Урок по окружающему миру на тему Великая война и Великая Победа
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе
Великая война и Великая Победа
Цели: продолжать формирование представлений о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитывать патриотизм.
Оборудование: слайды, рисунки, репродукции картин с изображением событий Великой Отечественной войны.
Ход урока
Оргмомент, сообщение темы и целей урока
- Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Солдат» и подумайте о чем пойдет речь на уроке.
Его бомбили – он лежал.
К нему летел снаряд.
В него стреляли – он бежал
Вперед, а не назад.
«Чем дальше я пройду вперед,-
Мечтал солдатик мой,-
Тем больше хлеба в этот год
Засеем мы весной.
Чем больше немцев уложу,-
Смекал он на ходу,-
Тем раньше путь освобожу,
Скорей домой приду!
При немцах на моей земле
Мне не бывать в родном селе»
И беззаветно потому
Солдат мой воевал,
И было некогда ему,
И он ночей не спал.
- Чему посвящено стихотворение С.Михалкова? Сформулируйте тему урока.
- Тема урока: «Великая война и Великая Победа»
Проверка домашнего задания.
- В течение недели вы читали книги о войне, проводили исследование – выясняли, какой след война оставила в семье каждого из вас, кто из ваших родных и близких был свидетелем войны. Расскажите об этом.
Дети рассказывают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, узниках концлагерей, тружениках тыла..
Изучение нового материала.
Беседа.
- Мы много знаем о Великой Отечественной войне. Когда она началась? Сколько лет длилась эта война? Когда наш народ отмечает День Победы?
- Каких полководцев Великой Отечественной войны вы знаете? (показ слайдов)
- Назовите города-герои? (показ слайдов)
Слово учителя.
Сколько помнят себя люди – столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней.(Слайд 1) Но две войны занимают особое место в истории человечества – это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.(Слайд 2) Первая Мировая война продолжалась более четырёх лет (с 1.08.1914 г. по 11.11.1918г.). В ней участвовало 38 государств. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик и продавать свои товары. Весь мир в то время уже был поделён между крупнейшими государствами, поэтому Германия решила применить силу для достижения своих целей. Первая Мировая война закончилась поражением Германии. (Слайд 3)
Вот уже почти 2 года в мире бушевала Вторая Мировая война. Ранним утром в воскресенье 22июня 1941г.фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:190 дивизий,(до 5 млн. человек),свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,3 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной. Первыми приняли на себя удар пограничники и передовые части войск прикрытия. Отражая превосходящие силы врага, личный состав многих пограничных застав полностью погибли. Несмотря на героическое сопротивление красноармейцев Брестской крепости, Равы-Русской, Перемышля, Могилёва, военно-морской базы Лиепая, Таллинна, Моонзундских островов и полуострова Ханко не смогли сдержать наступление противника на всех основных направлениях. (Слайд 5)
Но уже в конце июля многие немецкие генералы поняли, что «БЛИЦКРИГ» (молниеносная война) провалился. По «Плану Барбаросса» немцы собирались уничтожить Красную Армию за 6-8 недель. Брестскую крепость планировали взять за 2-3 дня. Но организованные бои велись до 22июля. Отдельные солдаты, укрывшиеся в казематах, стреляли в спины немцам ещё несколько месяцев. (Слайд 6)Бои велись от Баренцева моря до Чёрного моря. В результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки ( к 10.07.1941г.) продвинулись в северо-западном направлении на 400-500 км, в западном – на 450-600 км, в юго-западном – на 300-350 км, захватили Латвию, Литву, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву.(Слайд 7)
23 июня была образована Ставка Главного Командования. 30 июня Государственный Комитет Обороны. С 8 августа – Ставка Верховного Главнокомандования – высший орган стратегического руководства Вооружёнными Силами. Председателем ГКО был назначен И.В.Сталин.(Слайд 8)
Стойкая оборона Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Смоленское сражение способствовало срыву гитлеровского плана молниеносной войны, но противник, умело маневрируя силами, продолжал наступление. (Слайд 9)Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». (Слайд 10-11)
В начале августа гитлеровцы предприняли новое наступление на Ленинград. Начали на Карельском перешейке 31июля, затем бои распространились между Ладожским и Онежским озёрами, 8августа немецкие войска начали боевые действия на кингисеппском направлении, а затем и в районе озера Ильмень. 8 сентября вражеские войска прорвались с юга через посёлок Мга к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Фашистские войска стояли на берегу Финского залива и далее по Неве до Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши. Связь с ним могла поддерживаться только по воздуху или через озеро.(Слайд 12-15)
Вражеские армии рвались к столице. Гитлер считал, что если удастся взять МОСКВУ – война закончится. Противник форсировал канал Москва-Волга и частично прорвался к Химкам. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Москву обороняла вся страна. 10 дивизий народного ополчения (добровольцы из тех, кто был освобождён от службы-пенсионеры, по болезни ) . Они были плохо вооружены, не хватало одежды. Сотни патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе. (Слайд 16)
28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Почти все они погибли. План гитлеровцев завершить войну до наступления зимы был сорван. Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.В ходе стратегической обороны наши Вооружённые силы нанесли врагу огромный урон. Сотни патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе. (Слайд 17)
Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск под Москвой положили начало коренному перелому в войне. (Слайд 18)
Более 200 дней шло сражение у Сталинграда, города на Волге. Здесь попали в окружение 22 вражеские дивизии. К 2 февраля 1943г. победа Красной Армии привела к коренному перелому в войне. После Сталинграда началось освобождение страны. 12 июля Советские войска, измотав врага, перешли в контрнаступление. (Слайд 19-20)
Мощный танковый удар готовился немцами около Курска. Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков. (Слайд 21)
То, что увидели советские войны и о чём вскоре узнал весь мир было чудовищно. 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец. (Слайд 23-26)
Концлагеря – страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними. Детский концлагерь. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта. (Слайд 27-29)
Красное знамя, водружённое 30апреля 1945г. разведчиками М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом, стало символом Победы. (Слайд 30)
Безоговорочная капитуляция. Она была подписана в ночь с 8 на 9 мая 1945г. От имени СССР акт подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Г. К. Жуков(Слайд 31-36)
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень. Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей, стариков. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. В результате фашистского нашествия наша страна потеряла более 26,6 млн. человек убитыми. 1 млн. наших воинов погибли, освобождая народы Европы и Азии от оккупантов. (Слайд 37)
Физкультминутка.
