Психологическое занятие на тему Эмоции

Цели:
обобщить и расширить  представления детей об основных эмоциях и чувствах,
закрепить желание искать способы  выхода из психотравмирующих ситуаций.

Материалы к занятию: маски, воздушные шары, названия эмоций (рисунки - смайлики), музыкальное сопровождение.









Ход занятия

1.Введение в тему занятия

- Сегодня мы поговорим об эмоциях и чувствах. В нашей жизни нас сопровождают самые разные переживания. Стряхните с себя все заботы, неприятности и  усталость рабочего дня так же, как щенок отряхивается от воды.  Одной лапкой, другой. Задними лапками, спинкой и хвостиком. – Добро пожаловать в мир эмоций!
- Закройте глаза, расправьте руки – крылья, отправляемся в путешествие в страну эмоций (играет музыка).Представьте себе, что вы медленно поднимаетесь в воздух и перемещаетесь в пространстве.

2. Работа с эмоцией  недовольства
- Мы медленно спускаемся на землю.
- Вот перед нами гора Недовольства и на этой горе отдыхает тучка-Сердючка. Послушайте историю про недовольную тучку.
Инсценируется  стихотворение.

Жила на свете  тучка  по имени Сердючка. Она ни с кем не зналась, совсем не улыбалась. И сыпались из тучки то градинки-колючки, То бусинки-дождинки – холодные слезинки.
Ах, плохо жить Сердючке – колючке, буке, злючке. Никто с ней не гуляет, не дружит, не играет. Вчера задира-ветер так рассмешил Сердючку, Что высохли и слезы, и градинки-колючки.
Закрыли люди зонтики, и плащ уже не нужен. И выглянуло солнышко, и высохли все лужи. Сердючка улыбнулась и к солнцу потянулась. Совсем другое дело – нам песенку пропела.

– Покажите, какая  была тучка сначала: нахмурьте  брови,  сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица! – Что потом случилось с тучкой? Почему она так изменилась? – Смех – великая сила! Смех вылечит и Несмеяну, и Буку, и Бяку. Есть даже такое слово «смехотерапия». Внимание! Сеанс смехотерапии.
- Попробуйте закрытыми глазами приклеить хвост корове. (Игра)
Недовольство исчезло и мы продолжаем путешествие. (Музыка, движение, изображающие полёт птицы)



3.Работа с эмоциями  грусти и печали.

- Перед нами долина Грусти и Печали. Хорошо быть фантазером. Но  от жизненных проблем далеко не уйдешь. Наверное, с тобой иногда  случалось такое, что очень хочется из школы домой, а никто за тобой не приходит. Наверное, тебе было очень грустно. Как выглядит грусть?  Опустите уголки рта. Опустите голову. Опустите плечи. Вот так. – Что можно сделать в такой ситуации?  И если ничего нельзя придумать, остается только ждать. Совсем как у Даши.

Ребенок читает стихотворение.

Вот лавочки, скамеечки. Вот дом. А вот дорожка. Смотрю в окошко. Маму жду. Осталось ждать немножко.

Выходит другой ребенок, гладит, утешает:
– Не грусти, Даша, мама скоро придет. Давай погрустим вместе.
Читают стихотворение вместе.
– Есть такое доброе  слово – сопереживание. Может быть, оно означает «соединение  переживаний»? И  есть очень простой секрет, и вы его знаете: «Раздели с другом горе – и его станет в два раза (меньше). Раздели с другом радость, и ее станет в два раза (больше)». Запомнили? Умейте сопереживать, поддержите друг друга в минуту печали и она исчезнет.

4. Работа с чувством зависти.

- А мы летим дальше. (Музыка) Перед нами море Зависти. Мы не сможем его перелететь, пока не справимся с этим неприятным чувством.
– Как часто нам хочется именно того, чего нет у тебя, но есть у других.

Выходят два ребенка.

- Шоколадка у меня. – Мармеладка у меня. – Как хочу я мармеладку! – Как хочу я шоколадку! Очень мы надеемся: друг с другом мы поделимся.

– Как называется чувство, когда хочется именно того, что есть у другого? Зависть – это приятное  чувство? Да оно просто мешает жить. Я знаю верное средство от зависти. Надо сказать волшебные слова: «Я не умею , зато я умею » или «У меня нет ,  зато у меня есть ». Давайте попробуем.

Выходят дети.

– Я не умею быстро читать, зато я хорошо пою. –  Я не умею красиво петь, зато я умею смешить. – Я не умею смешить, зато я хорошо играю в футбол. – Я не умею играть в футбол, зато я играю на пианино.

