Методический материал Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения школьников
Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения школьников.
1. Игры с правилами, игры -соревнования в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т. е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет испортить игру.
В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет их ребенок или нет, сразу же замечают другие играющие, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за соблюдением правил. Игры - соревнования оказываются наиболее трудным испытанием для импульсивного, нетерпеливого ребенка, особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание легко вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим.
Постепенно в процессе коррекционно - развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в тенденции выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.
Настольная игра “Лото"- пример игры с правилами и одновременно игры- соревнования. Каждый играющий получает карточку с цифрами. Ведущий достает из мешочка фишки и называет обозначенные на них числа. Играющие проверяют свои карточки. У кого есть эта цифра, тот закрывает соответствующее поле фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл свою карточку.
Эта на первый взгляд элементарная игра, чрезвычайно полезна для школьников с импульсивным поведением. От ребенка одновременно требуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра у него есть, быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т. д.
На примере этой игры можно рассмотреть универсальные способы ее усложнения, что позволит с успехом использовать ее и на последующих этапах коррекционно-развивающей работы с импульсивными детьми. Для усложнения игры с правилами целесообразно: - подключить действия, требующие большей внимательности, наблюдательности или умственной компетентности (например, предложить прежде чем закрывать каждое нечетное число, подкладывать под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки); - внести дополнительные запреты (два-три) и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего, какую цифру он назвал, и при наличии на карточке названной цифры не выкрикивать : ” У меня! Мне!”, а молча поднять руку).
Вместе с детьми, отличающимися импульсивным поведением, к играм с правилами целесообразно привлекать и недисциплинированных школьников. В заданных обстоятельствах, под воздействием игровых требовании свойственные
недисциплинированным детям безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируют и пробуждаются, желаемые качества, такие как выдержка, организованность, ответственность.
Коллективные дидактические игры в работе по коррекии протестного поведения школьников.
Школьники с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки возможно, если включить его в дидактическую игру с другими детьми. Процесс игрового взаимодействия со сверстниками ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия.
От обычных дидактических игр коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением отличается тем, что в ней приоритетной задачей является развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов.
Например, игра "Собери кораблик". Дети играют парами (лучше, если в паре с конфликтным ребенком окажется его уравновешенный или застенчивый сверстник). В качестве образца играющим предлагается вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждому ребенку надо составить такой же из выданного ему набора фрагментов-деталей кораблика. Наборы составлены таким образом, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести образец.
Для усиления игровой мотивации можно предупредить детей, что это игра с секретом, который они должны разгадать сами, и тогда у них все обязательно получится. А секрет основан на том, что без обращения к партнеру и установления с ним деловых контактов задание не может быть выполнено.
Поскольку в инструкции ничего не говориться о необходимости взаимодействия с партнером, дети постепенно, путем проб и ошибок, приходят к пониманию того, что, мы с тобой должны обменяться деталями и тогда у нас все получится.
Участвуя в серии подобных игр, прежде упрямые, эгоистичные школьники постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Важно и то, что найденная атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится для ребенка личностно значимой и в дальнейшей повседневной жизни.
Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития школьников.
Остановлюсь на фронтальной работе. Для фронтальной организации больше всего подходят физкультминутки - перерывы во время уроков. Их назначение, согласно санитарно-гигиеническим нормам,- дать детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение, не разрушая настроя на учебную работу. В этих условиях наиболее приемлемы психотехнические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре – освобождающая или расслабляющая (например, «Зоопарк»), а вторая – мобилизующая (например, «Канон»).
В игре «Зоопарк» дети стоят около парт и воображают себя животными-жителями зоопарка. По команде учителя они с помощью мимики, жестов, интонаций изображают то или иное животное
Игра «Зоопарк» оказывает релаксирующее воздействие на всех школьников. Дети с агрессивным, импульсивным и демонстративным поведением получают возможность проявить себя в активных и разнообразных действиях, реализовать в разумно заданных рамках накопившуюся энергию. Застенчивые дети, если и не принимают сразу непосредственного участия в игре, все равно не являются только пассивными созерцателями. Они испытывают положительные эмоции, что и игроки.
Постепенно, заражаясь общим настроением и преодолевая свою застенчивость, они активно включаются в игру.
Игра “Канон” в отличие от предыдущей, не столько освобождающая, сколько мобилизующая. Школьники стоят в колонне друг за другом и поочередно поднимают сначала левую руку, потом правую, затем обе руки. Желательно, чтобы игра проходила в тишине. При соблюдении этого условия от каждого ребенка требуется еще больше внимания и сосредоточенности. Важно не зазеваться и точно в нужный момент сделать соответствующее движение рукой.
15