Методические рекомендации по организации обучения Французский язык как второй иностранный язык
«Компетентностный подход
в обучении французскому языку как второму иностранному языку»
Х.С.Артамонова
заместитель директора,
учитель французского языка,
высшая категория
г.Екатеринбург
В МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» обучающиеся начинают изучать второй иностранный язык ( французский или немецкий языки ) с 5 класса.
Изучение иностранного языка в целом, и французского в частности, на базовом уровне (5- 9 классы) в гимназии направлено на достижение следующих целей:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении
и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала;
овладение языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и
сферами обшения; увеличение объема используемых лексических единиц;
развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникатив-
ных целях;
- социокультурная компетенция - увеличение объема знаний о социо-
культурной специфики страны изучаемого языка, совершенствование
умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой спе-
цифике, формирование умений выделять общее и специфическое в куль-
туре родной страны и страны изучаемого языка;
-компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выхо-
дить из положения в условиях дефицита языковых средств при получе-
нии и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специаль-
ных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную дея-
тельность по овладению иностранным языком , удовлетворять с его по-
мощью познавательные интересы в других областях знаний.
Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному узучению ин. языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию ин.языка в других областях знаний;
способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на
родном и иностранных языках; личностному самоопределению обучающихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Как же реализовать эти цели, если являясь вторым иностранным языком не вносится в аттестаты об основном общем образовании обучающихся, школьники не выбирают экзамены по второму иностранному языку, обучающиеся не занимаются проектировочными работами, как на английском языке ?
И если всего этого не практикуется в процессе обучения второму иностранному языку , как же оценивать уровень преподавания педагога и выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых второму иностранному языку?
В данном случае ( т.е. в процессе обучения второму иностранному языку) оценка знаний происходит не посредством экзаменов, традиционных письменных контрольных работ или творческих заданий , а в результате применения альтернативных методов оценивания, ставящих в центр внимания развитие компетентностей школьников (речевой,языковой, социокультурной, компенсаторной , учебно-познавательной компетенций), т.е. оцениваются те способности обучающихся , которые ориентированны на конкретные действия при решении языковых проблем.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их языковой подготовки.
В МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» на протяжении последних лет обучающиеся 9 – х классов сдают итоговый зачет по второму иностранному языку (французский или немецкий языки), целью проведения которого является проверить соответствие уровня подготовки обучающихся государственному стандарту по второму иностранному языку за основную школу ( 5-9 классы) , при чем речь идет не об отдельных знаниях или умениях, а о совокупности компетенций обучающихся, применяемых в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенными ценностями.
Результаты этого зачета и определяют уровень проявления компетенции обучающихся.
1.Формы проведения зачета: карточки (20 вариантов)
Каждая карточка содержит 2 задания: высказывание по определенной речевой ситуации и подготовленный рассказ по теме, выбранной самим обучающимся.
Зачет проводится в форме беседы с обучающимся по стандартным ситуациям в рамках изученных тем ( « Моя семья», « Мой распорядок дня», « Моя шко-ла», « Мой дом, моя квартира», « Мой друг», « Мой родной город», « Моск-ва», « Париж и его достопримечательности», « Крупные города Франции», «Путешествия», « Спорт и здоровый образ жизни», « Охрана окружающей среды», « Хобби», « Французская кухня», « Праздники и традиции», «Книги в моей жизни», « Любимый певец ( писатель, художник, артист)», « Времена года», « Профессии», « Роль французского языка»).
Изученные темы служат лишь опорой для составления ответа, обучающийся вправе сам дополнять или изменять свое высказывание.
При подготовке к зачету учитель выступает в роли помощника, источника
дополнительных сведений, консультанта, партнера, который приходит на помощь только в ответ на просьбу со стороны обучающихся и никогда не навязывает свое решение, что является неотъемлемой частью проявления компетентностного подхода в обучении французскому языку.
Например, по предложенной ситуации «Твой зарубежный сверстник пригласил тебя на ужин в свою семью. Расскажи его родителям о себе, о членах своей семьи, их занятиях и увлечениях» обучающийся может использовать знания нескольких тем, объем высказывания не ограничен.
После ответа по карточке учитель вступает в беседу с обучающимся, предлагая ответить на вопросы или наоборот задать вопросы участникам зачета,
В процессе такого диалога учитель проверяет уровень восприятия обучающимися французской речи и умение получать необходимую информацию при помощи вопросов.
Темы, предлагаемые для бесед на итоговом зачете, могут быть изменены или дополнены в зависимости от уровня подготовки обучающихся.
Результаты проводимых итоговых зачетов по французскому языку из года в год практически остаются неизменными в процентном составе:
в среднем , качественно справляются с заданием , т.е. оцениваются на « 4» и « 5» - 70-75% ; удовлетворительно («3») – 25-30 % ; не справившихся, как правило не бывает или составляет 1-2 %.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительные оценки приглашаются на зачет повторно.
Анализ устных ответов показывает, что большинство обучающихся (~70 %)
овладевают необходимыми коммуникативными навыками: умением правильно строить предложения, понимать и отвечать на поставленные вопросы, обосновывать свое мнение; ~ 28 % обучающихся показывают лишь заученную речь, испытывают трудности при коммуникации (недостаток знаний ЛЕ для выражения своих мыслей) , ~ 2 % -приходят неподготовленными к зачету и отказываются отвечать.
Результаты проведенных устных зачетов и сама атмосфера зачета убедительно доказывают, что обучающиеся гимназии способны решать языковые проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей, т.е обладают иноязычной коммуникативной компетенцией.
15