МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Создание гипертекстовых ссылок в текстовом редакторе Microsoft Office Word»


ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему: «Создание гипертекстовых ссылок в текстовом редакторе Microsoft Office Word»
по дисциплине: «Информатика и ИКТ»

Подготовили:
преподаватели
информатики и ИКТ
Сорокина Е.А.,
Сысоев В.А.
Тамбов
2013
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» проведенного в форме практического занятия на тему: «Создание гипертекстовых ссылок в текстовом редакторе Microsoft Office Word». Занятие рекомендовано для проведения на втором курсе для студентов, обучающихся по профессии 260807.01 Повар, кондитер.
Разработка предназначена для преподавателей средне специальных учебных заведений. Цель написания – улучшение качества преподавания за счет внедрения инновационных форм обучения.
Оглавление
Введение
Подготовительный этап
План занятия
Структура занятия
Методика проведения занятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого урока по дисциплине: «Информатика и ИКТ» на тему «Создание гипертекстовых ссылок в текстовом редакторе Microsoft Office Word».
Данный урок является практическим занятием по разделу «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов».
Самой популярной программой операционной системы Windows-является текстовый редактор Microsoft Office Word. Можно без преувеличения сказать, что эта программа стала стандартом в обработки текста. Область применения Word весьма широка. Это набор текста любой сложности, подготовка и создание документов, писем, отчетов, в том числе и с иллюстрациями, и многое другое. Можно сказать, что Word применим практически везде, где требуется работа с текстом. Кроме того, в последней версии Word добавлены весьма развитые средства работы с гипертекстовыми документами и документами, предназначенными для публикации в Интернет.
Цель данного открытого урока - мотивировать познавательную деятельность студентов, стимулировать их творческое начало, что способствует повышению качества образования, а также закрепить теоретические знания и практические умения студентов по разделу «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»
Методическая разработка содержит следующие разделы: подготовительный этап, план занятия, структуру занятия, методику проведения занятия, заключение.
В разделе «Подготовительный этап» подробно излагается подготовительная работа по организации урока, описывается деятельность самого преподавателя и студентов, формируется порядок проведения урока, определяются способы достижения поставленных целей и задач.
План занятия отражает цели и задачи урока, вид и тип урока, межпредметные связи, наглядные пособия, раздаточный материал и технические средства обучения.
Структура занятия описывает порядок распределения элементов урока, время на каждый из них, а также методы обучения.
Методика проведения содержит подробное описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения средств и методов обучения в каждом конкретном случае, их целесообразность.
Заключение подводит итоги проведенного урока.
Подготовительный этап
Процесс подготовки к открытому уроку по дисциплине «Информатика и ИКТ» на тему «Создание гипертекстовых ссылок в текстовом редакторе Microsoft Office Word» состоит из следующих этапов:
Планирование преподавателем хода урока, определение его целей и задач. На этом этапе было подробно разработаны элементы занятия и методы обучения, подобран материал для практической работы.
Подбор теоретического материала к уроку. Проводился поиск нужной информации в Internet.
Подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий. Была создана презентация для проведения практического занятия с рекомендациями.
Подготовка раздаточного материала, ТСО. Инструкционные карты для практической работы распечатаны на форматной бумаге; было подобрано программное обеспечение для контроля и вывода работ студентов на экран; проверено наличие оборудования: персональных компьютеров, проектора, экрана.
Работа со студентами. На данном этапе подготовки преподавателем были выданы задания для самостоятельного исследования (подбор рецептов в сети Internet). Рекомендовано повторить темы: «Текстовый редактор MS Word», «Форматирование и редактирование текста», «Гиперссылки, их виды».
План занятия
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Тема урока: Создание гипертекстовых ссылок в текстовом редакторе Microsoft Office Word
Вид урока: Практическое занятие 
Тип урока: Урок-закрепление изученного материала
Цели урока:
Обучающая:  научить создавать гипертекстовый документ средствами тестового процессора Word. 
Развивающая: совершенствовать навыки обработки текстовой информации в среде Word; развивать познавательный интерес.
Воспитывающая: воспитание информационной культуры и коммуникативных способностей, показать связь изучаемого предмета с профессией 
Межпредметные связи: кулинария.
Обеспечение занятия
Наглядные пособия и плакаты: слайды, файлы с материалом на каждый компьютер.
Раздаточный материал: инструкционные карты.
Оборудование: компьютерный класс, локальная сеть, мультимедийный проектор, доска, программное обеспечение пакета Microsoft Word 2007, Radmin. 
Литература основная: Н. Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11кл. - М.: Бином, 2009. – 511с.
Литература дополнительная: Информатика и ИКТ, под. ред. Макаровой Н.В. Базовый уровень. – Питер, 2009. – 456 с.
Структура занятия
Этапы
урока Элементы урока.
Изучаемые вопросы
Методы обучения Планируемое время
1 Организационный момент
словесный 5 мин
2 Проверка знаний студентов по ранее изученной теме в форме индивидуального опроса. словесный 5 мин
3 Инструктаж по выполнению практической работы иллюстрация 10 мин
4 Индивидуальная работа студентов практический 20 мин
5 Домашнее задание
словесный 2 мин
6 Подведение итогов урока: рефлексия, выводы по уроку, перечень оценок. словесный 3 мин


