Статья Творческий подход ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Учитель Шамыгина Н.И. МБОУ «Средняя образовательная школа №34 с УИОП»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель Шамыгина Н.И.
МБОУ «Средняя образовательная школа №34 с УИОП»
Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура. Жизнь русского народа, своеобразного и неповторимого, отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусской летописи и былин до произведений современной художественной литературы. И знание культуры языка, культуры слова предстаёт как неразрывная связь многих поколений.
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его , и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка»,- писал В. Луговской.
Знание и изучение родного языка, умение им пользоваться – это основная задача преподавания русского языка в школе.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы предполагает совершенство всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо)
За термином «речь» в методической литературе закрепилось два основных значения. Так, по определению психолога В.А.Артёмова, «речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений». Процесс выражения мысли и чувств – это деятельность говорящего(пишущего). Речью также называют продукт этой деятельности – высказывание, текст, который предполагает наличие определённой внутренней (смысловой),внешней (языковой) и конструктивной (структурной)связи отдельных его частей. Речь как вид деятельности человека и как её продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и прочее). Употребляясь в речи, язык даёт её возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Как учить детей речи? Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план, правильно отбирать языковые средства.
В 5-6 классах теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1)признаки текста; смысловая цельность, относительная законченность высказывания( тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений) членение текста на абзацы, строение абзаца.
Развивая речь, учитель должен сформировать у учащихся мотивацию т.е. коммуникативную потребность. И задача педагога – подойти к этому творчески, помочь учащимся реализовать свои творческие способности.
Работы школьников (сочинения ) на основе личных впечатлений отражают чувства и эмоции детей.
Ребёнок не должен писать и говорить о том, что не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у школьника есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Это сочинения о проведённых каникулах, о поездке, о походе, о путешествии куда – либо. Сочинения – описания «Мой лучший друг», «Человек, на которого хочу быть похожим», «Самый лучший день в моей жизни», «Мой маленький друг». Все эти сочинения в полной мере отражают чувства детей, будят их воспоминания и воображение, побуждают к размышлению, формируют речевое мышление и речевое творчество.
Творческие работы могут быть и на основе музыкальных впечатлений. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А.Вивальди, «Баркаролы» П.И.Чайковского, а затем устно высказываются на тему: « Какое состояние природы я представлял себе, слушая музыку?»
Интересны сочинения по жизненным впечатлениям. Например , темой устного или письменного сочинения может быть «Моя дорога в школу», «В школе».Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты тоже могут стать темой для устных и письменных сочинений, в том случае, если мечты не носят интимного характера. В своих работах дети выражают своё отношение к окружающему миру, размышляют над поступками людей. Через описание поступков дают свой взгляд на данную ситуацию. Раскрывают своё понимание дружбы, взаимовыручки, совести, честности. Поэтому сочинения по личным впечатлениям бывают более интересны, несмотря на иногда неверное оформление мысли.
Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребёнка. Учитель должен стремиться создать такую обстановку в классе, когда всё, что связано с индивидуальностью каждого ребёнка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая удачные работы и интересные, дети узнают друг друга, и каждая новая чёрточка в характере ребёнка должна учителем замечаться и доброжелательно подчёркиваться.
Методика этой работы следующая:
1)обдумывание темы творческой работы
2)чтение творческой работы
3)анализ
Большой интерес у учащихся вызывают работы со зрительной опорой. В качестве зрительной опоры используются картины, фотографии , портреты, комиксы. Основная цель работы по картине – развитие наблюдательности. Картины и фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и ещё труднее понять их роль в данной картине.
Будучи произведением искусства, каждая картина что-то утверждает, что-то отрицает, чему – то учит, к чему – то призывает. Она даёт материал для размышлений и ,следовательно, материал для написания сочинения - рассуждения. По картине можно написать сочинение любого типа, но при этом нельзя не учитывать влияние жанра художественного полотна: пейзаж, портрет, натюрморт побуждают к описанию и рассуждению, жанровая картина – к повествованию.
Сочинение – повествование на основе впечатлений от картины активизирует творческое воображение учащихся, помогает понять логику развития действия. Сочинение – повествование развивает у школьников умение владеть словом для передачи динамики, потому что нуждается в глаголах движения, в наречиях, сложных предложениях со значением времени, причины, условия. При работе над сочинением – описанием требуется подробный разбор композиции картины, её деталей, их назначения. Здесь уместна и более подробная беседа о профессиональных особенностях работы художника, о его мастерстве (беседа о цвете, освещённости, колорите, фоне, контрасте, близком и дальнем плане). Такая беседа обогащает словарь детей специальной лексикой, помогает осваивать лексическую сочетаемость, учит передавать признаки предметов и явлений различными языковыми средствами.
