Карман в рамку. Методическая разработка.

ГБПОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4»



ОДОБРЕНО:
на заседании методкомиссии.
Протокол № _____
Председатель методкомиссии
______________Э.Ю.Журба







УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УПР

__Кесаева З.С.
«______»___________2015г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ

УП04.ПМ04.: « Пошив изделий по индивидуальным заказам».
ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ
ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ИЗДЕЛИЙ».
ЗАНЯТИЕ: «ОБРАБОТКА ПРОРЕЗНОГО КАРМАНА В РАМКУ».







Автор: мастер производственного
обучения Бабич Л.И.
г. Владикавказ, 2015 г.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА:
Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».
Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
Дашкевич Л.М. «Швея, портной легкой женской одежды». Учебное пособие.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.

МАТЕРИАЛЫ:
Различные виды тканей для верха, прокладочные и подкладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35.














П Л А Н

проведения занятия по производственному обучению



Наименование темы: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ИЗДЕЛИЙ».

Наименование занятия: «Обработка прорезного кармана в рамку».

Учебно-воспитательные цели:
3. 1 Научить обуч-ся выполнять: обработку прорезного кармана в рамку.
3.2 Научить обуч-ся выполнять технологические приёмы и операции в чёткой последовательности.
3.3 Научить обуч-ся анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль давать оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
3.4.Научить обуч-ся выполнять поэтапную обработку швейных узлов на машинах или вручную с разделением труда или индивидуально.
3.5.Научить обуч-ся подкраивать отделочные детали .
3.6. Воспитывать у обуч-ся бережное отношение к оборудованию, инструментам, приспособлениям.
3.7. Научить обуч-ся рационально использовать своё рабочее время.
3.8. Прививать обуч-ся понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Время на задание: 6 часов.

Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.

Метод поведения занятия: Практическое занятие методом рассказа и показа,
демонстрации наглядных пособий и образцов, схем,
плакатов.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Наименование вопросов и их краткое содержание
Методические указания

1
2
3


I Организационная часть


1.1
Приветствие обучающихся


1.2
Отчет общественного мастера о наличие обучающихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений.
Отметить отсутствующих в жур-нале. Выявленные недостатки по возможности устранить.

1.3
Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования



II Вводный инструктаж


2.1
Сообщить тему занятия: «Обработка прорезного кармана в рамку».


2.2
Опрос обучающихся по материалу предыдущего занятия: «Обработка прорезного кармана с листочкой» и закрепление знаний уч-ся из спецпредметов.
Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.


1. Какие виды карманов вам известны и где они применяются?
Накладные, прорезные, в швах. Применяются в легкой и верхней детской, женской и мужской одежде.


2. Какие виды карманов в зависимости от способа обработки листочки вы знаете?
Карманы с втачной и настрочной листочкой.


3. Перечислить детали кроя, необходимые для обработки кармана с листочкой, указать направление нитей основы?
Основная деталь, н.о.-по длине; долевик, н.о.-по длине; листочка, н.о.-по длине; прокладка листочки, н.о.-по длине; подзор (для втачной), н.о.-по ширине; подкладка кармана, н.о.-по длине.


4. Для чего необходим долевик?
Для предохранения входа в карман от растяжения.


5. Как заготовить листочку? Правила ТБ при выполнении ВТО.
Продублировать с изнаночной стороны, заутюжить пополам изнанкой внутрь. Наличие спецодежды, резиновый коврик под ногами, целостность эл. розетки и утюга.


6. Обработка подзора и его назначение? Правила ТБ при выполнении машинных работ.
Накладным швом с закрытым или обметанным открытым срезом. Выполняется из основной ткани, несет эстетическую нагрузку (чтобы в прорези кармана не была видна подкладка кармана). Наличие спецодежды, резиновый коврик на педали, целостность эл. розетки и деталей машинки, острая игла.


7. Рассказать последовательность обработки прорезного кармана с листочкой с втачными концами?
Наметить место расположения кармана. Приметать листочку по контрольным линиям, приметать подкладку кармана вместе с подзором по верхней контрольной линии. Притачать листочку и подкладку с подзором, проверить качество притачивания. Удалить нитки приметывания, приутюжить с изнаночной стороны. Разрезать вход в карман, вывернуть и выправить листочку и подкладку кармана. Притачать свободный срез подкладки к припуску на шов притачивания листочки; обтачать концы подкладки одновременно закрепляя уголки. Обметать или окантовать боковые срезы подкладки, приутюжить готовый карман.


8. Какое оборудование используется при обработке прорезного кармана с листочкой?
Стачивающие машины 97 и 1022 кл., спецмашина 51 кл., утюги М-2 и М-5.


9. Какие дефекты могут возникнуть при обработке прорезного кармана с листочкой с втачными концами, причины их возникновения и способы устранения?
а) Разная ширина листочки



б) Вход в карман раскрывается



в) Непараллельные концы листочки



Причина: непараллельные строчки притачивания листочки и подкладки
Устранение: выровнять строчки
Причина: не выправлены концы листочки
Устранение: выправить и подтянуть концы листочки
Причина: перерезан (недорезан) вход в карман в уголках, строчки заканчиваются не на одном уровне
Устранение: дорезать вход в карман в уголках, продлить строчки.


Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные
ответы.
Оценки выставить в журнал.

2.4
Объяснение новой темы: «Обработка прорезного кармана
в рамку».
·
Тему написать на доске.

2.5
Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться со способами обработки прорезного кармана в рамку. К концу занятия каждый должен обработать данный узел.
Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.


