Районный тур олимпиады для младших школьников Орешек Знаний 2015 г (4 класс)
РАЙОННАЯ ОЛИМПИАДА «ОРЕШЕК ЗНАНИЙ»
2014-2015 учебный год
Школа _____________________________________________________________________________
ФИ ученика ________________________________________________________________________
МАТЕМАТИКА
Разминка
Тройка лошадей бежала со скоростью 12 км/час. С какой скоростью бежала каждая лошадь? Обведи правильный ответ (Ответ: 12 км/час) 1 б
12 км/час 24 км/час 4 км/час 36 км/час
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули - тянули, и наконец вытянули репку. Сколько пар глаз увидело эту репку? Напиши ответ. (Ответ: 6 пар глаз) 1 б
Если Миша на 2 года старше Васи, а Вася на 3 года старше Олега, то кто моложе: Миша или Олег? Напиши ответ. (Ответ: Олег) 1 бВ лукошке 5 грибов. Раздели их между пятью девочками так, чтобы каждая девочка получила по грибу и один гриб остался в лукошке. Как это можно сделать? Напиши ответ.
( Ответ: Один гриб нужно отдать с лукошком.) 1 бВозраст Мишиного прадедушки можно узнать, если из наибольшего двузначного числа вычесть 90, результат увеличить в 3 раза и прибавить 73. Напиши ответ.
(Ответ: 100 лет) 1 б
Решение задач.
Из куска проволоки согнули квадрат, площадь которого 36 кв.см. Затем проволоку разогнули и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина сторон треугольника?
3 б
Собака гонится за кроликом, который находится в 180 м. от нее. Собака делает прыжок в 3 метра каждый раз, когда кролик прыгает на 1 метр. Сколько прыжков должна сделать собака, чтобы догнать кролика? (Ответ: 90 раз Решение: 1) 3-1=2(м) – расстояние уменьшается на 2 м; 2) 180:2=90 (прыжков)) 5 б
На день рождения Олеси мама купила торт, масса которого 1 кг 600 г. На празднике мама разрезала торт на 8 одинаковых частей. Дети съели только 3 кусочка. Найди массу оставшихся частей торта. (Ответ: 1 кг ) 5 б
С помощью цифр 1, 2, 3 запиши такое трёхзначное число, которое делится на 7. (Ответ: 231:7=33) 3 б
4. Определите по рисунку, что нельзя вырезать из этой фигурки? (Ответ: под № 5) 3 б
РУССКИЙ ЯЗЫК
Разминка
Где нужно поставить ударение в подчеркнутых словах, чтобы был понятен смысл четверостишия.
Вопрос мой прост и краток,
Промолвил носорог.
Что лучше - сорок пяток,
Или пяток сорок? 2б
Запишите, какой цвет:
золотистый-
рубиновый-
изумрудный- 3б
Игорь, не поставив ударение в словах, написал на доске прописью:
Сто сорок, да сто сорок будет двести сорок.
Допустил ли он в вычислении ошибку?
Если да, то где? 3б
Запиши, сколько звуков «з» слышим в предложении:
Захар сбил с дерева здоровенную шишку. 3б
Найди в каждой строке одно лишнее слово и подчеркни его:
а) берег, огород, обед, красивый;
б) деревня, лошадь, девочка, лиса;
в) быстрый, скорый, тихий, проворный;
г) я, мы, друг, он. 4б
Вставь там, где нужно, буквы. 15 б (1 буква – 0,5б)
Р . синка Когда в солнечн . е утр . п . йдёш . в лес, на п . лях в тр . ве в . дны алмазы. П . дойдёш . ближе и разгл . диш . , что это капли р . сы с . брались в треугольных листиках травы и бл . стят на со . нц . . Если неосторожно с . рвёш . л . сток с р . синк . й, то кап . лька скат . т . ся, как светлый шарик, и не увид . ш . , как пр . ск . льзнёт мимо ст . белька.
