Проект Символы родного города
Практико-ориентированный проект
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО ГОРОДА.
Выполнила:
Князькина М.А
Тольятти, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта..3
Целевой компонент...5
Диагностический компонент6
Процессуальный компонент.8
Литература..12
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.).
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Именно в детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Таким образом, одним из направлений познавательного развития дошкольников согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17. 10 2013 г.) является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Однако развитие личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому, невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: сформировать у детей 6-7 лет представления о символике родного города, по средствам дидактических игр.
Задачи:
1. Формирование у детей 6-7 лет интереса к символике родного города;
2.Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного города;
3.Формирование у детей 6-7 лет умения применить представления о символике родного города в практической деятельности.
4. Воспитание ценностного отношения к родному городу.
5. Способствование формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания.
6.Привлечениее родителей к организации дидактических игр.
7.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими материалами, играми.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Диагностические методы:
беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей и педагогов.
Критерии и показатели сформированности представлений
детей 6-7 лет о достопримечательностях родного города.
Название критерия
Показатели
Когнитивный
- представления о гербе;
- представления о гимне;
- представления о флаг.
Эмоционально-мотивационный
- наличие интереса к символике родного города;
- наличие эмоционально-положительного отношения к символике родного города;
- наличие желания узнавать историю происхождения и назначение символики родного города;
.
Деятельностный
- умение различать герб города Тольятти от гербов других городов;
- умение объяснять цвет флага и герба объяснять, что они обозначают;
-умение находить и называть изображения символики родного города на монетах, машинах, печатных и сувенирных продукциях и зданиях.
1) Воспитатель проводит беседу « Что я знаю о родном городе», в процессе которой выявляет уровень сформированности у детей представлений о символике родного города.
Вопросы для беседы:
Как называется город, в котором ты живешь?
Почему он имеет такое название?
Как называют жителей нашего города?
Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?
Какие интереснее места ты посетил в нашем городе?
2) Проблемные ситуации:
- Ты пригласил в гости друга, но он не знает, где ты живешь. Расскажи ему как найти твой дом, как называется твоя улица, номер дома и квартиры.
- В детский сад пришло письмо от мальчика Джона, живущего в Англии, он очень хочет познакомиться с русской культурой и нашим городом. Давайте расскажем Джону, какие интересные места есть в Тольятти.
3) Проводится анкетирование среди родителей и педагогов.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
I этап
Эмоционально-мотивационный
Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к символике родного города.
Задачи:
-вызвать желание узнать историю происхождения и назначения символов родного города;
-сформировать эмоционально-положительное отношение к символике родного города;
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей
Результат
Педагог
Дети
Результат-продукт
Результат-эффект
Эвристические беседы: «Что ты знаешь о городе Тольятти?»
Педагог выясняет, что дети знают о родном городе.
Рассказывают, что они знают о городе Тольятти.
Разучивание с детьми песни «О Тольятти»
Дети заинтересовываются родным городом.
«Зачем городу герб, флаг и гимн?»
Педагог знакомит детей с общими понятиями, герб, флаг, гимн и зачем они нужны.
Знакомятся с новыми понятиями, герб, флаг, гимн и узнают, зачем они нужны.
Пополнение демонстрационным материалом патриотического уголка (плакат).
Дети проявляют интерес к новым понятиям.
«Где можно увидеть герб и флаг города?»
Педагог проводит беседу о том где можно увидеть герб, флаг; показывает иллюстрации
Дети знакомятся с предметами, местами, где можно увидеть герб, флаг.
Фото – выставка «Где можно увидеть герб и флаг города?»
Дети заинтересованы в поиске, где можно увидеть герб, флаг
Рассказ взрослого: «История возникновения герба родного города»
Педагог рассказывает о истории возникновения герба родного города.
Узнают об истории возникновения герба родного города.
Конспект беседы на тему: «История возникновения герба родного города»
Дети проявляют интерес к истории возникновения герба родного города.
II этап
Основной
Цель: - уточнить представление детей о гербе, флаге родного города;
-сформировать умение находить символику родного города среди символики других стран, городов.
Задачи:
Дать детям представление о значении, истории и происхождении герба, флага, гимна Тольятти.
Сформировать представление о том, что герб, флаг и гимн – это не только краткая информация о городе, но и предметы гордости родного города.
