Статья на тему ТМРК на уроках биологии
Там, где думают одинаково -
никто не думает слишком много!
Технология «Развитие критического мышления»
Неизбежность появления новой технологии обучения
Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам
причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления у наших детей и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой "человек репродуцирующий" - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
В основу технологии РКМ положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка; Карла Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Американские педагоги разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы (перепутанные логические цепочки, маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-«, «?», заполнение кластеров, таблиц и др.)
Технология стала известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться.
Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, КуртисМередит, Чарльза Темпла и ДжинниСтилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.
Это современная «надпредметная» универсальная технология. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).
Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. Их я чаще всего использую в своей работе.Эти приёмы позволяют мне, сделать учащихся более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Это не готовые рецепты хороших уроков. Используя эту технологию, я обучалась работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
ИНСЕРТ– звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
· V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
· - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
· + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
· ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание приема «Продвинутая лекция».
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V + - ?
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.
Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает мой опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческойвыразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках биологии.
Одной из центральных проблем современной школы – является формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.
Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, предпочтение отдаю методам самообучения и проблемного обучения биологии. Используя методы самообучения, я стараюсь создать условия для самостоятельной работы учеников на уроках: это работа с дидактическим материалом, учебниками, справочными пособиями, раздаточным материалом.
В среднем звене в процессе обучения я применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. И в основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Учащиеся среднего звена еще не совсем способны находить, отбирать и анализировать информацию. Поэтому, применение данной технологии поможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу.
Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трех этапов: вызов, осмысление, размышление и рефлексия.
1)Стадия вызова.
Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получение новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.
2) Стадия осмысления.
Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача моя на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.
3) Стадия размышления и рефлексии.
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала.
С целью обобщения полученной из текста информации можно начертить схему – паук, в которой будут систематизированы полученные знания. Или анализ таблицы.
Приложение 1
Тема урока «Строение сердца», 9класс
Цель:создать условия для осмысления школьниками информации об особенностях строения сердца человека.
Задачи:
- помочь учащимся в раскрытии значения терминов «эндокард», «венечные сосуды», «полулунные клапаны», «створчатые клапаны»;
- создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать отделы сердца на рисунках, устанавливать взаимосвязи между строением сердца и выполняемой функцией,
- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению;
- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.
Используемые педагогические технологии:технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал (задания из рубрики «Верите ли вы, что», задания для работы в группах.
Ход урока:
Определение темы урока, вызов:
Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучаете кровеносную систему. Вы уже узнали о существовании двух кругов кровообращения, познакомились с особенностями строения кровеносных сосудов.
А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который, по сути, является сложноустроенной мышцей. Но так считали не всегда.
Так в Древнем Китае полагали, что этот орган участвует в пищеварении; в Египте были убеждены, в том, что он причастен к образованию мочи. А знаменитый английский врач Уильям Гарвей вот как писал об этом органе: « Оно – источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма» О каком органе сегодня на уроке пойдёт речь?
Ученики: О сердце.
Учитель:На уроках биологии в прошлом году вы уже немало узнали об особенностях строения и функциях сердца многих животных. А сегодня мы постараемся углубить ваши представления.
Но прежде я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что?». Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».
Вам могут показаться незнакомыми некоторые биологические термины, постарайтесь предположить, каково их значение, и выполнить задание. Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь.
Задания рубрики «Верите ли вы, что»
1. сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
2. в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии?
3. эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
4. питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?
5. сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
6. на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?
7. створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?
Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. Прежде чем приступить к проверке выполнения задания учитель выбирает «экспертов» - учащихся, задача которых сравнить их предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.
Учитель: Итак, в ходе обсуждения появились разногласия, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока разрешить все противоречия.
Как вы думаете, знакомство со значением каких биологических терминов поможет нам достичь цели?
Неизвестные термины: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны. Целесообразно термины в виде вставок поместить на доске и вернуться к ним в конце урока.
Учитель: Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.
После того, как учащиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение сердца»
II. Осмысление:
Учитель: Прежде чем говорить о строении сердца, вспомните, где располагается этот орган?
Дети припоминают всё, что знают, делятся мнениями с одноклассниками.
Учитель: А сейчас обратите внимание на рисунок, появившийся на экране Дополните свои представление о расположении сердца.