Если ты добавишь ещё слово, то у тебя получатся сложные слова. 0,5 б за каждое слово
Видеофильм, теле____________, тепло___________, кофе____________, листо__________, камне__________, паро_________.
Подбери к словам синонимы и антонимы (соедини стрелками). 0,5 б за каждое слово
Синоним Слово Антоним
обожать смелый крошечный
громадный жадный добрый
работать любить ненавидеть
жестокий злой трусливый
скупой большой бездельничать
храбрый трудиться щедрый
Ответ:
Синоним Слово Антоним
храбрый смелый трусливый
скупой жадный щедрый
обожать любить ненавидеть
жестокий злой добрый
громадный большой крошечный
работать трудиться бездельничать
В языке “крокс” есть слово ТАМУЛЮШКА. 3б
Известно, что:
слово ТАМУЛЮШКА изменяется так: ТАМУЛЮШКИ, ТАМУЛЮШКЕ;
у этого слова есть родственные слова: ТАМУЛЮШИТЬ, МУЛЮША, МУЛЮШОК;
в “словах” ТАМУЛЮШКА, ТАМЯКА, ТАФУЧКА одинаковая приставка;
в “словах” ТАМУЛЮШКА, ЖУКОЧКА, СЮМЯРКА одинаковый суффикс.
Разбери слово ТАМУЛЮШКА по составу.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Разминка 1б (за каждый правильный ответ)
Ответь на вопросы. Подчеркни правильный ответ.
Какому литературному жанру присуще наличие морали?
а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне.
Какой жанр не является жанром устного народного творчества?
а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.
Какое предложение является скороговоркой?
а) Свой огонёк ясней горит;
б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?
в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
С чего начинается сказка?
а) с концовки; б) с зачина; в) с присказки; г) с намёка.
У какого произведения может быть такое начало: «Не летай, соловей, у окошечка»?
а) у песни; б) у рассказа; в) у сказки; г) у былины.
Какие книги относятся к справочной литературе?
а) учебники; б) словари; в) энциклопедии; г) сборники
Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
а) аннотация ; б) послесловие; в) оглавление ; г) введение
Определить основную мысль стихотворения Г. Ладонщикова.
Обведи букву выбранного ответа. 3 б
Надвигается гроза;
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,
Тащит козлика домой:
- Ну, пойдём,
Пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт, Тут нас дождиком замочит...-
Но козлёнок не идёт:
Бодается, брыкается,
Ногами упирается...
Горя много терпят мамы,
Если дети их упрямы!
А. Нельзя гулять во время грозы.
Б. Нужно слушаться старших.
В. Нельзя драться.
Г. Упрямство – это плохая черта характера.
Д. Нужно беречь природу.
Восстановить последовательность событий рассказа «Петькин заяц», чтобы получился связный текст.
Заполни вторую строку таблицы буквами выбранных ответов. 5 б
А) Вдруг затрещали кусты. А из кустов богатырь к зайцу идёт. Шапка лохматая.
Б) Пришла весна. Открыл однажды лесник окошко. А серый прыг в окошко и бежать. Только его и видели! Правду говорят: «Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит».
В) Лежит зайчишка под кустом, ни жив, ни мёртв. От охотника убежал. А больше силы нет. Лапка дробью перебита.
Г) Запихнул Петька зайчишку в тёплый тулуп. Согрелся зайчик и заснул как убитый. Понёс его мальчишка домой.
Д) В избушке лесника гость прожил всю зиму. Лапка зажила. Подружился Петька с зайцем. Водой не разольёшь. Так друг за дружкой и бегают.
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
В А Г Д Б
4. В стихах авторы используют средства выразительности. Соотнести средства выразительности и их названия. Рядом с цифрой запиши букву ответа. 5 б
А) Олицетворение Б) Сравнение В) МетафораГ) ЭпитетД) Повтор
СПРАВКА:
Олицетворение – присвоение неодушевлённым предметам свойств одушевлённых.
Эпитет – это художественное определение явления или предмета.
