«Развитие профессионального мастерства у учащихся на уроках с применением инновационных форм, методов и приемов обучения»»

«Развитие профессионального мастерства у учащихся на уроках с применением инновационных форм, методов и приемов обучения»»
Все начинается с урока, урок - это логически законченный , целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо образования, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов ,и учащихся.
Только на уроке , много лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: ученик и учитель. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
За период своей профессиональной деятельности педагог в среднем дает 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. «Урок» -ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в учебных учреждениях играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
Каждый новый урок- это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
В современном Казахстане в настоящее время идет становление своей, национальной модели образования. Н.А.Назарбаев отмечает: «Нам как никогда необходимо всемерно наращивать бесценный капитал знаний и образования, придавать ему современные формы».
Что значит современный? Это и совершенно новый , и не теряющий связи с прошлым, одним словом- актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам учащегося, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит учащегося к жизни в меняющемся обществе. Урок остается основной формой организации учебной работы, поэтому совершенствование методики современного урока истории является частью становления новой модели образования.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности учащегося, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Замысел современного урока заключается в создании преподавателем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности учащегося.
Замысел современного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности учащегося.
Идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И чтобы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он-педагог-всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Вместе с тем, мы все понимаем, что не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
Появились образовательные стандарты и на их основе-обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования.
Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во всех учебных учреждениях поставлена компьютерная техника. Актуальность применения ИКТ в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Использование информационно-коммуникационных технологий открывают для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение исторических и общественных дисциплин с использованием ИКТ дает учащимся возможность для активного участия в уроке, что способствует развитию интереса учащихся к предмету. Современный урок истории- это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения., экономит время, насыщает ее информацией. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становиться учащийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Использование ИКТ в образовательном процессе значительно повышает заинтересованность и мотивацию деятельности учащихся.
Организация Единого Национального тестирования и его апробация также стали важным событием для всей системы образования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений учащихся.
Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит учащимся войти во взрослую жизнь.
Новое время выдвигает перед преподавателем задачи поиска более совершенных способов для подготовки учащихся к жизни в условиях стремительно меняющего мира. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «традиционного обучения».
Прочными являются лишь те знания, которые «добываются» , то есть содержание переходит от источника информации в средство активной познавательной деятельности. Актуализация субъективного опыта учащегося.
-одно из условий , необходимых для создания благоприятного учебного взаимодействия , направленного на обогащение индивидуального багажа знаний, умений, навыков учащихся.
Необходимо изменить роль ученика от пассивного «получателя» знаний к активно познающему субъекту образовательного процесса. Учитель в современном информационном мире перестал быть единственным источником информации. Он должен быть дирижером урока, помощником учащегося в его поисковой деятельности.
Для современного урока характерна широкая трактовка его задач, каждый урок должен быть нацелен на формирование личности учащегося: его мировоззрение и нравственности, общее развитие, творческие способности, познавательная самостоятельность. Особое место в уроке должны занимать проблемные вопросы, познавательные задания, предназначенные для развития у учащегося творческого мышления. Методы, применяемые на уроке, должны обеспечивать успешное решение многосторонних учебно-воспитательных задач и соответствовать содержанию изучаемого материала. Один из наиболее экономных и эффективных способов передачи учащимся обобщенного и систематизированного опыта человечества- объяснительно-иллюстрированный. Он включает в себя средства и формы работы, как устное изложение преподавателя, демонстрации, работу с книгой, и т.д. повышению качества знаний способствует и использование технических средств, наглядных пособий и дидактических материалов .Для выработки умений и навыков применяется репродуктивный метод.
Для формирования у учащегося познавательной самостоятельности важное значение имеет проблемное обучение, которое осуществляется посредством трех методов: проблемного изложения знаний, частично-поискового, или эвристического, и исследовательского. Нельзя какому-то методу отдавать предпочтения, каждый метод необходим для решения своих специфических задач и не может быть заменен другим. Речь должна идти об их гармоническом сочетании.
Для совершенствования своего профессионального мастерства я использую в своей практике различные формы, методы или технологии преподавания предмета. Наиболее результативными в процессе преподавания истории являются уроки: дискуссии, исследования, дебаты, «мозговая атака», «деловая игра», тренинги, урок-сказка, уроки взаимного обучения, уроки основанные на имитации деятельности учреждений ( суд, следствие, ученый совет),уроки- соревнования( турнир, конкурс).
«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал», - сказано в Послании нашего Президента.
Все начинается с урока и чтобы добиться серьезных успехов в образовании, надо систематически совершенствовать урок, повышать наше профессиональное мастерство качество учебников и образовательных программ. Активнее внедрять новые образовательные технологии.


Литература:
Махмудов М. «Современный урок», М.1989г.
Конаржевский Ю.К. «Современный урок», М.2000г.
Зязюн И.Л. «Основы педагогического мастерства», М.1989г.


15