Научно-педогогическая статья по английскому языку на тему Современный урок английского языка с использованием информационно-коммуникативных технологий.


Современный урок английского языка с использованием информационно коммуникативных технологий
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для все большего и большего количества людей. ИКТ создают новую среду, в которой будущему поколению предстоит не только общаться, но и выстраивать профессиональные и личные отношения, демонстрировать свои интересы и представлять себя. Практика показывает, что, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты.
Опираясь на опыт ведущих специалистов, я пришел к выводу, что использование ИКТ, а также таких современных педагогических технологий как метод проектов и обучения в сотрудничестве помогают реализовать личностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей. Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в формировании коммуникативных компетенций, то есть обучению различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию. Таким образом, учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Английский язык», я определил основные аспекты своей работы с ИКТ: - семантизация лексических и грамматических материалов; - осуществление наглядной и опорной поддержки; - проведение промежуточного и итогового контроля; - использование презентации Power Point в творческой деятельности учащихся Привлечение ИКТ в практику обучения английскому языку является не только средством поддержания мотивации, но и помогает в решении дидактических задач: -формирование умение чтения; - пополнение словарного запаса учащихся; - повышение познавательной активности учащихся; - совершенствование их знаний по предмету; - расширение их кругозора, знакомство с культуроведческими знаниями.
Современные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление, как учителя, так и ученика. Поэтому при работе над проектом учащиеся активно используют компьютер и Интернет-ресурсы. Понятно, что каждый ученик имеет свой багаж знаний, умений и навыков, и проекты отличаются по содержательности и качеству, но они выполнены в сотрудничестве с одноклассниками или учителем. При этом мои ученики видят реальный практический результат. Они строят новые отношения. Свои работы они скорее предъявляют своим товарищам, нежели мне. Здесь важно показать свои способности, скрытые таланты, найти свою модель демонстрации, защитить свою позицию, мнение. Проект помогает мне проверить уровень сформированности умения чтения и навыков устной речи, а так же развивает у учащихся умение находить соответствующую информацию, отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить. Тем самым решаются такие социальные и воспитательные задачи, как: - развитие творческого потенциала; - формирование коммуникабельности; - повышение эффективности самостоятельной работы учащихся; - поддержание образовательной инициативы школьников.
Главным критерием при оценке проекта является использование языковых средств, но и компьютерное оформление тоже учитывается. Я анализирую высказывания учащихся, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры. Имеющиеся ошибки обязательно разбираются, исправляются, а пробелы отрабатываются на последующих уроках. Образовательный потенциал ИКТ как средства обучения широко используется мною на уроках для осуществления наглядной и опорной поддержки обучения речи. Здесь я использую тексты и фотоматериалы. Применяю некоторые слайды в качестве раздаточного материала. Например: схемы, таблицы, опорные распечатки текстов. При изучении лексики эффективно воспринимаются и запоминаются учащимися слайды-картинки, которые беру из Интернета на британском сайте для учителей (www. mes-English.com). Он предлагает всевозможные флэш-картинки по различной тематике. Такие задания как Complete Word net (закончите словарную паутину), Complete the sentence (продолжите предложение), Fill in the necessary word (вставьте пропущенное слово) дают возможность управлять вниманием учащихся, затрагивают эмоциональную сферу детей, позволяют закрепить лексику по определенной теме.
Считаю главной целью своей работы - формирования компетенций. Следует помнить, что коммуникативная компетенция тесно связана с культуроведческой, а также страноведческой компетенцией на уроке английского языка. Учащимся дается возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Я стремлюсь научить школьника уважению и толерантности по отношению к людям другой национальности и другой культуры. Здесь ИКТ как средство наглядности дает большие возможности, урок становится более ярким и запоминающимся. Большое внимание формированию страноведческой компетенции уделяется на уроках английского языка в 8 классе. Учебник предлагает такие темы как «Географическое положение Британии», «Традиции и праздники», «Путешествие по Соединенному королевству» и др. Используя возможности компьютера, составляю уроки-презентации. Имею серии уроков по конкретной теме, которые постепенно складываются в систему. На таких уроках я показываю большое количество материала за короткий отрезок времени. Картинки, рисунки, комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая каждого ученика в процесс обучения. В конце презентации обязательно провожу проверку понимания. Это могут быть вопросы по содержанию увиденного, кроссворд, тест на выбор правильного варианта.
При осуществлении контроля интересно и приемлемо интерактивное тестирование с помощью модуля тестирования и голосования ACTIVOTE, который позволяет упростить процесс контроля и опроса. Ученики отвечают на поставленные вопросы, а информация от них тут же автоматически обрабатывается, позволяя учителю оценить их знания. Таким образом, я провожу контроль чтения и понимания текста (Reading Comprehension), контроль грамматического навыка определенного явления, контроль аудирования (Listening Comprehension). Учащиеся быстро адаптируются к новым средствам обучения и с желанием включаются в работу. При таком виде контроля каждый ученик сам обдумывает и выполняет задания за установленное ему время. И вопрос о субъективности оценивания снимается. Все описанные мною способы значительно повышают уровень овладения языковым материалом, уровень самостоятельности учащихся, их внутреннюю мотивацию. ИКТ позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать у учащихся лингвистические способности, автоматизировать речевые действия, реализовать индивидуальный подход и самостоятельную работу школьников. Компьютер стал эффективным средством реализации конкретных задач на уроке. Возможность использования различных видов упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных; проведение грамматических и страноведческих викторин; ведение мониторинга учебного процесса; изготовление раздаточного и наглядного материала; оформление проектов делает компьютер незаменимым технологическим средством в работе учителя.
Определение роли и места ИКТ в системе обучения английскому языку дало возможность мне обозначить основные принципы, которыми руководствуюсь в своей работе. У меня сложилось свое определенное видение системы работы на уроках с применением ИКТ. Все описанные мною выше приемы обучения и виды работы с ИКТ помогают повысить эффективность урока, привлечь учащихся к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения английским языком интересным для учеников.