Конспект урока русского языка и МХК по подготовке к сочинению-описанию картины (7 класс)


Урок по русскому языку и мировой художественной культуре
«Условия человеческого существования»
(подготовка к сочинению по картине)
7 класс
Учитель. Вступительное слово:
Необычное всегда более заманчиво, интригующе, удивительно, нежели традиционное проявление обыденной жизни. Человека всегда привлекало то, что выходит за рамки очевидного, что пересекает грань стандартного мышления и представления о мире. Так было, так есть и так будет всегда.
В качестве эиграфа к сегодняшнему уроку взяты слова знаменитого бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта
«Мои картины демонстрируют противоположность обычному мнению о том, что мы должны писать видимый мир. Я всегда пытаюсь выйти за пределы. Все, что существует в реальности,скрывает за собой нечто другое» Рене Магритт.
Учитель: как вы понимаете это высказывание?
Ученик: этот художник размышляет о том, что он всегда выходит за пределы реальности, возможно, изображает что-то нереальное.
Учитель: Рене Магритт – это художник-сюрреалист, который стремился изобразить реальность под особым углом зрения.
Цель урока: сегодня у нас с вами урок развития речи, посвященный подготовке к сочинению-описанию картины «Условия человеческого существования», отражающей нетрадиционный взгляд на мир Рене Маргитта.

*На экране это изображение. Оно подписано так: «Условия человеческого существования» Рене Магритт (фрагмент).
Учитель: Что вы видите на этом полотне?
Ученик: на полотне можно увидеть природу: одиноко стоящее дерево среди зеленого луга, окруженного зарослями зеленых кустов, на переднем плане – дорога.
Учитель: какое впечатление производит на вас это изображение?
Ученики выражают свои мысли.
Учитель: Насколько это изображение, на ваш взгляд, отличается от реальности или, наоборот, соответствует ей?
Ученики: это полотно кажется весьма реалистичным.
Ученики: Как вы считаете, почему это полотно так называется «Условия человеческого существования»? Если затрудняетесь, можно воспользоваться словариком урока.
Ученики: возможно, условия человеческого существованияпроявляют себя в этой картине таким образом, что художник можетвидеть реальность и отражать её, возможно, в наслаждении природой, в бесконечной дороге – как символе поиска смысла жизни. Согласно словарику, к этому фрагменту картины Рене Магритт больше подойдет толкование слова «существование» в словаре Ожегова и Шведовой (№ 1 - Обстоятельство, от которого что-н. зависит). *Т.е. обучающиеся должны прийти к выводу, что, возможно, природа, может позитивно повлиять на человека.
*Изображение на экране увеличивается, и на слайде – полноценная картина Рене Магритт «Условия человеческого существования».

Учитель: это то же самое полотно. Только в первом случае мы работали с фрагментом. Какое впечатление на вас производит эта картина?
Ученики отмечают, что удивлены этим изображением.
Учитель: что необычного вы увидели в этом полотне?
Ученики: можно увидеть картину в картине, пейзаж практически полностью повторяется и за окном комнаты.
Учитель: что подсказывает вам, что на этом полотне запечатлена еще одна картина?
Ученики: теперь можно увидеть, что слева границы картины несколько заходят на шторы, внизу видны ножки от мольберта, справа – границы от первоначально увиденного нами пейзажа.
Учитель: как теперь мы с вами можем истолковать слова Рене Магритт: «Я всегда пытаюсь выйти за пределы. Все, что существует в реальности, скрывает за собой нечто другое».Какой смысл имеет это высказывание теперь?
Ученик: оно имеет не переносное, а прямое значение: его живопись выходит за пределы просто полотна, она сливается с реальностью, возможно, совершенствуя её, потому что мы не видим на самом деле, что находится за пределами этого пейзажа.
***Учитель: можно ли быть уверенным в том, что пейзаж в самом деле повторяется? (если обучающиеся к этому не придут в процессе рассуждения)
***Ученики: нет, возможно, художник что-либо дофантазировал, чтобы создать свой неповторимый образ природы.
Учитель: для описания этого полотна нам необходимо определиться с основными признаками нового текста. Какой тип текста можно выбрать?
Ученики: описание.
Учитель: какой структурой обладает текст-описание?
Ученики: вступление, основная часть, заключение.
Учитель: Какие сведения в вашем сочинении должны быть отнесены к вступлению?
Обучающиеся: Необходимо назвать полотно, имя художника, можно обозначить время его создания. Возможно, следует указать, где находится эта картина, в какой коллекции.
***Информация для справок (появляется на слайде): полотно написано в 1935 году. Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист.Находится картина в национальной галерее искусств, Вашингтон. Рекомендуемые словосочетания: «Передо мной репродукция…»
Учитель: Какая информация должна быть расположена в основной части сочинения?
Обучающиеся: Здесь необходимо сказать о том, какие предметы расположены не переднем и на заднем плане. В нашем случае мы должны описать репродукцию, расположенную на переднем плане (и одновременно отражающую задний план), саму комнату, которая изображена на картине.
Учитель: Какой вы видите эту комнату? (они могут сказать, что все здесь минималистично, просто, незамысловато). Возможно, здесь недавно совсем был художник, но теперь он отошел в сторону, мы не видим его. Обращаю внимание на то, что изображенное на полотне гармонично «вливается» в пейзаж, расположенный за окном. Какую роль, по вашему мнению, играют окно и шторы в этом пейзаже?
Ученики дают разные ответы. При отсутствии подходящего ответа обращаю внимание учеников на то, что окно и шторы обрамляют, словно рамка, пейзаж за окном (при этом делая его более искусственным, чем пейзаж, изображенный на полотне: ведь он рамки не имеет, поэтому и смотрится более естественно, реалистично). Рамки имеет видимый мир, а вот воображаемый мир безграничен!
Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что это не просто полотно, а картина в картине, и описание и средства выразительности необходимо использовать как в отношении самой репродукции, так и полотна, расположенного на переднем плане.
Учитель: Какую информацию нам необходимо расположить в заключении к этому сочинению?
Обучающийся: Мы должны высказать свое отношение к изображенному, поразмышлять над наименованием картины.
Учитель: Какой стиль мы предпочтем для текста описательного типа?
Ученик: Художественный.
Учитель: Чем отличается художественный стиль от других стилей русского языка?
Обучающиеся: Он более экспрессивен, эмоционален.
Учитель: Какие разделы науки о языке обладают экспрессивными ресурсами?


