6 класс. Тема: Строение и разнообразие цветков и соцветий. Л/р№9 ” Строение и разнообразие цветков ”
7 класс. Тема: Строение и разнообразие цветков и соцветий.
Л/р№9 ” Строение и разнообразие цветков ”
Цель: Сформировать у школьников понятие о строении и
разнообразии цветков; развивать познавательный интерес,
умение логически мыслить, обобщать, делать выводы, сравнивать;
воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения во
время урока, приобщать учащихся к научной деятельности.
Оборудование: фотографии, схемы и плакаты, позволяющие
иллюстрировать строение и разнообразие цветков и
соцветий, муляжи цветков, мультимед. презентация.
Базовые понятия:
цветок, соцветие, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.
Концепция урока:
опираясь на знания школьников об органах растений, показать
строение цветка и соцветия в связи с их функциями.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1)Организационный этап
(приветствие, обьяснить систему оценивания)
2)Проверка домашнего задания
1)-Ребята что мы изучали на прошлом уроке ?
-Что означает понятие размножение организмов?
-Какие формы размножения организмов вам известны?
-Что такое половое размножение?
-Что представляет собой бесполое размножение?
-Что такое вегетативное размножение?
-Какова роль вегетативного размножения?
3)Актуализация опорных знаний
и мотивация учебной деятельности
Дети обратите внимание на доску, на ней изображена немая схема. Кто сможет ее продолжить и озвучить?
Схема:
Органы растений
? ?
? ? ? ? ? ?
Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, послушайте стихотворение.
Ученик:
Утром, проходя по переулку,
Погляди на клумбы вдоль оград,
Кажется, что вышел на прогулку,
В платьицах цветочных детский сад
Слышишь запах лёгкий, еле внятный,
Кто-то, забавляясь по пути
Полной горстью возле дома
Разбросал по клумбам конфетти
Ребята, как вы считаете, о чем говорится в этом стихотворение?
Учащиеся: о цветах.
Давайте вспомним, какие бывают цветы.
Учащиеся характеризуют по размеру, аромату, разнообразию окрасок
Сообщение «Интересная ботаника»
1)Оглашения темы, целей и заданий урока
Дети мы продолжаем с вами изучать органы растений. Вам уже известно, что существует вегетативные и генеративные органы растений, с помощью вегетативных органов, растение размножается вегетативно, а
с помощью генеративных - половым путём.
Сегодня, мы будем знакомиться с генеративным органом растений – цветком.
Слайд 1
Тема нашего урока: «Строение и разнообразие цветков и соцветий» Сегодня мы изучим строение цветка, определим главные его части, рассмотрим взаимосвязь строения и функций цветка; докажем что цветок является видоизменённым побегом, а также генеративным органом растения ; познакомимся с разнообразием цветков и соцветий.
5)Изучение нового материала
Метод: рассказ учителя с элементами беседы
Мультимед. Презентация:
Слайд 2
Цветок-орган размножения растений, то есть генеративный орган семенных растений. Он представляет собой укороченный побег с ограниченным ростом.
Слайд 3
Основные функции цветка
1)Образование тычинок с полковыми зёрнами
2)Образование пестиков из семенными зачатками
3)Опыление
4)Оплодотворение
5)Формирование плода и семени
Дети, а кто знает из каких частей состоит цветок?
Слайд 4
Цветок состоит из:
Цветоножки, цветоложе, чашелистиков, лепестков, тычинок, пестика.
Главными составными цветка являются пестик и тычинки.
А кто из вас знает, где расположен пестик?
Цветком заканчивается главный или боковые стебли. Безлистая часть стебля
под цветком называется цветоножкой. У сидячих цветков цветоножка укорочена или отсутствует, цветоножка переходит в укороченную ось цветка, её стеблевую часть-цветоложе.
Форма цветоложе может быть разной, на нём расположены: чашелистики,
лепестки, тычинки и пестик. Чашелистики образуют чашечку. Чашечка защищает внутренние части цветка до распускания бутона. Кроме того,
в чашелистиках происходит фотосинтез. Лепестки образуют венчик, который часто имеет яркую окраску и крупные размеры. В полном цветке есть все части. Чашечка и венчик образуют околоцветник. Внутри венчика расположены пестик и тычинки.
Цветок состоит из:
Цветоножки, цветоложе, чашелистиков, лепестков, тычинок, пестика.