Организуется беседа по вопросам:
В какой полости тела расположено сердце?
(Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины).
2. Верно ли утверждение, что сердце располагается слева? Почему?
(Сердце расположено близ средней линии тела: между правым и левым лёгкими).
3. Почему биение сердца принять прослушивать слева?
(Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вперёд и влево, именно благодаря такому расположению сердца оно лучше прослушивается слева).
4. Что вам известно о размерах сердца взрослого человека?
(Сердце взрослого человека соизмеримо с его кулаком.Достаточно сжать кисть в кулак, чтобы определить размер своего сердца).
Учитель: Сердце – небольшой орган, расположенный в грудной полости. Очень часто в источниках информации можно найти сведения о том, что сердце – полый мускульный мешок. Как вы думаете, с чем связано такое определение? Правомерно ли оно? Посоветуйтесь с соседом по парте и найдите ответы на поставленные вопросы.
Учащиеся советуются друг с другом, делятся своими предположениями с одноклассниками.
Учитель: Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения стенки сердца. Причём сделать это можно двумя способами: 1 – с помощью рисунка и с помощью текста учебника: параграф 28, страница 110 (I и II абзац). Ваша задача составить рассказ об особенностях строения стенки сердца, воспользовавшись одним из источников информации.
После выполнения задания целесообразно выслушать сначала учащихся, обратившихся к рисунку, а затем дополнить их рассказы с помощью ответов учеников, работавших с текстом учебника.
Учитель: Почему же сердце называют мускульным мешком?
Ответы школьников необходимо проиллюстрировать с помощью рисунка с изображением строения сердца.
Учитель: Общеизвестно, что сердце – орган, обладающий колоссальной работоспособностью, работающий в течение всей жизни. Но ведь для работы любого органа необходимо, чтобы к нему доставлялись питательные вещества и кислород, без которых жизнедеятельность любой клетки, ткани, органа будет немыслима.
Как на ваш взгляд осуществляется доставка этих веществ к сердечной мышце?
Рассмотрите рисунок, появившийся на экране, найдите ответ на поставленный вопрос.
Возможный ответ учащегося: снаружи сердце оплетено густой сетью кровеносных сосудов, они называются коронарными или венечными. По ним к сердцу доставляется кровь богатая кислородом и питательными веществами, а из сердца выводятся продукты жизнедеятельности.
Учитель: Сердечная мышца получает достаточное количество необходимых для работы веществ. А в чём заключается работа сердца?
Ученик: Работа сердца заключается в обеспечении постоянного однонаправленного тока крови в организме.
Учитель: Как вы думаете, какие особенности строения сердца обеспечивают однонаправленный ток крови? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю изучить некоторые особенности строения сердца. Для работы вам необходимо объединиться в группы по четыре человека.
Работа осуществляется по инструктивным карточкам, которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.
Учитель: Чтобы лучше запомнить информацию о клапанном аппарате сердца, я предлагаю вам заполнить таблицу «Клапанный аппарат сердца».
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, после чего проводится беседа по вопросам:
1. Почему створчатые клапаны не могут вывернуться в сторону предсердий?
2. Какие изменения могут произойти в организме при нарушении работы клапанного аппарата сердца?
III. Рефлексия
Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности строения сердца. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока
Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны – после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)
Домашнее задание: целесообразно предложить ребятам выполнить творческое домашнее задание, так например, они могут составить кроссворд на тему «Строение сердца», или подготовить сообщение на тему «Современные методы исследования сердца».
Использование приёма «Знаю, хочу знать, узнал».
Приложение 2
Урок «Земноводные – первые наземные животные». 7класс
Характеристика темы: данный урок является последним в теме «Класс Земноводные». На изучение этой темы отводилось 4 урока.
Дидактическая цель: Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления и разноуровнего обучения.
Цели по содержанию:
I.Образовательные: 1.Способствовать обобщению и систематизации знаний о внешнем и внутреннем строении земноводных животных.
2.Создать условия для установления причинно-следственных связей между строением и условиями обитания.
3.Выяснить значение появления класса амфибий на пути эволюции позвоночных животных.
II. Развивающие: 1.Продолжить развитие информационной компетентности – умения находить необходимые сведения в тексте учебника, извлекать информацию из других источников.
2.Продолжить развитие коммуникативной компетентности – готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигая гипотезу, доказательства.
