Цыферов «Маленький тигр», С. Черный «Кто?», Г. Остер «Середина сосиски», Я. Аким «Жадина» Г. Цыферов «Маленький тигр», С. Черный «Кто?», Г. Остер «Середина сосиски», Я. Аким «Жадина» 7 Развитие восприятия художественного произведения Г. Скребицкий «Пушок» Г. Скребицкий «Пушок». Плавное слоговое чтение. 8 «Если был бы я девчонкой…» Э. Успенский. «Рукавичка». Украинская народная сказка. «Если был бы я девчонкой…» Э. Успенский. «Рукавичка». Украинская народная сказка. 9 «Спускаться легче». Г. Остер «Спускаться легче». Г. Остер 10 В. Сутеев «Под грибом» В. Сутеев «Под грибом» 11 Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Н. Носов «Фантазеры» Н. Носов «Фантазеры». Плавное слоговое чтение. 12 «Что за шутки?» А. Шибаев. «Хорошо спрятанная котлета» Г. Остер «Что за шутки?» А. Шибаев. «Хорошо спрятанная котлета» Г. Остер 13 «Как меня называли» Б. Житков «Большая новость» А. Кушнер «Как меня называли» Б. Житков «Большая новость» А. Кушнер 14 Е. Чарушин «Яшка», А. Кушнер «Что я узнал!». Е. Чарушин «Яшка», А. Кушнер «Что я узнал!». 15 Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и шумок» Е. Ильина «Шум и шумок». Плавное слоговое чтение. 16 Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снигирев «Медвежата» Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снигирев «Медвежата» 17 М. Карем «Растеряшка», В. Драгунский «Заколдованная буква». М. Карем «Растеряшка», В. Драгунский «Заколдованная буква». 18 Н. Носов «Ступеньки» Н. Носов «Ступеньки» 19 Развитие восприятия художественного произведения. Литературные сказки. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Плавное слоговое чтение 20 «Горячий привет» О. Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г. Остер «Горячий привет» О. Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г. Остер 21 «Зайчата» Е. Чарушин «Сорока и заяц» Н. Сладков. «Лиса и заяц» Н. Сладков «Зайчата» Е. Чарушин «Сорока и заяц» Н. Сладков. «Лиса и заяц» Н. Сладков 22 «Затейники» Н. Носов «Затейники» Н. Носов 23 Развитие восприятия художественного произведения. Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк» Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк». Плавное слоговое чтение. 24 Г. Сапгир «Людоед и принцесса или все наоборот», Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» Г. Сапгир «Людоед и принцесса или все наоборот», Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» 25 «Еж» (отрывок) А. Толстой. «Волк ужасно разъярен… »» В. Лунин «Зеленый заяц» Г. Цыферов. «Еж» (отрывок) А. Толстой. «Волк ужасно разъярен… »» В. Лунин «Зеленый заяц» Г. Цыферов. 26 Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок «Палочка - выручалочка» Мир сказок «Палочка - выручалочка». Плавное слоговое чтение. 27 «Он живой и светится». В. Драгунский. «Он живой и светится». В. Драгунский. 28 «Лиса и журавль» русская народная сказка. «Лиса и мышь» Н. Сладков «Лиса и журавль» русская народная сказка. «Лиса и мышь» Н. Сладков 29 Г. Сапгир «Лошарик», В. Берестов «Картинки в лужах» Г. Сапгир «Лошарик», В. Берестов «Картинки в лужах» 30 Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Плавное слоговое чтение. 31 Самостоятельное чтение. Чтение книг. Овладение техникой чтения. 32 Повторение. Гласные буквы. Самостоятельное чтение. Алфавит. Гласные буквы. Овладение техникой чтения. 33 Повторение изученных букв. Гласные и согласные буквы. Звуковой анализ слов. 34 Итоговая проверка сформированности читательской деятельности Обобщение и систематизация знаний. 35 Диагностика. Литературное чтение
Читаем сказки, загадки, скороговорки Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Понимать содержание прослушанных произведений. Осознанно воспринимать и различать произведенияфольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение). Умение читать вслух произведения разных жанров и отвечать навопросы по содержанию.
- Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решении.
