Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.


Класс: 5
Тема: Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Цель урока:
Образовательная:
- дать учащимся представление о списках и таблицах в текстовом документе;
 - ввести понятие маркированный, нумерованный, многоуровневый список
- продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы создания списков и таблиц в текстовом документе;
- закрепить на практике умения работы со списками и таблицами.
Развивающая:
- развивать навыки по работе с текстовыми документами;
- развивать познавательную активность, логическое мышления при решение задач с помощью таблиц.
Воспитательная:
- повышать информационную культуру пользователь ПК.
Задачи:
проверить знания учащихся по вводу и форматированию текста;
познакомить со способами создания и форматирования таблиц;
научить решать логические задачи с помощью таблиц;
составить алгоритм построения и алгоритм оформления таблиц;
развивать умение анализировать и систематизировать знания;
Предметные результаты:
Знать:
способы создания и форматирования таблиц в текстовом документе;
алгоритм построения и алгоритм оформления таблиц в текстовом документе;
как модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек), использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы.
Уметь:
создавать и оформлять таблицы в текстовом редакторе, используя алгоритм;
организовывать текстовые данные в форме таблицы.
умение работать со списками, систематизировать информацию в виде списка в процессе редактирования текстовых документов;
Метапредметные результаты:
способствовать умению анализировать полученную информацию и на основе данного анализа составлять алгоритм работы;
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по созданию списков в текстовых документах;
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор.
Дидактические средства: презентация, текстовый процессор MS Word.
Ход урока
Организационный момент
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
Что нужно знать при вводе текста?
Что нужно сделать с текстом перед его редактированием?
Как можно создать копию фрагмента? Опишите процесс копирования.
Что такое форматирование текста?
Формулирование темы и целей урока. (слайд 1-2).
Изучение нового материала.
Рассказ учителя сопровождается демонстрацией с помощью презентации.
Во время рассказа учащиеся внимательно следят за объяснением и по ходу записывают основные понятия.
Очень часто во время работы в текстовых редакторах требуется использовать списки. Различные перечисления, перечни - все это оформляется при помощи списков. Список – это последовательность пронумерованных или помеченных некоторыми значками пунктов. По способу оформления различают нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. (слайд 3).
В нумерованном списке (слайд 4) используется последовательность из  арабских и римских цифр. Элементы списка также могут быть пронумерованы русскими или латинскими буквами. Такие списки используют для описания последовательности действий, например расписание уроков на понедельник. 
При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически. Удалим из списка математику – и список сократился на один элемент, а нумерация изменилась.
 Элементы маркированного списка (слайд 5) обозначаются с помощью значков-маркеров. Маркированный список используют, когда порядок следования элементов в нём не важен. Дополнительно настроить маркированный список можно с помощью команды «Определить новый маркер».
Также существуют многоуровневые списки. (слайд 6) Это такой вид списков, элементы которого сами в свою очередь являются списками.  Для перевода на более низкий уровень (с 1-го на 2-й) – клавиша Tab. Для перевода на более высокий уровень (со 2-го на 1-й) – клавиша Shift+Tab.
Рассмотрим примеры списков (слайд 7).
Сложно представить себе какой-либо урок или документ, или момент нашей жизни, в котором для наглядности не использовались бы таблицы. (слайд 8-9). Существуют специальные табличные редакторы (например, Microsoft Excel), однако Современные текстовые процессоры так же позволяют визуализировать информацию в виде таблицы.
(слайд 10) Таблица - это форма организации данных по строкам и столбцам.
Таблицы состоят из столбцов и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов. Представленная в таблице информация наглядна для восприятия.
Структурным элементом таблицы является ячейка. Ячейка – это пересечения строки со столбцом.
В ячейках таблиц могут быть размещены тексты, числа, изображения.
Давайте подумаем, информация какого вида воспринимается легче? (слайд 11)
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. (слайд 12)Решения задач на доске. (слайд 13-16)
Физминутка.
Закрепление изученного материала
Учащиеся получают практические задания и выполняют их на компьютере. Возникшие вопросы разъясняются индивидуально. По окончанию выполнения работы задания проверяются учителем.
Практические задания: (слайд 17).
Создать маркированный список Расписание уроков на сегодня.
Создать нумерованный список Дни недели.
Создать многоуровневый список Времена года и месяцы
Задание 1 на с.129 учебника.
Гимнастика для глаз
Домашнее задание: (слайд 18). Выучить п.9, решить №4 с.68.
Итоги урока, рефлексия
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?