Урок – игра по теме «Кинематика».
Урок – игра по теме «Кинематика».9 класс
Цели урока:
В игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширять кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.
Оформление:
Плакаты, портрет Исаака Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.
Подготовка к уроку:
Класс делится на две команды. В каждой команде выбирается капитан. Выбирается жюри конкурсов (можно 2-3 человека из числа учеников), роль ведущего может выполнить учитель или специально подготовленный ученик.
Ход урока
Ведущий: «Сэр Исаак Ньютон почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет, приливы и отливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого»
Это слова из эпитафии Исаака Ньютона. Ему, автору классической механики, посвящен наш урок-игра по теме «Кинематика».
Для разминки приглашаются по 6 человек от каждой команды. На обдумывание каждого ответа отводится 30 секунд, правильный ответ оценивается в 1 балл.
Разминка.
Луна обращается вокруг Земли так, что одна ее сторона постоянно обращена к Земле. Какова траектория движения центра Земли относительно космонавта, находящегося на Луне? (Точка.)
В каком случае вещь, выброшенная из вагона, долетит до земли раньше: когда вагон в покое относительно Земли или когда он движется? (Время падения одинаково.)
В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей? (Назад.)
Один человек идет в другой город и проходит в день по 40 верст. Другой человек идет навстречу ему и проходит в день по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путешественники встретятся? (Через 10 дней)
Существуют ли точки в движущемся поезде, которые движутся не вперед, а назад? (Да. Точки на ободе колеса)Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается аэростат и движется ли он вообще. Чем это можно объяснить? (Принцип относительности Г. Галилея)
Ведущий: Разминка окончена. Спасибо участникам конкурса, они могут пройти на свои места. Слово предоставляется жюри для подведения итогов конкурса.
Жюри подводит итог.
Конкурс « Слова, слова, слова…»
Ведущий: За 3 минуты четыре человека от каждой команды должны составить по три слова, играющих важнейшую роль в механике. Для этого игрокам выдаются комплекты карточек. На каждой карточке написана одна буква.
Для удобства карточка выполняется со сгибом, она вешается на шнур или ставится на стол.
Примеры возможных наборов слов:
Скорость, путь, относительность - одной команде,
Ускорение, перемещение, время - другой.
Конкурс оценивается двумя баллами.
Конкурс «Физическое лото»
Ведущий: На плакатах – формулы кинематики. Да вот беда, художники наделали массу ошибок. Исправьте их. Оцениваются правильность и быстрота выполнения работы. Оценка-2 балла.
Оценивается правильность и быстрота ответа.
υ= υ0+t S=t2+ a t2 S= υ0+at22a = υ2tS=υ2-υ022S= at
h= υ0+t22υ =S2ta=υ-υ0t=at22S=υ-υ02a υ=
υ= υ+tS=t2+ a t2 S= υ0+at22a = υ2tS=υ2-υ022S= at
h= υ0+t22υ =S2ta=υ-υ0t=at22S=υ-υ02a υ=
Конкурс «Физическое лото»
Ведущий: Каждая команда получает график зависимости скорости от времени. Необходимо за 5 минут составить рассказ по предложенному графику. Оценка за конкурс- 4 балла.
Командам предлагаются графики, состоящие из нескольких участков, а участники придумывают для графиков литературный сюжет. Пока команды работают, жюри наблюдают и затем подводят итог.
Конкурс «Блиц-турнир»
Ведущий: Принимают участие все! Каждой команде предлагается по 9 вопросов, ответы на которые надо дать моментально. За каждый правильнй ответ-0,5 балла.
Вопросы первой команде:
- Материальная точка – это …
- Изменение скорости в единицу времени это…
- Скорость света в вакууме равна …
- Переведите 54 км/ч в метры в секунду.
- Назовите единицы измерения скорости.
- Путь- это …(Сумма всех расстояний, пройденных телом).
Вопросы второй команде:
-Движение называется поступательным, если …
- Свободное падение – это …
- Численное значение ускорения свободного падения …
- 36 км/ч переведите в метры в секунду.
- Перемещение – это …
- Единица измерения ускорения …
Подводятся итоги, награждаются победители.
Подведение итогов.
Весь класс получает оценки.«3» не ставятся. Участники выигравшей команды получают «5» и «4» по мере участия и выигрышей в конкурсах. Участники проигравшей команды получают «4».
Заключительное слово учителя.
Спасибо всем за игру. Надеюсь, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых знаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.