Работа по теме.
- Вспомните фильмы, посвященные Великой Отечественной войне.
- Не только фильмы, но и картины, плакаты, стихи и песни посвящены войне. Вспомните их (показ слайдов).
- Прочитайте материал учебника (с.142-145)
6. Закрепление изученного.
- А теперь проведем викторину. (Учащиеся получают карточки для самостоятельной работы)
Викторина по истории на тему: «Великая Отечественная Война»
Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.
Вставить пропущенные даты и цифру в текст.
Великая Отечественная война началась в году, а закончилась в . Году. Она продолжалась .. года.
Ответить на вопросы.
Как называется город, прославившийся обороной крепости?
Назовите фамилию майора – участника обороны крепости.
Написать сокращенные названия нашего государства в годы войны.
Союз Советских Социалистических Республик – это , или .
Сопоставить слово и его объяснение.
А) захват территории страны иностранным ЭВАКУАЦИЯ
государством;
б) вывоз из района военных действий людей, ТЫЛ
техники, оборудования, предприятий;
в) линия столкновения войск противников; ОККУПАЦИЯ
г) территория страны, находящаяся за
пределами военных действий. ФРОНТ
Соотнесите события и даты.
Октябрьская революция 1941
Гражданская война 1917
Образование СССР 1918
Великая Отечественная война 1922
Битва под Москвой. 1941 год.
Во время войны появились ордена А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Александра Невского, П.С.Нахимова. Напиши, кто эти люди.
Александр Невский - .
Михаил Кутузов - ..
Александр Суворов - .
Павел Нахимов - .
Вспомните фамилию летчика.
В ночь на 7 августа 1941 года фашистский бомбардировщик пытался прорваться к Москве. Навстречу фашистскому пирату вылетел наш летчик. На высоте 4 км Виктор . Принял решение идти на таран и винтом своего самолета отрубил хвост немецкому бомбардировщику.
Укажите, какие войны являлись Отечественными.
А) война с французами в 1812 году.
Б) война белых и красных в 1918 году.
В) война с немцами в 1941 году.
Выберите правильный ответ.
Гитлер планировал закончить войну с СССР за:
6 месяцев; 1 год; 4 года.
Вспомните фамилию.
В 1941 году командовал войсками, защищавшими подступы к Москве, .
О ком и о чем куплет этой песни?
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
Наша страна в годы войны. Падение Берлина.
Работа с датами.
Великая Отечественная война началась июня .. года, закончилась мая .. года. Она продолжалась года. Битва под Москвой произошла декабря .. года. Сталинградская битва произошла ноября . Года. Парад Победы в Москве на Красной площади состоялся июня года.
Укажите фамилию маршала Советского Союза, выдающегося полководца Великой Отечественной войны, командующего войсками в битве под Москвой, в наступлении на Берлин:
К.К.Рокосовский, Г.К.Жуков, И.С.Конев.
О каком событии Великой Отечественной войны повествуют эти строки?
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких смешных
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
ОТВЕТЫ
Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.
1941, 1945, 4.
Брест, Гаврилов.
СССр, или Советский Союз.
1) б; 2) г; 3) а; 4) в.
Октябрьская революция 1917
Гражданская война 1918
Образование СССР 1922
Великая Отечественная война 1941
Битва под Москвой. 1941 год.
Александр Невский – князь, разгромивший шведов и немецких рыцарей. М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армией в 1812 году. А.В.Суворов – русский полководец. П.С. Нахимов – адмирал, командовавший обороной Севастополя.
