Урок по географии на тему: Мы даем общую характеристику Зарубежной Азии


11 класс.
Тема раздела: Зарубежная Азия. Австралия.
Своеобразие темы, степень ее изученности - тема «Зарубежная Азия. Австралия»-изучается на протяжении 2-х лет: в 7 классе-разделы «Евразия» и «Австралия» затрагивают физико-географический аспект и ознакомительный страноведческий. В 11 классе данная тема изучается с социально-экономической точки зрения. Полученные в 7 классе знания помогают лучше представить регион, помогают в определении причинно-следственных связей в вопросах экономики и социальной жизни регионов. Знания 11 класса формируют законченное представление о Зарубежной Азии, как о важнейшем регионе мира.
Место и роль данной темы в курсе, воспитании -раздел изучается третьим в курсе 11 класса, после изучения разделов «География мировых отраслей» и «Зарубежная Европа». Тема «Зарубежная Азия. Австралия» является второй в разделе «Региональная характеристика мира». Играет важную роль в воспитании толерантности у учащихся.
Содержание учебного материала: раздел содержит темы:
Мы даем общую характеристику зарубежной Азии;
Мы изучаем Китай;
Мы познаем Японию;
Мы «открываем» Индию
Мы знакомимся с Австралией
Тематическое планирование темы
№ урока в теме ТЕМА УРОКА
Кол-во часов Тип урока Самостоятельные, практические и контрольные работы Коррекция –минимальное требование для детей с ОВЗ
1 ТЕМА № 2 Зарубежная Азия, Австралия- 5 часов. Общая характеристика 1 Новая тема, лекция Уметь дать общую характеристику хозяйству и населению Зарубежной Европы
2 Китай , 1 Комбинированный. ИКТ 3 Япония 2 4 Индия. 1 Комбинированный, ИКТ 5 Австралия. 1 6 Зачет: Страны Зарубежной Азии 1 Контрольно-обобщающий Представление «Портфолио» : «Страна Зарубежной Азии» Тема №1: Мы даем общую характеристику Зарубежной Азии
Ф.И.О. – Петрова Людмила Анатольевна
Место работы – Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Средняя образовательная школа №3 г. Стрежевой.
Должность -учитель.
Предмет – география.
Класс – 11.
Раздел: Зарубежная Азия. Австралия.
Тема – «Мы даем общую характеристику Зарубежной Азии», урок в теме №1
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2007
Цель урока: сформировать представление учащихся о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения.
Задачи: Сформировать представление о регионе, путем анализа текста учебника, статистических данных, ресурсов ЦОР, данных географического атласа;
Сформировать умение работы с учебником, ресурсами ЦОР, картами атласа и др.печатной информацией;
Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через
использование различных источников информации;
Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к участникам группы.
Формируемые УУД:
Личностные: Формирует действие нравственно-этического оценивания и ориентации в усваиваемом содержании;
Регулятивные: формирование умения организации своей учебной деятельности;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера
Коммуникативные:
Умение работать в группах и с
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.
12. . Тип урока: Изучение нового материала с элементами практикума, проблемно-диалогического урока, КСО, а также с использованием ЦОР
13. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.
14. Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10 класс, компьютеры, интерактивна доска, проектор, Интернет
15. Используемые ЦОР :Ресурс №1
Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира». Ресурс позволяет освоить курс «Социально-экономической географии 11 класс», богат теоретическим материалом по изучаемой теме, картами, схемами, иллюстрациями. Также имеются разделы: Практика и Тесты, позволяющие на практике применить изученный материал, а также проверить свои знания
Технологическая карта урока
№ Этап урока Название
используемых
ЭОР (табл.2) Деятельность
учителя Деятельность ученика Время
(мин.)
1. Организационный момент Слайд: «Правила работы в группах» Организация детей на групповую работу и активную деятельность в течение урока.
Напоминает о правилах работы в группе;
Вступительное слово –актуализация имеющихся знаний по теме, мотивация на дальнейшую работу по добыванию новых знаний.
Объявляет тему урока, цель и задачи
Готовятся к уроку, разбиваются на 6 групп по 3-4человека, выслушивают тему, цель и задачи урока. 3
2. Работа в группах Ресурс №1 Раздает каждой группе индивидуальное практическое задание (которое является отдельной частью темы), выполняет роль консультанта во время работы групп, следит за временем Получают задания, осмысливают проблему, пытаются решить ее, используя различные средства информации 15
2. Рефлексия в группах
Организует работу по рефлексии группы По 1 участнику от каждой группы пересаживаются в соседнюю группу, где ему объясняют 3 участника группы объясняют решение своей проблемы по теме урока. Происходит отбор и коррекция информации для выступления перед всей аудиторией класса. 5
3. Рефлексия Отработка защиты решения проблемы в ходе проблемно-диалогической беседы По 1 представителю выступают перед всеми учащимися: озвучивают свою проблему и основные выводы, полученные в ходе решения проблемы Участвуют в проблемном диалоге, который организует учитель. Отвечают на вопросы аппонентов15( по 3 мин на руппу)
4. Закрепление пройденного материала Предлагает группам сделать вывод о роли региона в мировом сообществе в ходе фронтальной беседы. Делают устный вывод 1
6. Домашнее задание Учитель дает опережающее задание для зачетного урока в конце изучения раздела: индивидуальные задания парам учащихся по формированию «Учебного портфеля», тема: Общая характеристика одной из стран Азии( которая не изучается в разделе) и защита ее виде творческой работы
Объявляет, что инструкции по сбору «Учебного портфеля» будут выставлены на сайте школы в разделе «Электронный журнал»
Домашнее задание на следующий урок: прочитать и изучить параграф 1,тема 7. Записывают Д.З , выбирают из предложенного списка стран Зарубежной Азии страну для выполнения зачетной работы. 1
Конспект урока
Правила работы в группах:
работать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
Задание для группы №1:
Изучите информационный ресурс Электронного учебника «Экономическая и социальная география мира», раздел Зарубежная Азия-Политическая георафия, прочитайте пункт 1 учебника( стр 223-224) и ответьте на вопросы:
В чем заключаются особенности состава Азии и численности населения.