3.Продолжить развитие социальной компетентности-продуктивно взаимодействовать со своими партнёрами, с членами группы при взаимообучении.
III. Воспитательные: 1.Продожить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к природе, к братьям нашим меньшим.
2.Продолжить формирование научного мировоззрения на основе познания процесса исторического развития животного мира.
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: репродуктивный, проблемного изложения, частично- поисковый ( по И.Я. Лернеру, М.Н.Скаткину ).
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая фронтальная.
Структура урока Эпиграф урока: «Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше.Наряд у лягушки удобен и прост»
Лейла Гайнулина
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
1.Этап вызова.
·актуализация
и обнаружение
имеющихся у ученика знаний по данной проблеме.
·побуждение интереса к теме
·мотивация ученика к учебной деятельности
·Создаёт комфортную ситуацию для начала урока.
·Звучит запись голосов земноводных в природе, предлагает эпиграф и задаёт вопросы:
-О ком идёт речь в этом эпиграфе?
-С какой целью у земноводных появились лёгкие?
-Докажите, что земноводные – это пионеры во всём, что касалось жизни в воздушной среде?
·Делит класс на 2 группы по 3 человека в каждой и предлагает сыграть в игру «Верю-не верю»: ответить на вопросы и обосновать
своё мнение.
·Задаёт вопрос:
*В чём же земноводные
были «пионерами»?
·Готовятся к началу урока
·Приветствуют учителя и гостей
·Актуализируют меющиеся знания.
·Создают группы, обсуждают ответы, затем последовательно отвечают на вопросы для всего класса.
·Рассуждают, делают
предположения.
2.Этап осмысления.
·получение новой информации
·осмысление новой информации
·соотнесение её с уже имеющимися знаниями
·Предлагает учащимся добровольно создать новые по составу экспертные группы: 3 группы по 2 человека, с тем, чтобы сообща поработать и обсудить предложенные задания, используя учебник и дополнительную литературу, затем вернуться в группу и ознакомить всех с изученным материалом
(стратегия «зигзаг»)
·Объединяются в экспертные группы,
изучают информацию, отвечают на вопросы, возвращаются в группу и поочереди рассказывают.
3.Этап
рефлексии.
·целостное осмысление и обобщение полученной информации
·выработка собственного отношения к изученному материалу и его повтор-наяпроблематизация
(новый «вызов»)
·анализ всего
процесса изучения материала
·Задаёт вопросы по обсуждаемой проблеме членам группы
·Составить «кластер» по
изучаемой проблеме
(пучок идей)
земноводные-
пионеры
·Предлагает вернуться к игре «Верите ли вы?»
и вновь обсудить предложенные в ней вопросы.
·Предлагает разноуровневое домашнее задание:
· прочитать §, повторить признаки земноводных
· подумать, почему земноводные не стали самой процветающей
группой животных?
*составить « синквейн» по изученной теме
·Предлагает оценить
уровень эмоционального состояния:
!-мне было интересно
?.много было непонятно
-- мне было неинтересно
· Определить уровень
своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания
·Подводит итоги урока, объявляет отметки
·Отвечают на вопросы
·Составляют «кластер» и презентуют его.
·Отвечают на вопросы и обосновывают своё мнение.
·Записывают домашнее задание.
·Оценивают уровень
своего эмоционального состояния на уроке.
·Определяют уровень своих достижений(
·,
·, *)
Приложение №1 .Вопросы. Верите ли вы, что
· Земноводные – это первые наземные животные.
· Земноводные могут издавать громкие звуки и неприятный запах.
· Земноводные не болеют кожными заболеваниями.
· В Китае и Японии используют яд жабы в медицине.
· Земноводные могут ориентироваться, используя магнитное поле Земли.
· Человек сконструировал несколько моделей «лягушачьего глаза».
· Земноводные имеют в скелете шейный позвонок, который соединён с черепной коробкой.
· Трёхкамерное сердце земноводных более выгодно, чем двухкамерное сердце рыб;
· Земноводные поддаются дрессировке.
Приложение №2 Задания для работы экспертных групп.
Экспертная группа № 1. Обсудите вопросы
У земноводных врагов предостаточно, а ни острых когтей, ни мощных клыков у них нет. И всё же за миллионы лет они в совершенстве освоили искусство самообороны. Докажите это.
·Без компаса и карты ориентируются земноводные на местности. Что помогает им в этом?
