Конспект урока по информатике Редактирование текста. Поиск информации» Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста»
«Редактирование текста. Поиск информации» Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста»
МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Учитель информатики
5 класс.
Тема урока «Редактирование текста. Поиск информации», урок № 21
Автор учебника Л.Л. Босова
Воспитательный потенциал урока
использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
привлечение исторических фактов при решении учебных задач;
уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Самооценивание учащимися
Задания на рефлексию
Цель урока: формирование устойчивых способностей форматирования и редактирования текстовой информации, акцентировать внимание на поиске информации как разновидности обработки информации.
Задачи:
обучающие - обеспечить усвоение учащимися понятия поиска информации как одного из видов обработки информации, обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска заданного фрагмента и замены его на другой.
развивающие - развивать познавательный интерес учащихся; - развивать умение работать в заданном темпе; - развивать умение самооценки знаний и навыков
воспитательные - воспитание интереса к предмету; - воспитание аккуратности, внимательности, дисциплинированности при работе за ПК.
Планируемый результаты
Предметные:
Знать основные понятия «редактирование», «замена», «поиск», назначение клавиш, назначение кнопок на панели инструментов
Уметь искать информацию в текстовом документе, редактировать текст
Личностные: использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные: Ученик научится использовать средства информационных технологий для преобразования текстовой информации, научится использовать поиск для обработки информации, научится форматировать и редактировать, используя клавиши редактирования. Ученик получит возможность самостоятельно преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символьную модель, производить поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников или файлов.
Формируемые УУД:
Личностные: Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Коммуникативные: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования
Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи, сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, давать определение понятиям на основе изученного учебного материала, обобщать понятия – осуществлять логическую операцию замены одного слова на другое, уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства, Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Тип урока Комбинированный урок.
Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, плакат "Подготовка текстовых документов",
Ресурсное обеспечение урока, ЭОР, ЦОР презентация "Текст: история и современность" (Часть 2); файлы Медвежонок.doc, 100.doc., папка с заданиями.
Структура и ход урока:
Инициация.
Вхождение или погружение в тему.
Формирование ожиданий учеников.
Эмоциональная разрядка.
Проработка содержания темы.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
Инициация.
Тем, кто учит информатику,
Тем, кто учится информатике,
Тем, кто любит информатику,
Тем, кто ещё не знает, что может любить информатику,
Посвящается наш урок.
Сейчас давайте вспомним. На доске две таблицы, нужно соотнести данные из первой таблицы с данными во второй таблице.
1 вариант
1 вариант
Что выделяет тройной щелчок мыши в начале строки
Весь текст
Назначение кнопки Page Up
Курсор в начало страницы
Назначение кнопки
вставить
Назначение кнопки Home
Курсор в начало строки
Двойной щелчок по слову
Слово
2 вариант
2 вариант
Что выделяет двойной щелчок мыши в начале строки
Абзац
Назначение кнопки Page Down
Курсор в конец документа
Назначение кнопки
Вырезать
Назначение кнопки End
Курсор в конец строки
Одинарный щелчок в начале строки
строка
Давайте ответим с вами на несколько вопросов:
что называется текстовым документом?
Назовите основные клавиши редактирования текста
Ребята, а что может быть фрагментом текста? (Символ, слово, строка, предложение, абзац, текст)
Какие действия можно выполнить над фрагментом текста? Я предлагаю вам из предложенных глаголов выбрать те, которые могут быть использованы относительно фрагмента текста. (Выделяется, перемещается, удаляется, вырезается, копируется, вставляется, рисуется, собирается, выполняется, открывается).
Пожалуйста, по одному. (Дети подходят и выбирают нужные глаголы и прикрепляют на доску)
2. Вхождение или погружение в тему
Также на прошлом занятии мы с вами рассмотрели этапы создания текстового документа. Назовите их, пожалуйста. (ввод, редактирование, форматирование).
- Чему мы научились на прошлом уроке? (редактировать текст.)
- Какие основные правила набора текста вы знаете? (скобки, кавычки, знаки препинания, тире, переход на следующую строку)
- Что значить редактировать?
- Для чего нужно уметь редактировать текст?
- Как в будущем пригодятся нам этапы создания текстового документа?
Этим заданием мы докажем, что различное редактирование может изменять смысл сообщения. Расставьте пробелы так, чтобы получилось предложение со смыслом.
Теперьяподнимитетоже
Теперь я под ними, те тоже
Те перья подними, те тоже
Те перья поднимите тоже
Те перья под ними, те тоже
Те перья под ним и те тоже
Теперь я, поднимите тоже
Теперь я, подними те тоже
Теперь я под ним и те тоже
- Какой сделаем вывод? (Различное редактирование может придавать тексту разный смысл)
3. Формирование ожиданий учеников.
Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока, что мы будем делать на уроке? (Сегодня мы продолжим учиться редактировать текст, а также научимся осуществлять поиск и замену слов в тексте)
- Запишем тему урока «Редактирование текста. Поиск и замена слов»
Как вы считаете, какие вопросы по данной теме мы должны с вами рассмотреть?
Текст «Лисёнок», замена на слова «Волчонок», «Медвежонок»
Лисёнок
На лесной опушке грелся под солнцем игривый лисёнок. Лето было в самом разгаре. Вдруг из-за цветка появилась красивая бабочка. Лисёнок удивился и подпрыгнул. Ещё никогда лисёнок не видел такой красоты. Бабочка взлетела вверх и скрылась в лучах солнца. Долго лисёнок искал на полянке «живой цветок».
