Конспект занятия для старшей группы по ФЦКМ по теме Посуда
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» с.КРАСНАЯ ГОРКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НУРИМАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект проведения ООД
Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и речевому развитию
в старшей группе
Тема: «Путешествие в мир посуды» Провела: воспитатель
Ахметьянова Ф.С.
- 2016 –
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Программное содержание:
- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;
- развивать мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Предварительная работа:
Экскурсия на кухню детского сада;
Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»; Отгадывание загадок о посуде;
Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;
Дидактические игры по теме «Посуда».
Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.
Ход занятия:
Организационный момент.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу)
Мы пришли сюда с утра,
Крикнем дружно все: «Ура!»
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля!
Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!
Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!
Основная часть занятия. (Ребята поворачиваются к экрану и становятся полукругом).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в одну очень интересную страну. И познакомимся с её обитателями.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую страну мы отправимся? Вот вам подсказка:
Я рукотворная звучащая, воды я не боюсьДля еды гожусь – а ударь – иногда разобьюсь.
Воспитатель: Это, конечно же, ПОСУДА!
Воспитатель: Нашими проводниками в эту замечательную страну будут Губка и Мыльце. (Слайд 1)
1. Беседа с детьми на тему: «Посуда».
Воспитатель: Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?
Дети: Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.
Воспитатель: Ребята, а кто придумал посуду?
Дети: Посуду придумали древние люди.
2.Упражнение «Расставь посуду на столе». (Рассаживаются за столы)
Воспитатель: А теперь садимся за столы. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 2)
Здесь нарисованы разные предметы. У вас на листочках есть такой же рисунок. Вам надо посуду «переместить» на стол. Для этого проведите от предметов посуды к столу стрелочки. (Слайд 3 – проверка)
3. Упражнение «Делим на группы».
Воспитатель: Да, правильно, ребята, но посмотрите, наши друзья почему-то заспорили, Губка говорит, что всю эту посуду можно разделить на какие-то группы а, мыльце сомневается. А как думаете вы, на какие группы можно её разделить. (Дети затрудняются ответить).
Воспитатель: Сейчас вам Губка расскажет, какая бывает посуда по назначению.
Воспитатель: Посуда по назначению бывает чайная, столовая, кухонная. К чайной посуде относится чайник, чашки, блюдца. (Слайд 4)
К столовой – тарелки, ложки, вилки, стаканы, та посуда, из которой мы, как правило, едим. (Слайд 5)
А к кухонной – сковородки, кастрюли. (Слайд 6)
Открою вам маленький секрет, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.
Воспитатель: Ребята, мыльце будет вам показывать картинку, а вы будете отвечать, что на ней изображено и к какой группе относится.
Какая посуда бывает по назначению?
(Слайды 7,8,9,10)
4. Игра с мячом «Назови, какая посуда».
Воспитатель: Какая бывает посуда? (деревянная, стеклянная, фарфоровая и т.д.)
Посуда не только по назначению бывает разная, но и отличается тем, из какого материала она изготовлена. Поиграем в игру и назовем, какая же бывает посуда в зависимости от материала.Если тарелка из пластмассы, то она (какая) - … Если ложка из металла, то она …. Если чашка из фарфора, то она… .Если стакан из стекла, то он… Если сахарница из стекла, то она… .
Если сковорода из керамики…
Если сковорода из чугуна …Если половник из металла, то он… и т. д.
5. Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда. (Исследовательская деятельность)
Воспитатель показывает образцы посуды из дерева, глины, стекла, пластмассы, металла. Дети берут в руки посуду, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, глиняная посуда тяжелая, готовить в ней можно только в духовке. Дети рассматривают посуду и называют свойство материала: стекло -прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое, глина – толстая, непрозрачная, метал – тяжелый, прочный, твердый и т. д. Динамическая минутка – упражнение «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник!
Очень важный, как начальник! Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик
Вот фарфоровые чашки Присесть, одна рука на поясе
Вот фарфоровые блюдца Кружатся, описывая в воздухе круг
Только стукни – разобьются! Хлопают в ладоши, топают ногой
Вот серебряные ложки!
Голова на тонкой ножке! Вытянулись, руки над головой - сомкнутые
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес! Легли, вытянулись.
«Четвертый – лишний». (Презентация)
Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.
Кастрюля – хлебница – сковорода – чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка – стакан – кружка – вилка (вилка не для питья)
Ложка – вилка – нож – кастрюля (кастрюля – не столовый прибор)
Чайник – самовар – чашка – сковорода (сковорода – не чайная посуда)
«Что за горе у Федоры?»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как надо ухаживать за посудой?
Дети: После того, как посуду помыли, ее надо поставить в шкаф, на полки. Воспитатель: Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните, как она называется. (Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского).
Воспитатель: Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры?
Воспитатель: А мы сейчас научимся убирать посуду по местам. Здесь на столе много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку – кухонную посуду, на вторую – столовую, на третью полку – чайную, на верхнюю – столовые приборы.(Выходят по одному ребенку и расставляют посуду по полкам)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Ну что ребята! Интересное путешествие ? (Ответы)
Воспитатель: Придя домой помогите маме накрыть на стол. Только вот вопрос. Какую посуду вы поставите на стол, чтобы пообедать? Чайную, кухонную или столовую?
Воспитатель: Какую посуду вы накроете к чаю?
Воспитатель: В какой посуде вы поможете маме приготовить еду?
Воспитатель: А теперь Губка и Мыльце предлагают вам отгадать загадки.
Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в … (Тарелке) А на чай и простоквашу Подставляй, дружочек, … (Чашку)
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)
Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… (Кастрюлей)
Будет вкусная еда С золотою коркою, Если пользуешься ты… Верно, сковородкою!