Карманы в рамку используются в основном при изготовлении верхней одежды. Выполняются они как на деталях
верха, так и на подкладке. Несут эстетическую, функциональную и эмоциональную нагрузку. В зависимости от
модели бывают различных видов: в рамку, в рамку с тесьмой-молнией, в рамку с петлей и пуговицей, в рамку из
основной или отделочной ткани.
В зависимости от толщины ткани различают несколько способов обработки: с 2-мя заутюженными обтачками, с 2-мя не заутюженными обтачками, с одной неразрезной обтачкой.
В зависимости от толщины ткани и модели обтачки могут иметь различную ширину, они могут быть различной ширины и относительно друг друга, если это предусмотрено
моделью. Длина кармана зависит от размера и от модели.
Обтачки выкраивают длиной, равной длине входа в карман + 4 см.; шириной – удвоенная ширина обтачки в готовом виде + припуск на шов. Н.О. – по длине обтачек

2.3
Детали кроя: основная деталь, н.о.-по длине;
Долевик, н.о.-по длине; 2 обтачки, н.о.-по длине; 2 клеевые прокладки для обтачек, н.о.-по длине; подзор, н.о.-по ширине; подкладка кармана, н.о.-по длине
Клеевые прокладки выкроить по форме обтачек. Долевик - длиной, равной длине обтачек, шириной 4 – 5 см. Подзор – длиной, равной длине обтачек, шириной 7 – 8 см. Подкладка – длиной, равной удвоенной глубине кармана, шириной, равной ширине обтачек.

2.8
На основной детали наметить место расположения кармана.


1-ой горизонтальной линией, определяющей вход в карман и 2-мя вертикальными, ограничивающими длину кармана.

2.9
Приклеить долевик в области расположения кармана

С изнаночной стороны

2.10
Продублировать обтачки
С изнаночной стороны

2.11
На изнаночной стороне обтачек наметить контрольными линиями ширину обтачки в готовом виде – горизонтальной и длину – вертикальной.

Линию провести параллельно срезу

2.12
Приколоть обтачки портновскими булавками, располагая размеченные срезы встык друг к другу, совмещая их с горизонтальной контрольной линией на основной детали, а также совмещая вертикальные контрольные линии.



2.13
Притачать обтачки параллельными строчками, выполняя закрепки в начале и в конце строчек.
Частота стежков 3-4 в 1 см.

2.14
Удалить булавки.



2.15
Проверить качество притачивания. Приутюжить строчки.
Строчки строго параллельны, заканчиваются на одном уровне, равны ширине рамки кармана в готовом виде.

2.16
Разрезать вход в карман

С изнаночной стороны посередине, начиная с центра, не доходя до концов кармана на 1,5 см. сделать надсечки на уголок, не дорезая до строчек 0,1-0,2 см.


2.17

С изнаночной стороны отогнуть уголки и приутюжить



2.18
Вывернуть обтачки на изнаночную сторону и выправить.



2.19
Разутюжить швы притачивания обтачек.
До полного прилегания, через увлажненный проутюжильник.

2.20
Обогнуть обтачками швы притачивания



2.21
Приутюжить рамку.



2.22
Проложить закрепляющие строчки в шов притачивания обтачек.

С лицевой стороны

2.23
Настрочить подзор на подкладку кармана.

Ширина шва 0,1-0,2 см. от подогнутого края. Частота стежков 3 – 4 в 1 см.

2.24
Притачать верхний срез подкладки вместе с подзором к припуску верхней обтачки.


2.25
Притачать нижний срез подкладки к припуску нижней обтачки.


2.26
Обтачать концы подкладки, одновременно закрепляя уголки.


2.27
Обметать или окантовать концы подкладки.


2.28
Приутюжить готовый карман.


С лицевой стороны через увлажненный проутюжильник.

2.29
Дефекты:
а) разная ширина обтачек




б) раскрывается вход в карман




в) обтачки не располагаются встык в концах кармана

Причина: разная ширина шва притачивания обтачек
Устранение: выровнять ширину шва на обтачках

Причина: недостаточно выправлены обтачки и уголки кармана
Устранение: выправить обтачки и уголки
Причина: несоответствие ширин обтачек ширине рамки в готовом виде
Устранение: увеличить ширину обтачек


III Текущий инструктаж


3.1
Упражнения обучающихся в выполнении обработки верхнего среза юбки притачным поясом.
Добиться, чтобы обучающиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

3.2
Практический показ операции


3.3
Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов.
В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех обучающихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать обучающимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.

3.4
Наблюдение за организацией труда и рабочего места.


3.5
Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда.


3.6
Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию.


3.7
Дать опережающее задание сильным обучающимся.


3.8
Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы.


3.9
Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся.
Индивидуальная работа со слабыми обучающимися:


IV Заключительный инструктаж


4.1
Подвести итоги рабочего дня.
Ответить на вопросы обучающихся.

4.2
Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели.


4.3
Провести краткий разбор занятия:
а) отметить дисциплину обучающихся
б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки

в)выделить наиболее активных обучающихся
г) оценить работу обучающихся на занятии


Указать способы устранения ошибок

Выставить оценки в журнал

4.4
Дать задание на самоподготовку
Задание написать на доске

4.5
Убрать рабочие места
Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования

4.6
Назначить дежурных
По списку

4.7
Убрать учебно-производственную мастерскую
Закрыть мастерскую.



Мастер
производственного обучения _______________Бабич Л.И.
Рисунок 115