Работа над сочинением – рассуждением помогает школьникам учиться обобщённо мыслить, выявлять социальные и нравственные идеалы, активизирует абстрактную лексику, успешно содействует формированию стилистических умений, даёт большой воспитательный эффект.
После того, как картина показана учащимся и общее представление о ней сложилось, учитель приступает к плановому анализу художественного полотна. Он учит детей читать картину ,добираясь до её сути на основе понимания её деталей и смысловых связей. При этом используются необходимые искусствоведческие термины: перспектива, передний (ближайший, первый) план , задний(дальний, второй) план, холодные и тёплые краски(тона),колорит, линия ,композиция. В речи учителя желательны, как и вообще в устной обучающей речи, синонимичные средства: картина- холст -художественное (живописное)полотно-шедевр-творение мастера -работа художника-произведение искусства; художник- живописец-мастер-мастер кисти -автор картины -создатель картины;нарисовать-написать-изобразить-выполнить-выразить-воплотить-представить.
Уже общее знакомство с картиной позволяет понять её композиционную основу и хотя бы в примерном варианте идею. При дальнейшей работе над картиной можно порекомендовать учащимся обратиться к словарям и к учителю. Основным средством активизации словаря является речь учителя, которая должна быть богата синонимичными словами и конструкциями. Разных по форме ответов нужно добиваться и от учащихся, следя за точностью их речи. При работе над сочинением – описанием требуется подробный разбор композиции картины, её деталей, их назначения. Здесь уместна и более подробная беседа о профессиональных особенностях работы художника, о его мастерстве (беседа о цвете, освещённости, колорите, фоне, контрасте, близком и дальнем плане). Такая беседа обогащает словарь детей специальной лексикой, помогает осваивать лексическую сочетаемость, учит передавать признаки предметов и явлений различными языковыми средствами. Интересной бывает работа учащихся над портретом. Учащиеся подробнее знакомятся с типом речи – описанием. Работа с портретом помогает детям по внешности человека узнавать его характер, его внутренний мир. По глазам человека можно определить настроение человека, его чувства, мысли, желания. Не зря глаза издавна назывались зеркалом души. Описание глаз является наиболее сильным выразительным средством создания художественного образа героя, раскрытия его физического и духовного облика. Но для того, чтобы научиться ярко описывать глаза человека, нужно знать много точных, конкретных слов. Предварительно проводится работа по обогащению речи учащихся тематической лексикой, необходимой для описания данного компонента внешности человека.
Микросистема «Глаза» включает в себя следующие лексико-семантические ряды:
1)существительные, обозначающие глаза человека: глаза (общеупотребительное), очи (устаревшие) гляделки(просторечное)
2)прилагательные и причастия, характеризующие а) цвет глаз: карие, голубовато-серые, бирюзовые, васильковые, фиалковые.
3) глаголы, характеризующие а) глаза человека: гореть, блестеть, сверкать, светиться, сиять б) движение век, ресниц: сощурить, прищурить, заморгать, прижмурить и т.д. Кроме того, описание портрета формирует и закрепляет языковые традиции. Например, принято говорить о глазах «карие», а не «коричневые». Волосы «каштановые», а не коричневые.
В учебниках под редакцией М.М.Разумовской для работы по развитию речи предлагаются картины разной тематики, портреты, фотографии. Они развивают воображение , ассоциативное мышление учащихся, память, эстетическое восприятие увиденного. Способствуют обогащению словарного запаса учащегося, а, следовательно, развивают речь детей.
Работа по развитию речи должна осуществляться в системе не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, и тогда речь детей станет яркой и выразительной, а русский язык – не только родным, но и самым важным и самым красивым.
Литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку : Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1995
Верещагин Е.М., Костомаров В.Р. Язык и культура речи.- М;1991 г.
Капинос В.И. Культура речи М;1991
Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности РЯШ,- №1,2003
Никитина Е.И. Урок развития речи М;2001 Казарцева О.Ю. Культура речевого общения М;1999 Современные подходы к обучению речи РЯШ,-1994Уроки словесности РЯШ,- 2003 №1
Авторская справка
1 Фамилия Имя Отчество Шамыгина Надежда Ивановна
2 Название статьи Творческий подход к развитию речи на уроках русского языка
3 Должность, предметная область Учитель русского языка и литературы
4 город г.Старый Оскол
5 ОУ
№ служебного телефона МБОУ «Средняя образовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» т.33-88-55
6 № личного телефона № сотового 951-147-81-66
7 E-maiIVeles100@ya.ru
8 Дата отправления материала 27.02.2013