Сравнение – фигура речи, в которой один предмет сравнивается с другим.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.
Повтор – средство, придающее выразительность путём повторения слов, строк и др.
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолётом (1 - …).
Пролетела туча низко-низко...(2 - …)
Прыгнула с крыла парашютистка (3 - …)
А за ней сейчас же и другая.
И пошла за стаей падать стая
Опустились лёгкие снежинки
На лесные тайные тропинки (4 - …),
В тёмные лесные уголки,
На высокий берег у реки.
– Спрыгивали, спрыгивали стайки
На пустыни, нивы и лужайки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима. (5 - …)
Ответ: 1-Б, 2- Д, 3-В, 4-Г, 5- А
5.Библиотекарь, проходя мимо стеллажей книг, заметил, что некоторые полки подписаны неправильно. Помоги ему соотнести полки и их названия, соединив стрелками. 5 б
Начальная подготовка альпинистов.
Энциклопедия выживания: один на один с природой.
Спортивные походы на плотах. Уход за собой
Декор стен и потолков.
Сам себе строитель.
Мир паркета. История спорта
Лесная косметика
Чудо-маски для лица и волос: сто лучших рецептов
Уроки красоты Ремонт
4. ХХ век – век спорта.
1001 момент футбольной истории.
Сто великих спортивных достижений. История музыки
5. Вокальные жанры эпохи Возрождения.
Великие люди джаза.
Музыкальная культура Древней Руси. Для экстремаловОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Разминка 3б (по 0,5 б за правильный ответ)
Домик бобра._________________________________ (хатка)
Кто кукует у кукушки? __________________________ (самец)
Какая охота всегда разрешена в лесу? _________________ (фотоохота)
Сколько ног у паука? ___________________ (восемь)
Кто такой сохатый? ___________________ (лось)
Кто на себе свой дом носит?_______________ (улитка)
Как называется гнездо белки?_____________ (гайно)
Зрячие или слепые рождаются зайчата?___________________ (зрячие)
В каком месяце бывают “черёмуховые холода”?________________ (в мае)
Дерево – символ нашей Родины? ____________________(берёза)
Напиши понятия, соответствующие данным определениям: 3 б. (по 1б. за каждое слово)
1) уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - ___________________ (Ответ: карта)
2) время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг солнца - ____________ (Ответ: год)
3) особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной - _____________________ (Ответ: заповедник)
3. В каких природных зонах обитают эти охраняемые животные. Укажи стрелками.
5 б (по 1 б за каждый правильный ответ)
СМЕШАННЫЕ ЛЕСА
ТУНДРА
СТЕПЬ
ТАЙГА
ПУСТЫНЯ Ушастый ёж
Дрофа
Зубр
Розовая чайка
Журавль – красавка
Тигр
Ответ:
Тундра – розовая чайка; тайга – тигр; смешанные леса – зубр; степь – журавль-красавка, дрофа; пустыня – ушастый ёж. Соедини систему органов с её функцией. 5 б (по 1 б за каждый правильный ответ)
Пищеварительная система Система кровообращения
Дыхательная система Управляет деятельностью всего организма
Обеспечивает движение крови в организме Нервная система
Даёт опору телу человека, помогает ему двигаться Обеспечивает переваривание пищи
Обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа Костная система
Мышечная система
Ответ:
Пищеварительная система – обеспечивает переваривание пищи; система кровообращения – обеспечивает движение крови в организме; дыхательная система – обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа;
нервная система – управляет деятельностью всего организма; костная система – даёт опору телу человека, помогает ему двигаться.
Известно, что инфекционные заболевания возникают из-за заражения мельчайшими живыми существами - болезнетворными микробами. Микробы могут попасть в тело человека по воздуху или через грязные продукты питания и воду. Сформулируй два правила, которые помогут уберечься от инфекционных заболеваний, особенно, если рядом находится больной.
За каждое правило по 1 б.
Ответ:
Правило 1 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило 2 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молодец! Спасибо за работу!