Учитель: Какие разделы науки о языке обладают экспрессивными ресурсами? (обучающиеся перечисляют все эти 5 разделов).
Назовите экспрессивные признаки фонетики (звукопись). Какие слова могут вам помочь передать звуковое наполнение этой картины? (тишина, в воздухе разлита неподвижность, полное молчание, не слышно ни единого звука)
Мы вопрошаем (приставка придает слову несколько возвышенное, философское значение – ведь мы говорим о живописи!) картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться (доведение действия до конца) к ней. И нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не откровенный.
Какие словообразовательные возможности художественного стиля можно увидеть в этом тексте?
Какие еще словообразовательные модели могут быть использованы в тексте художественного стиля? Суффиксы или экспрессивные приставки (не-до-сказ-а-нн-ость, за-тишь-е, не-по-движ-н-ость, су-мрач-н-ость, пыш-н-ость, восхищ-ени-е, один-ок-ий, рас-кид-ист-ый). Возможно использование однокоренных слов.
Учитель: Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней. Как вы понимаете это высказывание?
Обучающиеся: Прислушиваться – не значит только слушать звуки, это означает – понимать замысел художника, определять место каждого художественного образа на полотне, его смысловое звучание.
Учитель: прислушайтесь к этой картине, всмотритесь в неё. Какое место в изображенном на полотне пейзаже занимает небо?
Обучающиеся: Оно занимает почта 2/3 ландшафта.
Учитель: как вы думаете, почему?
Обучающиеся: небо – это всегда свобода, полет мысли.
Учитель: каким художник изобразил небо?
Обучающиеся: оно голубое, безоблачное, глубокое. Небо изображено не только в ландшафте, расположенном за окном, но и на картине, расположенной перед ним.
Учитель: Вот как написали о небе Магритта его современники. На экране – текст. Ознакомьтесь с текстом и назовите средства выразительности, использованные в нем:
Небо с плывущими по нему облаками – настолько повседневный и употребляемый (эпитеты) образ, что сделать его "визитной карточкой" (метафора) какого-то конкретного художника кажется невозможным. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых (эпитеты) зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц (метафора) и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит (олицетворение) на мольберт. 
Учитель: какую роль играют эти средства выразительности в данном тексте?
Обучающиеся: Они дают наиболее полное представление о художественном мастерстве Магритта, о тех образах, которые он предпочитает изображать, о тех смыслах, которые он вкладывает в свои изображения.
Учитель: Обратите внимание, что в тексте художественного стиля необходимым его элементом являются синонимы. Назовем их.
Ученики: здесь слово «небо» заменяется местоимениями и контекстными синонимами: небо – образ, «визитная карточка».
Учитель: Прислушиваясь к замыслу художника, мы видим целую галерею других образов, наполняющих шедевр Магритта. О своей картине «Условия человеческого существования» и одновременно об особенностях человеческого восприятия знаменитый сюрреалист писал так: «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание».
Учитель: О каких особенностях окружающего мира говорит Рене Магритт в этом тексте?
Обучающиеся: о мире, который существует снаружи, а также о том мире, который живет в восприятии человека.
Учитель: чем отличается реальный и живущий в восприятии человека мир? Назовите имена существительные, которые Рене Магритт использует для характеристики того и другого мира?
Обучающиеся: окно, комната, картина, ландшафт (это видимый мир), прошлое, настоящее, время и пространство – это не видимый, а ощущаемый мир, мир, близкий к восприятию человека.
Учитель: чем отличаются имена существительные, характеризующие видимый и воспринимаемый человеком мир?
Обучающиеся: видимый мир более конкретен, он осязаем, а мир, воспринимаемый человеком, более абстрактен. Именно поэтому художник использует при характеристике художественного восприятия конкретные и абстрактные имена существительные, что является характерным признаком морфологического уровня художественного текста.
Учитель: Какова роль искусства в восприятии человеком окружающего мира?
Обучающиеся: оно лишает время и пространство тривиального смысла.
Учитель: что имеет ввиду Магритт, используя прилагательное «тривиальный»?
Обучающиеся: смысл, лишенный свежести и оригинальности.
Учитель: именно искусство живописи способно лишить обыденность тривиального смысла.
 Искусство живописи, которое лучше назвать (называемое) искусством подобия, может выразить в красках идею, вмещающую (которая вмещает )в себя только образы, которые предлагает видимый мир (предлагаемые видимым миром), интуиция подсказывает художнику, как расположить их, чтобы выразить тайну. (текст на доске представлен без запятых)
Учитель: расставьте знаки препинания и сделайте вывод о синтаксическом строе художественного текста. Сначала текст дается без скобок.
Ученики диктуют знаки препинания, учитель расставляет их маркером, а затем обучающиеся поясняют, почему необходимы в этом высказывании те или иные знаки препинания. (указывают на то, что в этом предложении использованы подчинительные конструкции и причастные обороты, что также характеризует особенности художественного текста.
Учитель: измените текст таким образом, чтобы придаточные предложения с союзами «которое, которые» превратились в причастные обороты, а причастные обороты – в аналогичные придаточные. Ребята изменяют текст, я обращаю внимание на то, что в сочинении это один из самых распространенных приёмов, которые можно использовать при создании текста художественного стиля.
Учитель: в своем сочинении вам необходимо выразить своё впечатление от этого полотна. Оно может содержать и ваше размышление о названии произведения: «УСЛОВИЯ человеческого существования». Как вы считаете, в чем оно заключается?
Ученики: в том, что человек способен не только увидеть реальность, но и приукрасить её, сделать её более удобной для собственного восприятия и восприятия её другими людьми, наслаждаться красотой и переносить её на полотно, сделать искусство частью человеческой жизни, а реально увиденные и всюду сопровождающие нас предметы – частью искусства.
Учитель: «Между словами и вещами можно создать новые связи и уточнить некоторые свойства языка, обычно игнорируемые в повседневной жизни», - отмечал Рене Магритт.Желаю вам удачи в вашем творческом труде, в поисках подходящих средств выразительности, новых нетривиальных смыслов и связи реальности и вымысла в вашем будущем сочинении. Пусть ваша интуиция подскажет вам, как преобразить увиденное, сделать видимый мир более привлекательным, завораживающим, волшебным!
*** Если останется время. Подводя итог сказанному, должна представить вам еще одно произведение Рене Магритта «Ключ к полям»

