Развитие речи младших школьников при работе над художественно – изобразительными средствами языка (тропами)


Фрагмент урока литературного чтения. С. Есенин «Черемуха»
Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С. Есенина «Черемуха».
Учитель: Я прочитаю стихотворение “Черемуха”, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
Учитель: Прочитайте про себя стихотворение и представьте в своем воображении картины, нарисуйте словами эти картины.
Учитель: Читаем первую строфу вместе. Какие картины возникли в вашем воображении?
Добиваюсь ответа учеников: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца.
Обобщила ответ учащихся.
Учитель: А теперь выразительно прочитаем.
Учитель: Читаем вторую строфу вместе. Какую картину нарисуем словами? Добиваюсь ответа, слушаю детей: Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.
Учитель: Почему?
Предположение учеников: Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная.
Учитель: А как вы понимаете выражение “зелень пряная”
Добиваюсь ответа учеников: С острым ароматным запахом.
Учитель: А теперь выразительно прочитаем.
Учитель: Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!
Добиваюсь ответа, слушаю: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
Учитель: Как вы понимаете слово “проталинка”?
( Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.)
Учитель: А теперь выразительно прочитаем.
Учитель: Читаем четвертую строфу вместе. Нарисуйте словами картины.
Добиваюсь ответа учеников: Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
Учитель: Пятую строфу читаю сама. Я долго думала, какой бы рисунок я нарисовала. Весной гремучею (громкою) все ветки обдает (обмывает, брызгает). Это тень (ручей обливает). Черемуху расположим на левом круче берега.
Учитель: Как вы понимаете слово “круча” (обрыв), “вкрадчиво” (осторожно, доверительно, любезно).
Учитель: Итак, какие картины мы нарисуем. Они будут разными.
Обмен впечатлениями
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Учитель: А какими красками передать на картине это настроение? Какие краски вы будете использовать?
Предполагаемый ответ: Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.
Работа с эпитетами
Учитель: При помощи, каких слов поэт передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая).
Учитель: Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?
Добиваюсь ответа учеников: Эпитеты.
Учитель: Что такое эпитет?
Предполагаемый ответ: Образное художественное определение свойств предмета.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Добиваюсь ответа учеников: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела).
Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Игра: Эпитеты.
Учитель называет эпитеты. Дети по ним должны догадаться: о каком предмете идет речь (называется признак, свойство, качество)
1. жгучее, теплое, живое, живое, яркое, лучистое
2. большой, темно-серый, толстоногий, толстокожий, хоботоносный
3. сладкий, рассыпчатый, спелый, полосатый, сахарный
4. серый, маленький, остроносый, колючий
5. могучий, богатый, удивительный, красивый
6. фиолетовый, светло-синий, мокрый, мягкий, хрустящий, искристый
7. милая, ненаглядная, красивая, любимая
Найдите в стихотворениях эпитеты, выделите волнистой чертой, олицетворения подчеркните двумя чертами.
1) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
2) Что, дремучий лес,
Призадумался, -
Грустью темною
Затуманился.
3) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
4) Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
5) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
6) На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.