В чем заключаются особенности географического положения Зарубежной Азии: 1) по территории, протяженности, границам стран 2)по особенностям географического положения стран 3) по государственному устройству стран
Какие особенности географического положения стран Азии помогают в соседских отношениях между странами, а какие являются препятствием, почему? Назовите примеры стран, используя карту Атласа.
Сделайте вывод о положительных и отрицательных чертах ЭГП стран Азии.
Задание для группы №2:
Изучите информационный ресурс Электронного учебника «Экономическая и социальная география мира», раздел Зарубежная Азия-Природные ресурсы, прочитайте пункт 2 учебника( стр 225-226), изучите карту атласа »Мировые ресурсы» и выполните задание
1. Проанализируйте наличия, размещения и обеспеченность природными ресурсами ( минеральными топливными, минеральные рудными, земельными, агроклиматическими, лесными) различных регионов Азии по плану:
1)ресурсообеспеченность по ресурсу,
2)размещение ресурса по региону,
3) предпосылки развития народного хозяйства.
2. Вопросы: - Какие минеральные богатства Азии имеют мировое значение?
-Для развития каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки, в каком регионе.
- Где в Азии наиболее благоприятны условия для развития земледелия и животноводства?
3. Сделайте вывод о наиболее и о наименее обеспеченных странах природными ресурсами и условиями.Задание для группы №3:
Изучите информационный ресурс Электронного учебника «Экономическая и социальная география мира», раздел Зарубежная Азия-Население, прочитайте пункт 3 учебника( стр. 226-230), выполните задания, ответьте на вопросы:
Почему многие страны Азии являются мировыми лидерами по численности населения. Приведите примеры таких стран
По форзацу учебника определите преобладающую форму правления стран Азии и форму административно-территориального устройства.
По атласу определите страны с высокой плотность населения и с низкой; с высоким и низким уровнем рождаемости, смертности; определить тип воспроизводства.
Заполните таблицу:
Типы воспроизводства населения стран Азии
Страны первого типа воспроизводство Страны второго типа воспроизводства
Как вы думаете, почему во многих странах Азии демографическая политика не приносит результатов?
По атласу определите, доля какой религии наиболее высока в Азии? В каком регионе какую исповедуют религию
Сделайте вывод об особенностях демографической обстановки и религиозном составе стран Азии. Проблемы. возникающие в связи с этим.
Задание для группы №4:
Изучите информационный ресурс Электронного учебника «Экономическая и социальная география мира», раздел Зарубежная Азия-Население, прочитайте в пункте 3 учебника »Размещение населения, миграции»( стр. 230--231), выполните задания, ответьте на вопросы:
По атласу определите страны с наибольшей плотностью населения и с наименьшей. Найдите примеры соответствия: наиболее заселенными являются приморские равнины, долины и дельты рек, а наименее- пустыни, высокогорья и тропические леса
Определите, какие виды миграции развиты в Азии, почему? Какие регионы Азии наиболее привлекательны для мигрантов, почему?
Почему для Азии характерен процесс « Городского взрыва»? Привежите примеры, подтверждающие этот факт.
Сделайте вывод об особенностях размещения и движения населения, какие проблемы возникают в связи с этим?
Задание для группы №5:
Изучите информационный ресурс Электронного учебника «Экономическая и социальная география мира», раздел Зарубежная Азия-Политическая география-Регионы, прочитайте пункт 4 ( стр. 231-233), выполните задания, ответьте на вопросы:
Почему половина экономических центров мира находится в Азии? Назовите их. Покажите на карте.
Всегда ли наличие минеральных ресурсов обеспечивает высокий уровень развития страны? Приведите подтверждающие и опровергающие этот факт примеры.
В чем заключается особенности развития стран Азии, покажите на примерах.
Сделайте вывод о темпах эконмического развития Азиатского региона.
Задание для группы №6:
Изучите информационный ресурс Электронного учебника «Экономическая и социальная география мира», раздел Зарубежная Азия-Сельское хозяйство, прочитайте пункты5-6 ( стр. 233-234), выполните задания, ответьте на вопросы:
В чем заключаются особенности развития сельского хозяйства Азии?
С чем связано деление региона на районы земледелия. Приведите примеры, покажите на карте.
Возникают ли экологические причина в странах Азии и какие пути решения предлагают страны .Приведите примеры .
Сделайте вывод о развитии сельского хозяйства и решении экологических проблем в регионе.