Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников в начальной школе

Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников
С 1 класса мы работаем над формированием умения оценить свою работу и работу своих одноклассников. Другими словами самооценке и взаимооценке. В помощь учителю предлагается Личный ежедневник первоклассника. Такой же дневник во 2,3, 4 классах. Этот ежедневник предлагает ученику оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам, к школьному дню в целом.
В ежедневнике напротив каждого предмета кружок. На первом уроке учитель с детьми договариваются, за что можно себя оценить и самое главное договариваются как? Разрабатывают вместе алгоритм оценивания своей работы
Что нужно было сделать?
Удалось ли выполнить?
Всё сделано правильно или есть недочёты?
Сделал всё сам или с чьей-то помощью?
Ученик проговаривает этот алгоритм и раскрашивает кружок в своей тетради соответствующим цветом, как и договаривались. Если работа выполнена верно и без помощи, то зелёным цветом, если есть недочёты, то жёлтым, если задание выполнить не удалось, то красным. В конце каждого урока подводится итог, рефлексия своей работы, и эти кружочки заносятся в ежедневник.
Эта работа ведется ежедневно на каждом уроке с 1 сентября 1 класса. С первых уроков мы знакомимся и со шкалой оценивания своей работы. С которой мы знакомили вас на педсовете в прошлом году. Ребёнок оценивает свою работу, ставит крестик на том уровне, где он находится по выполнению этой работы, учитель, проверяя, либо обводит крестик зелёным цветом, либо рисует свой на этой же шкале.
Ученик 1 класса не умеет ловчить и объективно оценивает свою работу. Необъективных оценок нет ещё и потому, что часто работу оценивают вместе с соседом по парте – взаимооценка.
Хорошо, если ученик будет знать, чему именно он должен прежде всего научиться в 1 классе как на уроках по отдельным предметам, так и на всех предметах в целом. Поэтому в начале каждого года обучения мы знакомим ребят с перечнем основных общеучебных и предметных умений. В этих таблицах указаны все наши УУД, дети их называют, Умения этого года или чему я обязательно научусь на уроках по всем предметам. Каждую четверть мы возвращаемся к этой таблице. Читаем умение и предлагаем подумать: умеет ли он это делать. Если ученик даёт положительный ответ, то раскрашивает в соответствующей графе кружок зелёным цветом, если не всегда – жёлтым, не умеет – красным. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником оценивает эти же умения и раскрашивает свой кружок соответствующим цветом.
Таким образом, мы готовим к введению отметки. К концу 1 класса ученик знаком с терминологией, знает нормы оценок и умеет оценить себя и понимает, какую отметку он получит за такое выполнение работы.
В 3 и 4 классе ученики работают по итоговой таблице результатов выпускника начальной школы и оценивают уровень сформированности умений. Заполняя эту таблицу выпускник начальной школы выстраивает свой маршрутный лист.
Таким образом, формируется самооценка ученика.
С 1 класса каждый родитель также участвует в оценивании предметных умений своего ребёнка. На родительском собрании родители знакомятся с портфолио своего ребёнка, в которое мы собираем все работы ученика, если они выполнены не в тетради. Родителям раздаются Таблицы результатов и предлагается родителям оценить уровень сформированности каждого умения своего ребёнка. Эта работа эффективна, у родителей не возникает вопроса над чем поработать дома дополнительно. И в идеале, если родители аекватно оценивают работу своего ребёнка, то и относительно четвертных оценок также разногласий между учителем и родителем нет. Есть родители, которые формально относятся к этой деятельности. С такими родителями работа проводится индивидуальная.