Экспертная группа № 2Обсудите вопросы
· Земноводные первыми встали на ноги и научились поворачивать голову. Какие особенности скелета появились в связи с этим?
·У земноводных трёхкамерное сердце и два круга кровообращения. Докажите, что, это выгодно.
Какие преимущества в связи с этим получили земноводные?
Экспертная группа № 3. Обсудите вопрос
Усовершенствование систем внутренних органов повлекло усложнение самой важной системы – нервной, причём в первую очередь её главного отдела- головного мозга. О сообразительности животных судят по одному показателю: поддаются или не поддаются они дрессировке.
Что можно сказать о сообразительности земноводных? Ответ обоснуйте.
Приложение 3
Урок по технологии развития критического мышления в 6-ом классе по теме:
«Цветок- орган семенного размножения»
Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.
Задачи урока:
Образовательная: изучить особенности строения цветка.
Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная: привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, натуральными объектами.
Оборудование: схемы, таблицы, натуральные объекты, фотографии, справочники.
Этап урока «Вызов»
Учитель: «Ребята, малыши начальных классов сочиняли загадки, две из них я хочу вам прочитать».
1.Загадка
«На праздник их дарят, «Тонкий стебелёчек,
И в дни поздравлений, Яркий лепесточек,
Когда всем здоровья и счастья желают, Радуется солнышку,
Посмотришь на них и радость внутри, Маленький..»
Красивее их на земле не найти».
Ребята разгадывают загадки (Цветы, Цветочек )
Учитель: Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют эти загадки к нашему уроку?
(Возможно, мы их будем изучать)
Учитель: Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной, значимой как для других организмов, так и нас, темой – Цветок. А почему?... Мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце урока.
Запишите в тетрадях число и тему урока «Цветок – орган семенного размножения»
Нарисуйте нашу разгадку в своих тетрадках (обучающиеся записывают тему урока и зарисовывают цветок.)
Учитель: Начнем мы урок с того, что попытаемся сформулировать определение, что такое ЦВЕТОК. Для этого, вам необходимо вспомнить строение побега, виды почек
(Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть как индивидуальной, так и групповой 1-2 мин).
Учитель: Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках (можно предложить учащимся найти определение и зачитать).
Идет обсуждение понятия, отмечаются самые удачные определения.
Учитель: Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблицы в сигнальных листиках, которые лежат у вас на столах.
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Возможные записи обучающихся( он состоит из лепестков, у него есть ножка, бутон, растут группой, мелкие и т.д.
Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.
Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а я занесу их в общую таблицу. (Учитель заполняет колонку)
Оформление доски (таблица1)
ЗНАЕМ
ХОТИМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Этап «Осмысление»
Учитель: Вот как много слов мы записали. Внимательно посмотрите еще раз и попробуйте соотнести их к предложенным биологическим понятиям: строение, функции, многообразие.
( Работа может проводиться как индивидуально, так и в группах 2-3мин)
Возможные записи таблицы 2.
Строение Функции Многообразие
---пестик------ ---защита-- --одиночные
---цветоножка----- образует пыльцу
----------- ------------------
Учитель: Давайте посмотрим, как распределились эти понятия по группам и почему? (Обсуждаем, аргументируем, делаем поправки, заполняем доску)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?
Этап «Чтение с пометкой»
Учитель: У вас на столе лежат схемы и тексты. Я вам предлагаю прочесть текст и на листках текстов сделать пометки о том, что вам уже известно, что узнали и, что хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.
(() – знаю
(() – это для меня новое
(?) - хочу узнать
Учащиеся работают с текстом, делают пометки (10-12мин)
Учитель:Все справились с работой? А теперьвыпишите в левую колонку биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста.
Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные в 3 колонку таблицы (узнал новое).
Учитель: Давайте обсудим, что же было новым для вас?
По ходу обсуждения, учитель заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется строение цветка, дают ответ на вопрос о роли цветка.
Учитель: Внимательно посмотрите на понятия в 3 колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.
Этап «Развития познавательного интереса».
Учитель предлагает учащимся выбрать в тексте информацию, которая вызывает у обучающихся, потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.
Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их, заносит в таблицу на доске. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.
Этап »Подачи домашнего задания».
Учитель: Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? В ходе обсуждения, учащимся предлагаются индивидуальные задания, исходя из того, что они хотят узнать дополнительно.