Учитель: Что объединяет эту репродукцию и «Условия человеческого существования?»
Обучающиеся: За окном – пейзаж с деревом (только здесь уже их несколько), зеленый луг, дорога, пейзаж не освещен солнцем. Этот ландшафт видно из окна, обрамленного кумачевыми шторами.
Учитель: Чем отличается эта репродукция от предыдущего изображения?
Обучающиеся: На этом полотне реальность за окном перекликается с изображением на стекле. Об этом свидетельствуют осыпавшиеся осколки и те фрагменты стекла, которые остались на месте. О том, что стекло осталось в оконной раме, нам говорят трещинки, которые нас и смущают.
Учитель: Как вы думаете, почему это произведение так называется?
Обучающиеся: в первом случае реальность была изображена на полотне, а теперь – на стекле, через которое человек смотрит в окно. Именно поэтому каждый видит именно то, что желает видеть. И если в первом случае реальность была закрыта полотном, то теперь художник будто бы говорит нам о том, что то, что видит человек, что он изображает – и есть истинная, неприкрытая реальность.
Учитель: Действительно, Рене Магритт утверждал, что «Именно так мы видим мир: мы видим его вне нас и в то же самое время представляем внутри себя. Тем самым время и пространство освобождаются от того, чем их наделяет обыденное сознание».