Познавательные: овладение приемами понимания прочитанного текста, осознонанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выделение существенного из текста, построение.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
1 А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок), В. Сутеев «Кораблик», Кир Булычев «Скороговорка», В. Бианки «Лис и мышонок» Характерные особенности литературных (авторских) сказок.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок), В. Сутеев «Кораблик», Кир Булычев «Скороговорка», В. Бианки «Лис и мышонок» 2 Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Характерные особенности русских народных сказок.
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 3 Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок. В. Сутеев «Мешок яблок», «Терешечка» Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок. В. Сутеев «Мешок яблок», «Терешечка» Учимся уму – разуму
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, Правильно называть произведение (фамилию автора и за-главие).Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,
заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. - Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
4 В. Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье» В. Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье» 5 К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка», И. Северянин «Ее питомцы», Е. Пермяк «Торопливый ножик» К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка», И. Северянин «Ее питомцы», Е. Пермяк «Торопливый ножик» 6 А. Барто «Я - лишний». Я. Аким «Мама», Э. Успенский «Все в порядке» А. Барто «Я - лишний». Я. Аким «Мама», Э. Успенский «Все в порядке» 7 Развитие восприятия художественного произведения. В. Чаплина «Мушка» В. Чаплина «Мушка» Читаем о родной природе
Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, Правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие).Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. - Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
8 Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь», Э. Мошковская «Лед тронулся», И. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок) Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь», Э. Мошковская «Лед тронулся», И. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок) 9 Русская народная песня «Березонька», С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Лесная капель» Русская народная песня «Березонька», С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Лесная капель» О наших друзьях животных Планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы, Правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие).Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение сходства и различия в настроении героев произведения. Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами. - Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
10 И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», С. Михалков «Аисты и лягушки» И. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», С. Михалков «Аисты и лягушки» 11 Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Чик – чик ножницами» Е. Ильина «Чик – чик ножницами» 12 Е. Чарушин «Томкины сны», И. Журов «Нападение на зоопарк», М. Пришвин «Ежик», Ю. Моргутин «Убежал», Б. Заходер «Ежик» Е. Чарушин «Томкины сны», И. Журов «Нападение на зоопарк», М. Пришвин «Ежик», Ю. Моргутин «Убежал», Б. Заходер «Ежик» 13 М. Пришвин «Норка и Жулька», «Котик». Э. Шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» М. Пришвин «Норка и Жулька», «Котик». Э. Шим «Глухарь», Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья» 14 Учимся уму- разуму
М. Пляцковский «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке», В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». М. Пляцковский «Добрая лошадь», В. Осеева «Кто хозяин?», «На катке», В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». 15 Развитие восприятие художественного произведения. В. Драгунский «Что любит Мишка» В. Драгунский «Что любит Мишка» 16 Е. Пермяк «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого», В. Берестов «Сережа и гвозди», И. Бутман «Клоун» Е. Пермяк «Самое страшное», С. Востоков «Кто кого», В. Берестов «Сережа и гвозди», И. Бутман «Клоун» 17 Читаем сказки, пословицы, считалки
М. Пляцковский «Урок дружбы» (сказка), М. Яснов «В лесной библиотеке», В. Орлов «Как Малышу нашли маму», А. Усачев «Грамотная мышка» М. Пляцковский «Урок дружбы» (сказка), М. Яснов «В лесной библиотеке», В. Орлов «Как Малышу нашли маму», А. Усачев «Грамотная мышка» 18 В. Сутеев «Цыпленок и утенок», С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить», Д. Биссет «Дракон Комодо». В. Сутеев «Цыпленок и утенок», С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить», Д. Биссет «Дракон Комодо». 19 Развитие восприятия художественного произведения. Выявление уровня читательской компетентности Выявление уровня читательской компетентности 20 А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне» А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне» 21 В. Орлов «Большие уши», Е. Чарушин «Томка и корова», В. Берестов «Выводок» В. Орлов «Большие уши», Е. Чарушин «Томка и корова», В. Берестов «Выводок» 22 Читаем о родной природе