Д/З – используя § 44, схемы, тексты, (по желанию составить мини – рассказ «Путешествие по цветку»).
Этап «Рефлексия».
Учитель: Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы – цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.
Учащимся предлагается ответить на вопросы карточек
1.Сегодня на уроке мне было интересно узнать о
2. Если бы не было цветов, то
3.Мне понравилось работать в паре, потому, что
4.Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни
5.Я был удивлен, узнав о том, что
6.Заполните схему о строении цветка
Части цветка
Даже самая богатая выставка, на которой продемонстрировали бы своих питомцев цветоводы целой страны, не смогли бы дать полного представления обо всём разнообразии форм, размеров, красок и всех особенностях строения цветков, созданных природой. Несмотря на это, некоторые основные моменты в развитии и структуре цветка у всех растений остаются строго неизменными. А потому можно говорить об условном цветке, детали которого с теми или иными отклонениями в конструкции входят в цветки всех растений.
Цветок- простой видоизмененный укороченный побег, являющийся репродуктивным органом, в котором протекает половой процесс, вследствие чего развивается плод и семена. Функции полового воспроизведения осуществляется в половых органах цветка, которые можно считать главными.
Наш условный цветок обоеполый,так как подавляющее большинство цветков именно таких. Подобно вегетативному побегу, цветок состоит из стеблевой части-цветоножки, с помощью которой он крепится к растению (если она отсутствует, то цветок называется сидячим)и цветоложа- основания, где расположены все части цветка.
Ниже всего на цветоложе размещается чашечка, состоящая из зеленых листочков-чашелистиков (свободных или сросшихся). Они защищают все остальные части цветка, особенно в состоянии бутона.
Выше чашелистиков расположен венчик- совокупность отдельных лепестков. Чаще всего они ярко окрашены для привлечения насекомых-опылителей и защищают главные части цветка.
Главными частями цветка является – пестик и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развиваются микроспоры, а из них – пыльца.
Пестик состоит из завязи (в ней находится семяпочка с зачатком семян) столбика ирыльца, на который попадает и прорастает пыльца.
«Отец» систематики растений- Карл Линней, назвал этот комплекс – женской репродуктивной системой, а тычинки – мужской. Это органы размножения.
У некоторых растений тычинки превращаются в лепестки (маки, розы, пионы). Такие цветки называют махровыми.
Чашечка и венчик вместе образует околоцветник. Околоцветник характерен для насекомоопыляемых растений. Ветроопыляемые цветки «голые», околоцветника, как правило, у них нет.
Цветки могут быть обоеполыми, т. Е. с пестиком и тычинками одновременно, и однополыми – только с одним генеративным органом – или с пестиком, или с тычинками.
Многообразие внешней формы цветка проявляется в разнообразии венчиков.
По форме венчика бывают правильными, когда через них можно провести несколько осей симметрии, и неправильными – если можно провести только одну.
Правильный венчик бывает колокольчатый, воронковидный, цилиндрический, колосовидный, пузырчатый.
Из цветков неправильных рассмотрим следующие – мотыльковый, двугубый, язычковый и т. Д.
По строению венчика цветки разделяют нараздельно – и спайнолепестные.
Если посмотреть на все цветы, то они редко расположены по одиночке, а чаще группами, называемыми соцветиями.
Приложение 4
Тема «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА. ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ И НЕПОЛНЫМ МЕТАМОРФОЗОМ» 7класс
Цели урока:
Образовательные: 1. Организовать деятельность учащихся на изучение темы: «Класс насекомые»: их многообразие, общую характеристику, особенности внешнего, внутреннего строения и развития.
Развивающие:2. Развивать мыслительные навыки учащихся определении верных суждений, отработке понятий (переднее -, средне – и заднегрудь, крылья, надкрылья, дыхальца, метаморфоз, личинка, куколка, имаго и др.), умений и навыков работы с презентацией, текстом учебника, критически анализировать информацию, составлять структурно-логические схемы, делать обобщения и выводы.
Воспитывающие: 3. Бережно относиться к природе, любым формам существования жизни на Земле.
Оборудование: презентация: «Класс насекомые», таблицы: «Тип Членистоногие. Класс насекомые», «Отряд Жёсткокрылые», рельефная таблица: «Внутренне строение майского жука», коллекции насекомых, творческие работы учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технология обучения: технология критического мышления (РКМИП), ИКТ.
