Конспект урока по русскому языку по теме: Обобщение знаний об имени существительном (3 класс)



Урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.
Задачи урока:
Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ.
Образовательная: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное» его постоянных и непостоянных признаках, обогатить словарный запас детей, учить выполнять группировку существительных по существенному признаку.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки , развивать монологическую речь, развитие речи, умение работать в группе, слушать друг друга. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Оборудование: а) для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3 класса (2 часть);; презентация; б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.
Техническое обслуживание: проектор, экран.

1. Организационный момент.
В некотором царстве, словесном государстве есть страна Морфология, в которой живут части речи.
-Какие части речи живут в этой стране?

- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка?

Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие в город «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи.
За активную работу вы будете получать сову- символ мудрости. В конце урока посмотрим, у кого таких символов будет больше - значит тот у нас самый мудрый.

Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А в начале пути- Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения.

2.Письмо по памяти.
Часть речи существительное
Очень удивительное.
Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –
Ничего на свете прекраснее нет.
Мама, Родина, земля –
Самые главные на свете слова.(13)
Я просмотрела записанное количество слов, за это задание сову получаетЗачитай все записанные слова.

3.Словарная работа. Минутка каллиграфии.

Аукцион закрыт и мы отправляемся .
Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать?
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Это автобус.
А автобус у нас необычный- сказочный.
-Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии.
Аа ава ала авл ассо автобус

- Назовите орфограммы в слове автобус. Можно ли их проверить? ( В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С». Её можно проверить «автобусы».)
-Обозначьте орфограммы в слове автобус.

- Мы сели в автобус. Что требуется нам приобрести?
(Нам надо купить билет.)

А билеты у нас словарные.
Вставьте буквы в слова, которые записаны на доске: животное, альбом, собака, тарелка, медведь, солнце, шоссе, заяц, ладонь.

-Что объединяет все эти слова?
(Все слова словарные, все они - имена существительные)
Давайте вспомним, что же называется именем существительным?
На какие группы можно разделить все имена существительные?
(одушевленные – КТО? и неодушевленные – ЧТО?)

4.Вот мы на 1 остановке «Угадай-ка»
Разделим слова, написанные на доске на 2 группы- одушевленные и неодушевленные. Эту работу выполнят индивидуально 2 ученика(вызвать) у доски, а остальные ребята выполнят самостоятельно следующее задание:

Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками.
Превратите записанные на экране неодушевленные имена сущ. в одушевленные (однокоренные)
(Слайд 1)
волшебство-
сказка-
добро-
царство-
При помощи какой части слова образовались новые слова? Выделите, проверьте.

А теперь обратим внимание на доску. Справились ли ребята с заданием. Проверяем. Есть ли у кого замечания? Молодцы.
Итак, 1 признак имен существительных: они могут обозначать одушевленные и неодушевленные предметы. «Одушевленные – неодушевленные»?(вывесить на доску)

5.Следующая остановка «Повторяй-ка»

Какие еще группы имени существительного вы знаете?
(нарицательные и собственные) Примеры.
Подберите и запишите к нарицательным именам существительным собственные, относящиеся к нашей местности:
(исходные слова записаны на экране).
(Слайд 2)
река
город
поселок
Проверка.
Как пишутся имена собственные?
(с заглавной буквы)
Составьте предложения с данными словосочетаниями:
1ряд- со словосочетанием река Обь;
2ряд-со словосочетанием город Сургут;
3ряд-со словосочетанием поселок Дорожный. Прочитайте.

Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Попробуем соединить составленные вами предложения. Что у нас получилось? Рассказ.
Как вы его озаглавите?
Молодцы, итак, мы проехали наш родной город Сургут, побывали в поселке Дорожном, которые должны ???( любить и беречь), где повторили 2 признак имен существительных- Это какой признак? «нарицательные и собственные»(вывесить на доску)

6.Следующая остановка «Закрепляй-ка»
На какие еще три большие группы делятся имена существительные? (3 рода)
Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.

Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно - моё» –
Это правило - твое!
Выпишите из слов, с которых мы начали работу на уроке, имена существительные:
распределяя их по родам ( по 1 человеку от ряда)
1 ряд - женский род 2 ряд – мужской род 3 ряд – средний род
собака альбом пальто
лестница заяц животное
тарелка медведь солнце
Выделите окончания.
Вот и 3 признак-род имен существительных (на доску)

7.А у нас остановка «Отдыхай-ка». Физминутка. (Слайд 3)
Назовите имена существительные, которые вы зрительно запомнили из физминутки.
Молодцы, вы не просто отдохнули, а отдохнули с пользой.

8.Следующая остановка «Изменяй-ка»
Ребята, а как изменяется имя существительное?
(по числам)
Молодцы. А сейчас измените названные из физминутки имена существительные по числам:
(Слайд 4)
-коты
цветок-
-птицы
туча-
Выделите окончания.
Какой следующий признак имен существительных мы повторили? Это формы числа имен существительных. (на доску)

9.Следующая остановка –«Задумайся-ка»
Пока вы работали, кто-то забежал к нам в автобус. Кто же это?
а) Чтение стихотворения учеником.
(Слайд 5)
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте!
-Формы какого одного и того же слова вы услышали? Верно. – Кот.
-Охарактеризуйте существительное кот- (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, в форме единственного числа)
(Слайд 6)
Назовите из стихотворения словосочетания со словом кот.
А кот- какое животное? Как надо относиться к домашним животным?
Что изменялось в слове кот? (окончание)
А изменение окончаний имен существительных по вопросам как называется?)
-Дружок, а ты знаешь падежи? А, ну-ка, расскажи.

10. И еще остановка-«Волшебная книжка»
а)- Откройте учебники на с.94, упр.103.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Как же еще изменяются имена существительные?
-По падежам. (на доску).

11.Последняя остановка «Давайте подумаем»
-Сейчас вам придется задуматься- мы проведем индивидуальную работу в группах:
1 ,2- просклоняет слово кот
3,4- просклоняет слово -мышь

5,6-Запишитеслова в 2 столбика: в первый столбик слова с мягким знаком смягчающим, во второй- слова с мягким знаком. указывающим на род имени существительного:
Молодежь, лень, ночь, печь, тень, день, тишь, камень, помощь, роскошь, студень, брошь.

7,8-Составьте и запишите пословицы.
НЕ выловишь, труда, без, рыбку, и , пруда, из.
Человеке, о, по, судят, труду.
Определите падеж имен существительных.

12. Остановка-Задание – тест Сейчас вы индивидуально опредите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в Предложном падеже. Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Заданий шесть

Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. привез на берег и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й

Молодцы, ребята, вы сами дали оценку своей работе.

12.Последняя остановка- Итог урока:
(Слайд 7)
Какие знания каждый из вас приобрел на этом уроке?
Ещё раз возвращаемся на карте Города слов, повторяем все признаки существительного.( На уроке мы повторили о том)


Дом. задание: с.96 у.109
Заголовок 115