Главными составными цветка являются пестик и тычинки.
А кто из вас знает, где расположен пестик?
Слайд 5
Размещение и строение пестика. У цветка может быть один, несколько или много пестиков, каждый пестик образован одним или многими сросшимися плодолистиками
Слайд 6
Пестик состоит из трёх частей: завязи, столбика и рыльца.
Завязь - нижняя расширенная часть пестика, в которой находится семенной зачаток (внутри содержит зародышевый мешок, где находятся яйцеклетка и центральная клетка).
Столбик - суженная, иногда значительно удлинённая (кукуруза) часть пестика. Есть растения (кабачковые), у которых столбик почти не развит.
Рыльце - верхняя часть пестика. Во время опыления пыльца попадает на рыльце.
Слайд 7
Тычинка состоит:
- тычинковой нити, с помощью которой прикрепляется к цветоложе
- пыльника, который содержит пыльцу.
Слайд 8
У большинства растений цветки имеют пестик и тычинки и называются обоеполыми (вишня, тюльпан). Бывают цветки однополые - тычиночные (мужские) или пестичные (женские).
Если мужские и женские цветки находятся на одном растении, такие растения называются однодомные. Однополые цветки и двудомные растения это одно из приспособлений к перекрёстному опылению.
Внешние части цветка защищают внутренние, а если они яркие, то привлекают насекомых. Внешне цветки могут быть самыми разнообразными. Половое развитие происходит внутри цветка, где располагаются пестик и тычинки - его главные части.
Слайд 9
Соцветие
Крупные цветки располагаются на стебле поодиночке, а мелкие собраны в соцветия.
Соцветия – группа цветков расположенных на стебле в определённой последовательности (порядке) близко друг к другу.
Значение: увеличение возможности продолжения существования вида (приспособление к опылению).
Различают простые и сложные соцветия.
Простые имеют одну ось соцветия.
Кисть (черемуха), колос (подорожник), початок (кукуруза), щиток (яблоня), зонтик (первоцвет, лук), головка (клевер), корзинка (ромашка), сережка (береза)Сложные образованы из нескольких простых.
Сложный зонтик (укроп, морковь), сложный колос (пшеница, рожь), метелка (сирень, виноград)Слайд 10
Таблица «Типы соцветий»
Cлайд11
Значение цветка для человека:
1)употребление в пищу (соцветия брокколи)
2)эстетическое наслаждение
3)аромотерапия – лечение запахами определённых цветов
4)цветоводство.
6) Обобщение, систематизация и контроль учебных достижений учащихся
Мы ознакомились со строением цветка и типами соцветий.
Давайте посмотрим, как вы запомнили строение цветка и сделаем мы это с помощью игры “третий лишний”
Обратите внимание, на доске записаны слова. Ваша задача состоит в том, чтобы определить какое из них лишнее и объясните, почему вы так считаете.
Запись на доске:
1. Тычинка, цветоложе, пестик
2. Завязь, пыльник, тычинковая нить
3. Рыльце, столбик, лепесток
4. Цветоножка, цветоложе, столбик
(Опрос детей)
2).Выполнение лабораторной работы № 9
3.Биологический диктант «Узнай меня»
3.1.Я-генеративныйорганрастения, обеспечивающий половое размножение растений (цветок)
3.2.Я главная часть цветка, обеспечиваю мужской пол цветку (тычинка)
3.3.Я - состою из лепестков и являюсь самой заметной частью цветка (венчик)
3.4. Я – главная часть цветка, обеспечиваю женский пол цветку (пестик)
4).Вопросы для повторения и обсуждения
1)Что такое цветок?
2)Расскажите о строении цветка.
3)Какое строение имеет мужской гаметофит (тычинка)?
4)Какое строение имеет женский гаметофит (пестик)?
5)Что такое однополые и обоеполые цветки?
6)Какие бывают соцветия? Каково их значение?
7)Значение цветков для человека?
7)Подведение итогов урока
- дети подводят итоги: что нового узнали, что выучили…и.т.д.
– выставление оценок
8)Домашнее задание: Cлайд12
Устно выучить параграф 27, 28 и проработать контрольные вопросы в конце параграфов, составить по выученному материалу кроссворд.
Слайды к уроку
Слайд 1. Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4.
Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7. Слайд 8.
Слайд 9. Слайд 10.
Слайд 11. Слайд 12.