Ход урока:
Вводная часть: организация класса, объявление темы, цели и задач урока. (Вступительное слово учителя - 2 минуты)
1 этап урока – «Вызов»: вызов имеющимся знаниям, активизация и мотивация деятельности учащихся.
Предлагается определить правильность суждений:
Суждения
+
-
1.Класс Насекомые насчитывает более 1 млн. видов.
2.Живут насекомые только на суше.
3.Тело насекомых покрыто хитином.
4.У насекомых , как и паукообразных, 2 отдела тела.
5.Насекомые имеют крылья, 1 или 2 пары.
6.Конечностей – 3 пары
7.Глаза насекомых большие, сложные (фасеточные)
8.Питаются насекомые различной пищей, в том числе – животной.
9.Гусеницы – это личинки всех насекомых.
10.Насекомые опыляют растения, уничтожают их вредителей, дают человеку шёлк, мёд, прополис и др.
(Работа в группах – 3 минуты)
Учащиеся заполняют 1 и 2 колонки маркировочной таблицы:
Знаю – « v »
Хочу знать – « ?»
Узнал новое - «+» «-»
(Индивидуальная работа в тетрадях -2-3 мин)
Учитель предлагает сделать предположение: по каким смысловым блокам мы будем изучать тему «Класс Насекомые» ?. Составьте краткий план или структурно – логическую схему (кластеры). (Работа в группах -3-4 минуты)
2.Изучение нового материала. (15 – 20 мин.)
2 этап – «ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ»
А) Работа с презентацией «Класс Насекомые»:
Краткая запись признаков насекомых, их многообразия, отработка понятий: переднее -, средне -, заднегрудь, крылья, надкрылья, метаморфоз, личинка, имаго и др.
(индивидуальная работа в тетрадях 8 – 10 минут)
Б) Работа с текстом учебника по изучению внутреннего строения насекомых Использование рельефной таблицы «Внутреннее строение майского жука»
Составление схем строения систем органов Насекомых:
П.С. : (пищеварительной)
К.С.: (кровеносной)
Д.С.: (дыхательной)
В.С.: (выделительной)
Н.С.: (нервной)
ПОЛ.С.: (половой)
По мере завершения работы по осмыслению содержания темы урока предлагается заполнить 3 колонку маркировочной таблицы «Узнал новое»:
Знаю – «v »
Хочу знать – «?»
Узнал новое «+», «- «
Окончательные кластеры:
среда обитания многообразие
развитие внешнее строение
значение внутреннее строение
(работа в группах 8 – 10 минут)
3 этап урока – «Рефлексия» (Беседа с учащимися по вопросам темы)
1.Какие предположения подтвердились? Вычеркните неправильные суждения ( работа с «суждениями»)
2.Смотрите маркировочную таблицу, графу «Хочу знать?». Смогли ли вы ответить на интересующий вас вопрос?
Может быть кто – то из детей ответит на него? (Работа с маркировочной таблицей)
3.Есть ли затруднения в понятиях? (переднее -, средне -, заднегрудь, крылья, надкрылья, метаморфоз, личинка, куколка, имаго)
(беседа с учащимися по понятиям)
4.Сгрупируйте полученные знания и предложите окончательную структурно – логическую схему (кластеры). Проверяем её.
5.Какие схемы строения систем органов вы составили при изучении внутреннего строения насекомых?
6.Какая часть информации для вас оказалась самой запоминающейся? Выводы учащихся и учителя по уроку.
Учащиеся сообщают, что нового узнали они на уроке, какие вопросы их заинтересовали, какие умения и навыки они приобрели.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
4этап урока – домашнее задание:
Стр. 77-81, понятия. Сообщения о представителях отрядов насекомых.
внешнее строение
значение внутреннее строение
(работа в группах 8 – 10 минут)
3 этап урока – «Рефлексия» (Беседа с учащимися по вопросам темы)
1.Какие предположения подтвердились? Вычеркните неправильные суждения ( работа с «суждениями»)
2.Смотрите маркировочную таблицу, графу «Хочу знать?». Смогли ли вы ответить на интересующий вас вопрос?