И. Соколов – Микитов «Радуга», Е. Трутнева «Эхо» И. Соколов – Микитов «Радуга», Е. Трутнева «Эхо» 23 Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о мире. Ю. Коринец «Волшебное письмо» Ю. Коринец «Волшебное письмо» 24 И. Шевчук «Ленивое эхо», К. Чуковский «Загадка», И. Соколов – Микитков «Май» И. Шевчук «Ленивое эхо», К. Чуковский «Загадка», И. Соколов – Микитков «Май» 25 С. Витвицкий «Травка зеленеет…», Я. Тайц «Все здесь», «По ягоды». С. Витвицкий «Травка зеленеет…», Я. Тайц «Все здесь», «По ягоды». 26 К. Чуковский «Радость», М. Есеновский «Моя небольшая Родина», Р. Валеева «Здравствуй, лето!», В. Лунин «Я видела чудо» К. Чуковский «Радость», М. Есеновский «Моя небольшая Родина», Р. Валеева «Здравствуй, лето!», В. Лунин «Я видела чудо» 27 Интегрированная контрольная работа (итоговая) Интегрированная контрольная работа (итоговая) 28 Анализ итоговой работы. Проверка техники чтения. Анализ итоговой работы. Проверка техники чтения. 29 Карта знаний Мои достижения. Мои неудачи. План дальнейшего продвижения по предмету. 30 Рефлексивное сочинение. Сочинение – письменное изложение своих мыслей, своего отношения к определенному явлению, событию. 31 Портфель достижений учащегося Демонстрация личных достижений учащихся 32 Проектная работа (презентация) Проектная работа по темам: «Книга – лучший друг и помощник», «Век живи – век учись» (по выбору) Планируемые образовательные результаты обучающихся
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные универсальные учебные действия:
понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
понимание и постановка учебной задачи;
составление плана и последовательности действий;
самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование познавательной учебной задачи;
выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
понимание и формирование учебной задачи;
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
Контроль и оценка образовательных результатов
Основными формами и средствами входного, текущего и итогового контроля по литературному чтению являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, дидактические игры, устный опрос.
Количество итоговых контрольных работ – 1.
Использовано пособие Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 416 с.- (оценка знаний)
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Журова Л.Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 ч./ Л.Е. Журова, М.И. Евдокимова. « Вентана – Граф», 2012.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение : 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Л.А Ефросинина. «Вентана – Граф», 2012 .
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение .Уроки слушания : 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: автор Л.А Ефросинина. «Вентана – Граф», 2012 .
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение .Уроки слушания : 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: автор Л.А Ефросинина. «Вентана – Граф», 2012
- Л.А. Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 416 с. – (Оценка знаний).
- Система уроков по учебникам Л.А. Ефросининой: 1 класс: поурочное планирование Литературное чтение/ авторы-составители С.В. Николаева, И.Г. Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2013. – 367 с.
- Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.В. Вершинина – Волгоград: Учитель. 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основнгой школе: от действия к мысли: система знаний/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М. : Просвещение, 2011.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе) Кол-во Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (в наличии)
Печатные пособия
Комплект таблиц "Литературное чтение 1 класс" (16 таблиц)
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету Д Электронный адрес
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа http://www. vgt.ru
Презентация уроков «Начальная школа»-Режим доступа: www.hmg.ru/http://www.km.ruЯ иду на урок начальной школы (материалы к уроку) Режим доступа http://festival.1 september.ru.
Учебные материалы и словари на сайте» Кирилла и Мефодий»- Режим доступа http://www. uroki.ru
Технические средства обучения
Аудио/видеомагнитофон. CD/DVD-проигрыватели. Компьютер с программным обеспечением. Телевизор.
Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Магнитная доска. Экспозиционный экран. Фотокамера цифровая. Видеокамера цифровая со штативом Д персональный компьютер,
мультимедийный проектор,
экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Фишки. Раздаточный материал
2.Касса букв
3.Пособие «окошки». Лента с гласными и согласными буквами
4.Слоговые диски
5.Лента букв
К
Д Фишки. Раздаточный материал
Касса букв
Пособие «окошки». Лента с гласными и согласными буквами
Слоговые диски
Лента букв