Урок по теме Кинематика
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»
Компетентностно-ориентированный урок
в 10 классе по теме
«Обобщающий урок по теме «Кинематика»»
Учитель I квалификационной категории
Ермолаева Татьяна Аркадьевна
2014 – 2015уч.год
Тема: Обобщающий урок по теме «Кинематика»
Цель урока: Помочь учащимся систематизировать знания по изученной
теме и проверить свою компетентность при выполнении
практических заданий.
Ход урока
Учитель: Вы завершили изучение раздела механики «Кинематика», и чтобы полученные вами знания стали прочнее и глубже, их надо систематизировать и закрепить.
Рассмотрите схему основных понятий кинематики и сформулируйте определение каждого понятия. Почему на этой схеме ускорение не входит в тему «Относительность механического движения»? Оно не относительно?
Механическое движение,
материальная точка
Характеристики механического движения
Траектория Путь Перемещение Мгновенная Ускорение
скорость
Относительность механического движения Система отчета
А теперь попробуйте самостоятельно заполнить таблицу характеристик разных видов механических движений.
( Учащимся раздаются бланки незаполненной таблицы, через 5 мин. на экране высвечивается правильно заполненная таблица для проверки).
Виды механического движения
Равномерное прямолинейное
Равноускоренное прямолинейное
Равномерное движение по окружности
любое
свободное падение
Характеристики движения
Ускорение
Мгновенная скорость
Перемещение
Путь(при движе-нии в одну сторону)
Траектория
Заполненная таблица
Виды механического движения
Равномерное прямолинейное
Равноускоренное прямолинейное
Равномерное движение по окружности
Любое|
свободное падение
Характеристики движения
Ускорение
а= 0
13 EMBED Equation.3 1415
а=const
a||v
g= 9,8м/с2
g||v
13 EMBED Equation.3 1415
a
· v
Мгновенная скорость
v=const
13 EMBED Equation.3 1415
v=v0+at
v=v0+gt
|v|=const
13 EMBED Equation.3 1415
Перемещение
s=vt
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Находят гео-метрическим путём
Путь(при движе-нии в одну сторону)
l=s
l=s
l=h
l=vt
Траектория
Прямая линия
Прямая линия
Прямая линия
Окружность
После обобщения и систематизации знаний по кинематике, учащимся предлагается выполнить два небольших теста: на усвоение графического представления характеристик равномерного и равноускоренного движения и на понимание формул, описывающих механическое движение.
Требуется поставить в соответствие номер вопроса и номер ответа. Коды вопрос-ответ записываются на двух листочках через копирку.
Тест 1.
№
Наименование левой части
Правая часть
1.
Путь равномерного движения
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 1.
2.
Путь равноускоренного движения при v0
·0
13 EMBED Equation.3 1415 2.
3.
Путь равноускоренного движения при v0=0
13 EMBED Equation.3 1415 3.
4.
Ускорение равноускоренного движения
= 6t+t2 4.
5.
Высота свободного падения при v0
·0
=
·vt 5.
6.
Скорость свободного падения при v0
·0
= 2t+3t2 6.
7.
Средняя скорость равноускоренного движения
= 8t – 5t2 7.
8.
Скорость тела задана уравнением: v=6+2t.
Каково уравнение пути s?
13 EMBED Equation.3 1415 8.
9.
Скорость тела задана уравнением: v=2+6t.
Каково уравнение пути s?
=v0 +gt 9.
10.
Мяч брошен вверх со скоростью 8м/с. Какой вид примет уравнение высоты мяча от времени? g=9,8м/с2
13 EMBED Equation.3 1415 10.
Тест 2
№
Вопрос (название графика)
Ответы (вид графика)
1.
График пути равномерного движения
S
t 1.
2.
График скорости равномерного движения
V
t 2.
3.
График пути равноускоренного движения
V
t 3.
4.
График скорости равноускоренного движения без начальной скорости
V
t 4.
5.
График скорости равноускоренного движения с начальной скоростью
V
t 5.
6.
График ускорения равноускоренного движения
S
t 6.
7.
График скорости равнозамедленного движения
V
t 7.
8.
График пути тела, которое движется сначала равномерно, а затем останавливается
S
t 8.
9.
График скорости движущейся точки, которая движется равноускоренно, затем равномерно
a
t 9.
10.
График скорости равнозамедленного движения с конечной скоростью, равной нулю.
V
t 10.
На каждый тест даётся по 5 минут. Один листочек с кодами ответов учащихся собирается, оглашаются коды правильных ответов. Пока ребята проверяют свою работу, учитель может успеть проверить выполненную работу и попросить ребят сделать самоанализ.
Затем ученикам предлагается самостоятельно решить задачи.
( Время работы 10 мин.)
Обязательный уровень.
Задача1. Санки скатились с горы длиной 36 м за 1 мин. С каким ускорением двигались санки (в см/с2)? (Ответ: 2 см/с2)
Задача 2. Найти время свободного падения тела с высоты 500м.
(Ответ: 10с)
Задача 3. Тело, двигаясь равномерно по окружности радиусом 1м, за 2с прошло путь 4 м. Чему равно ускорение тела?
(Ответ: 4 м/с2)
Продвинутый уровень ( для более сильных учащихся предлагается задача 4).
Задача 4.
Покоящееся тело начинает движение с постоянным ускорением. За третью секунду оно проходит путь 5м. Какой путь пройдёт тело за три секунды?
(Ответ: 9 м)
Предлагается учащимся, первыми справившимися с задачами, помочь своим товарищам.
В конце урока проводится рефлексия:
Какие задания вызвали наибольшее затруднение?
Кто хочет дополнительно позаниматься по пройденной теме?
Сколько примерно процентов выполненных верно заданий на уроке учеником?
Какую оценку поставил бы себе ученик за сегодняшний урок?
В конце урока объявляются оценки, если учителю удалось проверить все задания в процессе урока (или объявляются на следующем уроке)
Домашнее задание: Г.Н. Степанова «Сборник задач» №63, №78.
Root Entry