5. Работа с эмоциями  тревоги и страха

- Мы отправляемся в ущелье Страха.
– А где тут у нас Храбрый  Цып?

Ребенок читает стихотворение.

Я – Храбрый  Цып. Иду  куда  хочу. Я червячка охотно проглочу. Охотно ем я мошек. Но как боюсь я кошек! Я кошку вижу –  прячусь и молчу.

– Цып, тебе очень страшно? Иди  сюда, сядь. Ребята, видели, какой бывает страх? Плечи приподняты. Голова втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза большие и круглые. Рот приоткрыт. – Цып боится кошки. А вы  чего-нибудь боитесь? Ничего не боитесь? А сейчас?
Звучит музыкальный отрывок, по характеру тревожный, соответствующий эмоции страха.
– Вслушайтесь в музыку. Какое чувство она у вас вызывает?
– Жил-был Великан. Встаньте. Потянитесь и посмотрите вверх. Чем страшен сказочный Великан?

Ребенок читает стихотворение.

Вот идет-дет-дет Великан-кан-кан Мимо гор-гор-гор, Мимо стран-стран-стран. Он огромный такой! Как он топнет ногой! Как взмахнет он рукой! Ой-ей-ей! Все домой  у-бе-га-ют. Мы сказали ему: «Великан-кан-кан, Ты  потише  иди Мимо гор, мимо стран. Осторожней иди И под ноги гляди. У тебя на пути Дети могут идти».

– О чем еще можно попросить великана? Какие добрые дела он мог бы сделать? Если какой-то человек не такой, как все другие, это совсем не значит, что он плохой. Наши дети знают, что в любой тревожной или страшной ситуации найдется выход. Давайте поиграем. Я ваш страх. Я вселяю в вас ужас. Я придумаю для вас очень страшную ситуацию. Я крепко буду держать вас за руку, пока вы не придумаете, как из нее выбраться. А как приятно чувствовать себя уверенным человеком. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите повыше подбородок. Повторяйте за мной: «Я хороший. Меня любят. У меня все получится. Я уверен. Я спокоен».

6. Работа с эмоцией обиды
- Продолжаем путешествие (Музыка). Перед нами Пустыня Обиды.
– Дети, кто из вас очень сильно, легко, быстро и долго обижается? Совсем как  Нелли. Посчитайте все Неллины обиды.

Ребенок читает стихотворение.

Обидели! Обидели! Разве вы не видели? Разве вы не знаете, Как меня обидели? Так  толкнули – я упала. Меня мама поругала. Конкурс снова проиграла. Меня дети обозвали. Меня в гости не позвали. Мою тайну разболтали. Не помогли и не спросили. Два дня со мною не дружили.

Выбегает другая девочка.
Долго будешь ты ворчать? Хочешь с нами поиграть?
– Посмотрите дети, Нелли надулась, как шарик.
– Сколько обид получилось? Вот  такая она обида. Ничего не хочется делать, и слезы на глазах. Чем опасна обида? В таком состоянии легко и самому  обидеть  другого. Это во-первых. А во-вторых, в то время  как другие дети играют, ты дуешься, дуешься. Минуту – другую, час – другой, день за днем, неделю за неделей. Год за годом. Твоя обида поселяется внутри тебя  и надувается, как шарик. Что же делать? Можно взять и просто так простить всех своих обидчиков. А мы сделаем вот что. Дети, выдуйте всю свою обиду в шарик. Сильнее дуйте, сильнее. А теперь отпустите шарики. Смотрите, как смешно летит ваша обида. Смотрите, она сдулась, а вы засмеялись.
7. Подведение итогов

– Наше занятие подходит к концу. Какие чувства мы сегодня обыграли? Зачем мы учились выразительным движениям, жестам и мимике? Выразительные жесты, движения и мимика подчеркивают, усиливают, как будто выделяют жирным шрифтом, твое эмоциональное состояние, быстрее привлекают к тебе и помогают удерживать внимание, помогают  лучше понять друг друга. – Какое самое приятное в жизни чувство? Если бы существовал город Радости, что бы там обязательно было? Может ли жизнь состоять из одних только радостей? – Я желаю всем вам поменьше темных полос в вашей жизни. – И самый последний  вопрос: «Что из этого занятия вам пригодится в жизни?»
- Мы возвращаемся домой.(Музыка)
Гора Недовольства

Долина
Грусти и Печали

Море Зависти

Ущелье Страха

Маски для инсценировки

Пустыня Обиды