Способствовать развитию чувства гордости за свою малую родину.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей
Результат
Педагог
Дети
Результат-продукт
Результат-эффект
Проведение бесед,
«Цвет в гербах и флагах»
Педагог рассказывает о цветах герба и флага, что они означают и показывает модели герба и флага.
Слушают рассказ педагога о цветах герба и флага, рассматривают модели герба и флага.
Цветные модели герба и флага.
Желание запомнить цвета герба и флага и их значения.
Беседа «Символы в изображениях на гербах»
Педагог рассказывает о символах изображённых на гербе других городов и города Тольятти, истории возникновения символов на гербе города Тольятти.
Знакомятся с символами, изображенных на гербах других городов и города Тольятти, с историей возникновения символов на гербе города Тольятти.
Альбом с изображениями символов гербов различных городов и города Тольятти.
Интерес к изучению изображений символов на гербах других городов и города Тольятти, и истории возникновения символов на гербе города Тольятти.
1.Дидактические игры :
« Азбука флагов»
Педагог проводит игру «Азбука флагов»
Дети играют в игру «Азбука флагов»
Игра «Азбука флагов»
2.«Найди флаг, герб Тольятти»
Педагог организовывает и проводит игру «Найди флаг, герб Тольятти»
Дети играют в игру «Найди флаг, герб Тольятти»
Игра «Найди флаг, герб Тольятти»
3.«Изобрази символику»
Педагог организует игру «Изобрази символику».
Дети изображают символику города Тольятти
Выставка рисунков «Символика родного города»
4.«Найди отличие в гербах»
Педагог дает детям 2 варианта герба Тольятти, в которых различаются цвет фона, изображение орнамента.
Дети находят отличие в гербах и выбирают верный вариант.
Игра «Найди отличие в гербах»
III этап
Деятельностный
Цель: побуждать применение полученных знаний о символике родного города в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи:
Обогатить предметно-развивающую среду группы материалами и оборудованием для самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры) и созданию дидактических игр
Привлекать детей к созданию дидактических игр и пособий
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей
Результат
Педагог
Дети
Результат-продукт
Результат-эффект
Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми:
Мой милый город
Привлекает детей к созданию дидактической игры. Объясняет правила, контролирует процесс.
Участвуют в создании игры, посредством изготовления иллюстраций для раздаточного материала; вспоминают информацию о городе, чтобы создать информационные карточки.
Дидактическая игра с раздаточным материалом «Мой милый город»
Проявляют интерес к созданию дидактического материала.
2.Я и мой город
Педагог объясняет детям порядок создания игры, помогает детям обозначить правила.
Дети создают игру под руководством педагога, создают иллюстрации, играют.
Игра «Я и мой город»
Каждый ребенок определяет как может помочь родному городу и подбирает иллюстрации к выбранной теме (чистота,озелененение,достопримечательности и др.)
Заинтересованы в активном участии в жизни города.
Найди герб, флаг, гимн
Педагог дает детям выбрать 3 различных флага, герба и гимна для игры из 7 предложенных.
Педагог предоставляет детям 7 вариантов герб, флаг,гимн и помогает им сделать выбор.
Дети определяют 3 различных герба, флага, гимна для игры, выбирают герб флаг,гимн Тольятти.
Проявляют интерес к символике родного города
Собери картинку
Дает детям инструкции по сбору картинки в целое из частей. (изображение- герб Ставрополя-на-Волге и Тольятти)
Дети делятся на 2 группы, где одна группа разрезает изображения гербов, а другая собирает изображения из множества частей.
(изображение - герб Ставрополя-на-Волге и Тольятти)
Целое изображение гербов Ставрополя-на-Волге и Тольятти
-
Большая заинтересованность детей в обсуждении герба Тольятти.
Осознанное отношение и помощь родителей в оформлении выставки детских рисунков на тему «Мой герб», в оформлении тематических альбомов.
Литература
«Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2013. – 214 с.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Работа ДОУ с семьёй – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. ар 2004.
М. Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов. М.,«Мозаика-Синтез», 2008.
В. Клоков, В. Кружалов. Государственные символы России. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2002.
Журнал «Музыкальная палитра» № 4, 2011, № 4, 2012. Санкт-Петербург.
Журнал «Колокольчик» № 39, Санкт-Петербург, 2007.
13 PAGE 14115
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
13 PAGE 14815
15