Может быть кто – то из детей ответит на него? (Работа с маркировочной таблицей)
3.Есть ли затруднения в понятиях? (переднее -, средне -, заднегрудь, крылья, надкрылья, метаморфоз, личинка, куколка, имаго)
(беседа с учащимися по понятиям)
4.Сгрупируйте полученные знания и предложите окончательную структурно – логическую схему (кластеры). Проверяем её.
5.Какие схемы строения систем органов вы составили при изучении внутреннего строения насекомых?
6.Какая часть информации для вас оказалась самой запоминающейся? Выводы учащихся и учителя по уроку.
Учащиеся сообщают, что нового узнали они на уроке, какие вопросы их заинтересовали, какие умения и навыки они приобрели.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
4этап урока – домашнее задание:
Стр. 77-81, понятия. Сообщения о представителях отрядов насекомых
Приложение 5
Тема «Строение и функции кожи», 9класс
Задачи урока:
Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.
Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: таблица «Кожа», микроскопы, набор микропрепаратов, карточки – задания для лабораторной работы, информационные листы, лупы, листы бумаги, фломастеры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технология развития критического мышления.
Методические приёмы: «Верите ли Вы, что», «Инсерт», кластеры, синквейн.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы:
Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
перцептический аспект (аспект восприятия): словесно – наглядные методы;
гностический аспект (познание): эвристические (частично-поисковые);
логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала): дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация;
управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с элементами беседы.
Стимулирования и мотивации учебной деятельности:
стимулирование и мотивация долга и ответственности: убеждение, приучение, поощрение;
стимулирование и мотивация познавательного интереса: неожиданность, новизна, ситуация успеха.
Контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, фронтальные, групповые.
Каналы общения:
Ученик – литературный источник;
Ученик – ученик;
Ученик – учитель.
План урока (45 мин.):
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) (7 мин.)
3. Стадия осмысления (получение новой информации) (23 мин.)
4. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации) (10 мин.)
5. Подведение итогов урока, задание на дом. (3 мин.)
ХОД УРОКА
Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
– Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
2. Стадия вызова
Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Обучающиеся отвечают, учитель обобщает.
– Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и системы органов организма.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы определите сами при помощи подсказок
– Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.
– Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.
– Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
– Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
– Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже).
– Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.
Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–». Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока
Задание «Верите ли вы, что»
кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
секрет потовых желёз не имеет запаха.
кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
кожа – сложный орган со многими функциями.
этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
кожа тесно связана с нервной системой.
в коже происходит образование витамина Д.
2% кислорода в организм поступает через кожу.
молочные железы – это изменённые потовые железы.
– Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.
– К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с предположениями поднимите руки.
– Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего урока.
Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи». Школьники записывают тему в тетрадь.
– Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить на уроке. (Слайд 6) Какова цель нашего урока?
Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает.
– Целью нашего урока является выяснить особенности строения кожи в связи с выполняемыми функциями.
3. Стадия осмысления
– По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы оцениваем?
– Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». У здорового человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. Обратите внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой портрет (слайд 9), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть, сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек. Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас?
– Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к тексту.
Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст учебника на странице 139-140 (учебник «Биология») и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения:
«!» – знакомая информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.
– Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете информационные листы. Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые соответствуют информации в ваших учебниках.
Ученики работают с текстом.
– К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.
Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:«!» – знакомая информация «+» – новая информация «–» – думал иначе «?» – непонятно
– Работаем в группах (по 5 человек): последовательно обсудите каждую графу таблицы и представьте сводную таблицу по вашей группе.
Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске.
4.Стадия рефлексии
– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.
Беседа по вопросам:
– Что было вам известно о коже?
– Что было новым для вас?
– О чём думали иначе?
– Какие у вас остались вопросы?
– Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.
– Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными.
Упражнение на понимание и запоминание
– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах, составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.
– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов.
Беседа по вопросам:
– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?
Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.
– Скажите, специалист имеет право на ошибку?
– Хотели бы вы обратиться, например, к врачу-косметологу, который может допустить ошибку?
– Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» Вольфганг Иоганн Гёте. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты несёшь ответственность.
– Спасибо, сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы
5. Домашнее задание
Всем: прочитать материал учебника на странице 139-134.
По желанию:
1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой.
2. Составить кроссворд по теме.
3. Написать стихотворение о пользе закаливания.
4. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам:
«Закаливание организма»;
«Заболевание кожи»;
«Гигиена одежды и обуви»;
«Дактилоскопическое исследование».
Класс
насекомые
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415