Методика проведения занятия
Особенностью организации данного открытого урока является отработка умений и навыков по созданию гипертекстовых документов (электронной книги), а также то, что на подготовительном этапе студенты активно участвуют в подборе материала, его компановании, что позволяет сформировать у них ответственность за проведение урока.
Во время организационного момента преподавать приветствует студентов, проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, раздаточного материала); также проверяет наличие необходимых ТСО и наглядных пособий.
Сообщается тема, цели, структура занятия – это делается для восприятия целостности урока студентами, дисциплинирует их.
Данный урок является уроком закрепления изученного материала в виде практического занятия, после оргмомента следует повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и степени прочности всего изучаемого на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала.
В качестве метода контроля используется индивидуальный устный опрос, т.к. такой опрос предполагает обстоятельные, связанные ответы студентов, а так же является важным средством развития речи, памяти, мышления.
Вопросы задаются всей группе и сопровождаются слайдами на экране видеопроектора. Вопросы: Текстовый редактор. Виды текстовых редакторов; Редактирование и форматирование шрифта, Закладка и гиперссылка, Виды гиперссылок (Приложение 1).
После устного опроса следующим этапом урока является инструктаж по выполнению практической работы. Инструктаж проводит преподаватель. Инструктаж представляет собой порядок создания гиперссылок в текстовом редакторе с помощью компьютера согласно инструкционной карте (Приложение 2).
Следующий этап урока – выполнение практической работы студентов. На этом этапе применяются приемы работы с текстом, элементами форматирования, графическими объектами и гиперссылками. Происходит структурное осмысление текста студентами с дальнейшим созданием электронной книги, которая представляет собой сборник рецептов. Преподаватели обходят группу, давая некоторые пояснения, но избегая прямых консультаций. Также были приведены критерии оценки электронных книг (Приложение 3).
Данный этап урока завершается общей демонстрацией выполненных работ на экране (Приложение 4).
В конце урока преподаватель подводит итоги урока: анализирует ответы студентов, выставляет отметки, делает выводы о результате занятия, задает домашнее задание, предлагает студентам оценить урок, ответив на вопросы (Приложение 5).
Заключение
Проведение открытых уроков побуждает студентов к активной мыслительной программной работе.
Разнообразие методов и приемов обучения создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. Данный практический метод обучения позволяет расширить технологический кругозор студентов, подготовить их к трудовой деятельности и профессионально ориентировать.
Список литературы
Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11классов / Н.Д. Угринович. – М.: Бином, 2009. – 511с.
Семакин, И.Г, Хенер Е.К. Информатика. Учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хенер. – М.: Бином, 2011. – 378 с.
Информатика и ИКТ, под. ред. Макаровой Н.В. Базовый уровень. – Питер, 2009. – 456 с.
Фоменко, А.М., Фоменко, Л.В. Основы информатики и вычислительной техники для профессиональных лицеев и училищ / А.М. Фоменко, Л.В. Фоменко. – М., 2009. – 387 с.
Хахуташвили, М.Ш. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие / М.Ш. Хахуташвили. – М., 2009. – 423 с.


Приложение 1


Приложение 2
Практическая работа №13
На рабочем столе расположена папка «Рецепты», в которой есть файлы с рецептами, каждый файл содержит 1 рецепт.
Откройте текстовый процессор MS Word 2007 (2010), создайте новый документ.
Оформите титульный лист своей электронной книги (творческий момент: фон, шрифт, картинки и т.д.)
На 2 странице наберите содержание, состоящее из 5 отдельных рецептов (в виде картинок)
Каждый рецепт расположите на отдельной странице, рецепт можно оформить в виде таблицы, списка, схемы, картинки.
На каждой странице у каждого рецепта должен быть заголовок
Создание закладок
Выделите заголовок «Содержание», зайдите меню «Вставка»→ «Закладка» и скопируйте в строку закладки и нажать «Добавить»

