Методический семинар «Использование интерактивных технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста»


Методический семинар на тему:
«Использование интерактивных технологий
в процессе обучения детей младшего школьного возраста»
Актуальность данной работы заключается в следующем: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет – ресурсов помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонности.
Однако, выявлено, что в теории и практики еще недостаточно разработаны условия эффективного использования интерактивных технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста.
В связи с недостаточной разработанностью данной проблемы я определила цельсвоей педагогической деятельности следующим образом: «изучение условий эффективного использования интерактивных технологий при обучении младших школьников». Исходя из цели педагогической деятельности,я поставила перед собой следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2.Изучить педагогический опыт использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;
3.Выявить и экспериментально проверить условия эффективного использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;
4.Разработать рекомендации учителям начальных классов по эффективному использованию интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников.
Свое педагогическое исследование я проводили в два этапа. На первом, теоретическом этапе я изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.Я выяснила, что современные, новые информационные технологии обучения, исходя из принципов, сформулированных Б.Е.Патоновым, В.И.Гриценко и Б.В.Паньшиным, определяется как совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.
Компьютерное обучение - такая система обучения, в которой одним из технических средств обучения выступает компьютер. Различают два основных вида электронного обучения:
рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных технических средств обучения);
интерактивное - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме.
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
Так жепри интерактивном обучении существует 2 направления. Первое из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения. Интерактивный технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
В данной проблеме я изучила педагогический опыт 3 учителей.Особенно интересным нам кажется опыт Антипиной Елены Александровны. Елена Александровна в своей статье газеты «Учимся вместе» писала, что: процесс обучения это своего рода игра, где учитель выполняет главную роль и распределяет роли среди обучающихся, что позволяет сделать образовательный процесс более современным и интересным. Она разрабатывает различные тематические игры, пополняет свою педагогическую копилку, все игры направленны на развитие творческого потенциала, коммуникативности, становление личности ребенка.
Развивать творческие способности, активность на уроке, мотивировать к учебной деятельности. Поэтому учителю важно сочетать и владеть компьютерными технологиями, интерактивными методами, играми и приемами для успешной деятельности учащихся.
Чтобы осуществлять интерактивное обучение, нужно изучать мотивацию учащихся, поэтому я за основу взяла следующие методики:
-Диагностика ”Мотивационной сферы “(Уфимцева Л.П.);
-Диагностика “Оценка уровня школьной мотивации” (Н. Г. Лусканова).
Результаты, полученные на этапе теоретического исследования, я учитывали в собственном эмпирическом исследовании, которое проведено мной на базе Кемеровской школы.
На основе данных, я составили рисунок роста мотивационной сферы среди девочек и мальчиков, получились следующие результаты, которые представлены на (слайде № 11)
Таким образом, можно сделать вывод, что из класса, где 23 человека на начало эксперимента с высоким уровнем мотивации было- 9человек, со средним уровнем-6 и с низким-2человека. Среди учащихся мальчиков было- 4человека, со средним уровнем -5 и с низким уровнем-2 человека. Среди девочек, с высоким уровнем-5 человек, со средним -6 человек и с низким не выявлено. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у учащихся в основном преобладает средний и высокий уровень познавательных (учебных) мотивов и положительное отношение к учебной деятельности.
Можно предположить, что использование интерактивных технологий в данном классе будет эффективно, поскольку дети с высоким уровнем учебной мотивации будут заинтересованы в образовательном процессе; обучающиеся, имеющие средний уровень мотивации благодаря ИКТ будут включаться в более продуктивную деятельность и смогут проявлять свои интеллектуальные способности. Что касается обучающихся с низким уровнем познавательной мотивации и отрицательного отношения к учебной деятельности, то мы с помощью ИКТ можем создать предпосылки для их более успешной и активной работы на уроках и как следствие - большей заинтересованности учебной деятельности.На основе полученных результатов я продумала работу по повышению мотивации обучающихся.
Говоря об эффективном использовании интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников важно помнить, что в этом процессе все подчинено возрастным и индивидуальным особенностям младшего школьника. Поэтому одним из условий я взяла учёт индивидуальных и возрастных особенностей развития младшего школьника, именно развитие мотивационной сферы позволяет правильно сформировать положительное отношение к учебной деятельности.
Затем я разработала материалы по реализации формирования наглядных образов в процессе использования интерактивных технологий при обучении младших школьников.
Поскольку в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и успех учебной деятельности зависит от мотивации, важно формировать наглядные образы, используя интерактивные технологии.
Учитывая данные особенности младших школьников, при создании ИКТ использовала различные виды и формы работы.
На уроках использовались ИКТ средства: презентации, видео- и аудио- фильмы, электронные физминутки. В урок включали разнообразные виды и формы заданий, чтобы учащиеся могли не только думать, но конструировать ситуации, находить разные решения данных проблем.
С опорой на полученные результаты диагностики, я продумала систему работы по применению различных интерактивных технологий на разных предметах, которые представлены на слайде. Непосредственно использовались групповые работы. По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки).
На основе данных, я составила график роста мотивационной сферы среди девочек и мальчиков, получились следующие результаты: (слайд № 18)
Можно сделать вывод, что с высоким уровнем-13 человек, со средним-9 человек и с низким не выявлено. Среди мальчиков с высоким-9 человек, со средним-5 человек и с низким не выявлено. Среди девочек с высоким уровнем-8 человек, со среним-9 человек, с низким не выявлено. Таким образом, используемые нами интерактивный материал, положительно сказывался на мотивации учащихся. У детей с высоким уровнем мотивации сохранился этот уровень, у детей со средним уровнем поднялась мотивация на высокий и у детей с низким уровнем поднялось на средний. Что касается мотивации мальчиков и девочек, то у девочек мотивация сформировывалась более успешно, у мальчиков она формировалась постепенно и приносила положительные результаты в обучении. Это говорит о том, что правильное и постепенное использование интерактивных технологий и методов позволило повысить успешность обучаемости детей.
Также я разработала рекомендации учителям начальных классов по эффективному использованию интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников. (слайд № 19)
В результате обобщения опыта по проблеме использования интерактивной технологииделаю следующие выводы:
1.Необходимость интерактивные технологии в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
2.Интерактивные технологии находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
3. Интерактивные технологии дают результаты на всех этапах обучения т.к. сущность отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Собственные наблюдения показали, что в целом использование интерактивных технологий является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.