- Ребята, прежде чем заменить фрагмент текста, что вы выполняли сначала? (Искали его, осуществляли его поиск)
Поиск информации является одним из видов обработки информации.
- Где находятся кнопки «Найти», «Заменить» и «Выделить»?
4. Эмоциональная разрядка. Физкультминутка.
Мы сидим за монитором
Наблюдаем за курсором
Вдруг курсор пропал с экрана
Посмотрели мы направо
Посмотрели мы налево
Нет курсора, что же делать?
Мы посмотрим в уголок,
Мы посмотрим в потолок.
Снова включим монитор
Там когда-то был курсор.
- Какое устройство ПК мы встретили в физкульминутке?
- К какому устройству относится монитор? (вывода информации)
5. Проработка содержания темы
Сейчас мы с вами перейдём к практической тренировке.
Обратите внимание перед вами на столах лежат листы самоконтроля. В ходе тренировки вы будете выполнять задания на компьютере и самостоятельно должны оценить, как вы справились с каждым из них. Подпишите листочки и отложите их.
Лист контроля ученика
Ф.И.
Название операции/действия
Выполняю
отлично
Выполняю с ошибками
Испытываю
большие затруднения
Не
выполняю
1
Открытие документа
2
Выделение в тексте нужного фрагмента (слово, предложение, абзац)
3
Ввод текста с клавиатуры
4
Сохранение документа
5
Удаление слова
6
Копировать - вставить
7
Поиск и замена нужного фрагмента(слово, предложение, абзац)
8
Окрасьте слова в соответствующий цвет
9
Сумма «галочек» в каждом столбике
10
Оценка за выполненную работу
На рабочем столе находится папка с заданиями для практической работы. Читаем внимательно и выполняем все действия, которые там описаны.
Задания на работу с фрагментом текста:
В каждой строке найдите лишнее слово. Выделите его двойным щелчком и удалите его, нажав DELETE.
Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;
Треугольник, овал, длина, квадрат, круг;
Дождь, снег, осадки, иней, град;
Дуб, дерево, липа, тополь, береза;
Горький, горячий, соленый, кислый, сладкий;
Футбол, волейбол, плавание, баскетбол.
Выделите лишние слова с помощью левой клавиши мыши и удалите:
У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый;
Златая тяжелая цепь на дубе том;
И днем и ночью, утром и вечером кот ученый;
Все ходит по цепи круг за кругом.
Скопируйте фразу через буфер:
Выделите фразу щелчком на левом поле напротив строки
Скопируйте ее в буфер через меню ПРАВКА – КОПИРОВАТЬ.
Установите курсор в конце строки и перейдите на новую строку, нажав ENTER.
Вставьте строку 5 раз с помощью меню ПРАВКА – ВСТАВИТЬ.
Я работаю с фрагментом текста.
Расставьте команды в нужном порядке:
Прочитайте весь текст
Найдите команду, которая должна быть первой
Выделите эту строку
Удалите с помощью меню ПРАВКА – ВЫРЕЗАТЬ
Установите курсор в начало первой строки
Вставьте строку с помощью меню ПРАВКА – ВСТАВИТЬ
Повторить с последующими строками, пока все команды не окажутся на своих местах.
Засыпь ямку.
Поставь лопату и лейку на место.
Выкопай ямку.
Возьми
Возьми лопату и саженец.
Посади саженец в ямку.
Замените число 100 на слово сто.
У про100го 100рожа
Непро100рный дом:
Часто в нем 100ножка
Бродит под 100лом
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
*Цвет (задание повышенного уровня). Скопируйте документ «Цвет» к себе в папку. Откройте документ у себя в папке. Окрасьте слова в соответствующий цвет. Фамилию автора и инициалы окрасьте в любимый цвет.
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофёра:
Красный цвет – дороги нет,
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный цвет – кати!
С.Я.Маршак
Отрывок из какого произведения мы редактировали?
Какими кнопками пользовались?
С какими частями речи вы встретились?
Как заменить слово в тексте на другое слово?
Как вы думаете, для чего нужна замена слов в тексте?
6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель открывает лепестки с записями учеников, которые были сделаны в начале урока и обсуждаются ожидания учеников.
Из предложенного набора смайликов выбрать тот, который «отражает» настроение ученика в конце урока. При наличии времени каждый может объяснить, что означает выбранная картинка, если времени немного, можно опросить несколько учеников. Смайлики дети прикрепляют магнитами на доску.
- Вы, наверное, часто в сообщения используете смайлики, они предают ваши эмоции и настроение. Вот и сейчас вы «расскажите» о своем настроении, используя картинки, которые есть у вас. Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлика.
Вопросы для повторения:
1. Какие действия мы сегодня выполняли?
2. Пригодится ли то, что мы изучали в жизни?
3. Как вы думаете, поиск информации будет являться редактированием текста?
4. Меняется ли содержание информации при этом?
5. Какими командами и кнопками мы сегодня пользовались?
6. Что вы будете делать, если вам нужно будет найти слово в тексте?
6. Домашнее задание: §2.9 с.91-92, вопросы 1-6 с.94. §1.13 с.49-51.
Базовый уровень .. УЧ: №7 с.52-53. РТ: №44 с.78.Повышенный УЧ: №8 с.52-53. РТ: №45 с.78, разгадать кроссворд
15