Все заголовки рецептов сделайте закладками (имя закладки не должно содержать пробелов)
Переходим к созданию гиперссылок
Выделяем название первого рецепта в содержании, далее меню «Вставка»→ «Гиперссылка» → «Связать с местом в документе» и выбрать соответствующую закладку

Сделайте названия рецептов в содержании гиперссылками на соответствующие страницы
Создание обратной ссылки на содержание
На каждой странице создайте обратную гиперссылку на содержание, которая позволит переходить с любой страницы эл.книги на содержание. Гиперссылка может быть в виде объекта: картинка, фигура, текст.
Оформите электронную книгу из творческих соображений.
Сохраните электронную книгу.
Приложение 3

Приложение 4
ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
«Блюда из овощей»
Выполнила: Хорохорина
Анастасия
Тамбов
2013
Содержание:
Баклажаны в заливкеСалат с запеченной тыквой и болгарским перцемЗакуска из баклажан с помидорамиПостная свекольная икра HYPERLINK \l "Салатвинегрет" Салат винегрет

Баклажаны в заливке

Состав рецепта:
- 1 кг баклажанов;
- соль;
- растительное масло.
Для заливки:
- 4 ст. ложки растительного масла;
- 4 ст. ложки уксуса;
- 8 ст. ложек кипяченой воды;
- 2-3 зубчика чеснока;
- укроп.
Приготовление баклажан в заливке:
Баклажаны нарезаем кружочками толщиной 0,7 мм.
Солим, перемешиваем. Даем постоять приблизительно 1 час, чтобы ушла горечь.

Сливаем с баклажан образовавшуюся жидкость.
Смазываем противень растительным маслом.
Каждый кружочек баклажана с двух сторон окунаем в растительное масло.
Баклажаны выкладываем на противень.

Запекаем в духовке при температуре 180 градусов около 30 минут.
Вынимаем из духовки, даем остыть.

Пока остывают баклажаны, делаем заливку.
Для этого смешиваем растительное масло, уксус, воду.
В смесь добавляем укроп и чеснок, выдавленный через чесночницу.
Каждый кружочек баклажана окунаем в заливку и складываем в подходящую посуду.

Оставшуюся заливку выливаем сверху на баклажаны.
Ставим в холодильник.
Получилась отличная закуска.

Салат с запеченной тыквой и болгарским перцем

Количество ингредиентов рассчитано на 1 порцию.
Ингредиенты:
Тыква – 30 г
Болгарский красный, желтый перец — всего 1/2 штЛистья салата, корна или другие травы – 1 большая горсть
Соус песто – 1 десертная ложка
Соль – по вкусу
Черный молотый перец – по вкусу
Орешки кешью – 1 десертная ложка
Растительное масло – 1 столовая ложка

Закуска из баклажан с помидорами

Ингредиенты:
Баклажаны – 1 штПомидоры – 2 штСыр – 50 г
Майонез – 1-2 столовые ложки
Чеснок – 1 зубчик (или по вкусу)
Растительное масло – 2 столовые ложки

Постная свекольная икра

Какие продукты использованы в рецепте:
500 г свеклы;1 большое яблоко (~250 г);
4 ст.л. растительного масла;
1 ст. красного сухого вина (220 мл);
1 ст.л. лимонного сока;
1 ч.л. сахара;
3 - 4 бутона гвоздики;
соль и черный молотый перец - по вкусу.
Кулинарный фото рецепт приготовления блюда с пошаговыми фотографиями:
Свеклу и яблоко промываем водой, срезаем кожицу, натираем на крупной терке, выкладываем в сковороду.Поливаем растительным маслом.
Вином.

Соком лимона. Перемешиваем, слегка солим, кладем гвоздику. Тушим на медленном огне при закрытой крышке минут 15-20, периодически помешивая. Затем крышку открываем, тушим икру, перемешивая, до полного испарения жидкости. В конце досаливаем, добавляем сахар, перчим, перемешиваем.Икру подаем в холодном виде.

Постная свекольная икра готова!!!Приятного аппетита!!!

Салат винегрет

Ингредиенты:
Свекла вареная – 200 г
Морковь вареная – 150 г
Картофель отварной – 200 г
Капуста квашеная – 100 г
Огурцы соленые или маринованные – 100 г
Лук репчатый (лучше салатный) – 50 г
Соль – по вкусу
Растительное масло – 2 столовые ложки


Приложение 5
Понравился ли мне урок?
Что я получил от этого урока?
Чем был интересен урок?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________