Список использованной литературы.
Н.Нищева., Л.Гавришева: Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, 2012 год.
Приложение 1. Отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»
И помчалися по улице ножи:«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»И кастрюля на бегуЗакричала утюгу:«Я бегу, бегу, бегу,Удержаться не могу!»Вот и чайник за кофейником бежит,Тараторит, тараторит, дребезжит...Утюги бегут покрякивают,Через лужи, через лужи перескакивают.А за ними блюдца, блюдца -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!Вдоль по улице несутся -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!На стаканы - дзынь!- натыкаются,И стаканы - дзынь!- разбиваются.И бежит, бренчит, стучит сковорода:«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»А за нею вилки,Рюмки да бутылки,Чашки да ложкиСкачут по дорожке.
Скачет сито по полям,А корыто по лугам.За лопатою метлаВдоль по улице пошла.Топоры-то, топорыТак и сыплются с горы.Испугалася коза,Растопырила глаза:«Что такое? Почему?Ничего я не пойму».2Но, как чёрная железная нога,Побежала, поскакала кочерга.И помчалися по улице ножи:«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»И кастрюля на бегуЗакричала утюгу:«Я бегу, бегу, бегу,Удержаться не могу!»Вот и чайник за кофейником бежит,Тараторит, тараторит, дребезжит...Утюги бегут покрякивают,Через лужи, через лужи перескакивают.А за ними блюдца, блюдца -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!Вдоль по улице несутся -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!На стаканы - дзынь!- натыкаются,И стаканы - дзынь!- разбиваются.И бежит, бренчит, стучит сковорода:«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»А за нею вилки,Рюмки да бутылки,Чашки да ложкиСкачут по дорожке.Из окошка вывалился столИ пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...А на нём, а на нём,Как на лошади верхом,Самоварище сидитИ товарищам кричит:«Уходите, бегите, спасайтеся!»И в железную трубу:«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»3А за ними вдоль забораСкачет бабушка Федора:«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!Воротитеся домой!»Но ответило корыто:«На Федору я сердито!»И сказала кочерга:«Я Федоре не слуга!»А фарфоровые блюдцаНад Федорою смеются:«Никогда мы, никогдаНе воротимся сюда!»Тут Федорины котыРасфуфырили хвосты,Побежали во всю прыть.Чтоб посуду воротить:«Эй вы, глупые тарелки,Что вы скачете, как белки?Вам ли бегать за воротамиС воробьями желторотыми?Вы в канаву упадёте,Вы утонете в болоте.Не ходите, погодите,Воротитеся домой!»Но тарелки вьются-вьются,А Федоре не даются:«Лучше в поле пропадём,А к Федоре не пойдём!»4Мимо курица бежалаИ посуду увидала:«Куд-куда! Куд-куда!Вы откуда и куда?!»И ответила посуда:«Было нам у бабы худо,Не любила нас она,Била, била нас она,Запылила, закоптила,Загубила нас она!»«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Жить вам было нелегко!»«Да,- промолвил медный таз,-Погляди-ка ты на нас:Мы поломаны, побиты,Мы помоями облиты.Загляни-ка ты в кадушку -И увидишь там лягушку.Загляни-ка ты в ушат -Тараканы там кишат,Оттого-то мы от бабыУбежали, как от жабы,И гуляем по полям,По болотам, по лугам,А к неряхе-замарахеНе воротимся!»5И они побежали лесочком,Поскакали по пням и по кочкам.А бедная баба одна,И плачет, и плачет она.Села бы баба за стол,Да стол за ворота ушёл.Сварила бы баба щи,Да кастрюлю поди поищи!И чашки ушли, и стаканы,Остались одни тараканы.Ой, горе Федоре,Горе!6А посуда вперёд и вперёдПо полям, по болотам идёт.И чайник шепнул утюгу:«Я дальше идти не могу».И заплакали блюдца:«Не лучше ль вернуться?»И зарыдало корыто:«Увы, я разбито, разбито!»Но блюдо сказало: «Гляди,Кто это там позади?»И видят: за ними из тёмного бораИдёт-ковыляет Федора.Но чудо случилося с ней:Стала Федора добрей.Тихо за ними идётИ тихую песню поёт:«Ой вы, бедные сиротки мои,Утюги и сковородки мои!Вы подите-ка, немытые, домой,Я водою вас умою ключевой.осказках.ру - oskazkax.ruЯ почищу вас песочком,Окачу вас кипяточком,И вы будете опять,Словно солнышко, сиять,А поганых тараканов я повыведу,Прусаков и пауков я повымету!»И сказала скалка:«Мне Федору жалко».И сказала чашка:«Ах, она бедняжка!»И сказали блюдца:«Надо бы вернуться!»И сказали утюги:«Мы Федоре не враги!»7Долго, долго целовалаИ ласкала их она,Поливала, умывала.Полоскала их она.«Уж не буду, уж не будуЯ посуду обижать.Буду, буду я посудуИ любить и уважать!»Засмеялися кастрюли,Самовару подмигнули:«Ну, Федора, так и быть,Рады мы тебя простить!»Полетели,ЗазвенелиДа к Федоре прямо в печь!Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!А метла-то, а метла - весела -Заплясала, заиграла, замела,Ни пылинки у Федоры не оставила.И обрадовались блюдца:Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!И танцуют и смеются -Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!А на белой табуреточкеДа на вышитой салфеточкеСамовар стоит,Словно жар горит,И пыхтит, и на бабу поглядывает:«Я Федорушку прощаю,Сладким чаем угощаю.Кушай, кушай, Федора Егоровна!»