Талалихин.
а), в).
6 месяцев.
Г.К.Жуков.
Песня о 28 панфиловцах, о битве под Москвой.
Наша страна в годы войны. Падение Берлина.
22 июня 1941 года, 8-9 мая 1945 года, 4 года, 5-6 декабря 1941 года; 19 ноября 1942 года; 24 июня 1945 года.
Г.К.Жуков.
Блокада Ленинграда.
КРОССВОРД
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
По горизонтали:
1. Высший военный орден в годы Великой Отечественной Войны.
2. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.
3. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.
4. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.
5. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.
6. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо армию Паулюса (Сталинградская битва).
По вертикали:
Город, прославившийся обороной крепости.
Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.
Дом правительства в Германии.
Ответы на кроссворд
По горизонтали: Победа, Ленинград, Талалихин, Дорога, Тыл, Волга.
По вертикали: Брест, Партизаны, Рейхстаг.
Подведение итогов урока
Блиц-опрос
- Когда началась Вторая мировая война?
- Когда Германия напала на Советский Союз?
- Сколько городов получили звание «город-герой»? Назовите их.
- Почему война называется Великой Отечественной?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Когда Советская Армия перешла в наступление?
- Когда разгорелось сражение под Курском?
- Когда начался штурм Берлина?
- Кто им руководил?
- Какой день стал Днем Победы?
- Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?
Молодцы!
Домашнее задание
- Прочитать текст по учебнику, ответить на вопросы «Проверь себя», выполнить задания в рабочей тетради, нарисовать рисунок к школьному конкурсу «Дню Победы посвящается»
Индивидуальные задания разного уровня сложности:
Провести исследование «Ордена и медали Великой Отечественной»
Подготовить сообщение «Города-герои России».
Подготовить рассказ о детях – героях войны.
Викторина по истории на тему: «Великая Отечественная Война»
Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.
Вставить пропущенные даты и цифру в текст.
Великая Отечественная война началась в году, а закончилась в . году. Она продолжалась .. года.
Ответить на вопросы.
Как называется город, прославившийся обороной крепости?
Назовите фамилию майора – участника обороны крепости.
Написать сокращенные названия нашего государства в годы войны.
Союз Советских Социалистических Республик – это , или .
Сопоставить слово и его объяснение.
а) захват территории страны иностранным ЭВАКУАЦИЯ
государством;
б) вывоз из района военных действий людей, ТЫЛ
техники, оборудования, предприятий;
в) линия столкновения войск противников; ОККУПАЦИЯ
г) территория страны, находящаяся за
пределами военных действий. ФРОНТ
Соотнесите события и даты.
Октябрьская революция 1941
Гражданская война 1917
Образование СССР 1918
Великая Отечественная война 1922
Битва под Москвой. 1941 год.
Во время войны появились ордена А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Александра Невского, П.С.Нахимова. Напиши, кто эти люди.
Александр Невский - .
Михаил Кутузов - ..
Александр Суворов - .
Павел Нахимов - .
Вспомните фамилию летчика.
В ночь на 7 августа 1941 года фашистский бомбардировщик пытался прорваться к Москве. Навстречу фашистскому пирату вылетел наш летчик. На высоте 4 км Виктор . Принял решение идти на таран и винтом своего самолета отрубил хвост немецкому бомбардировщику.
Укажите, какие войны являлись Отечественными.
а) война с французами в 1812 году.
б) война белых и красных в 1918 году.
в) война с немцами в 1941 году.
Выберите правильный ответ.
Гитлер планировал закончить войну с СССР за:
6 месяцев; 1 год; 4 года.
Вспомните фамилию.
В 1941 году командовал войсками, защищавшими подступы к Москве, .
О ком и о чем куплет этой песни?
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.
Наша страна в годы войны. Падение Берлина.
Работа с датами.
Великая Отечественная война началась июня .. года, закончилась мая .. года. Она продолжалась года. Битва под Москвой произошла декабря .. года. Сталинградская битва произошла ноября . года. Парад Победы в Москве на Красной площади состоялся июня года.
Укажите фамилию маршала Советского Союза, выдающегося полководца Великой Отечественной войны, командующего войсками в битве под Москвой, в наступлении на Берлин:
К.К.Рокосовский, Г.К.Жуков, И.С.Конев.
О каком событии Великой Отечественной войны повествуют эти строки?
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких смешных
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
ОТВЕТЫ
Брестская крепость. Начало войны 1941 – 1945 годов.
1941, 1945, 4.
Брест, Гаврилов.
СССр, или Советский Союз.
1) б; 2) г; 3) а; 4) в.
Октябрьская революция 1917
Гражданская война 1918
Образование СССР 1922
Великая Отечественная война 1941
Битва под Москвой. 1941 год.
Александр Невский – князь, разгромивший шведов и немецких рыцарей. М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армией в 1812 году. А.В.Суворов – русский полководец. П.С. Нахимов – адмирал, командовавший обороной Севастополя.
Талалихин.
а), в).
6 месяцев.
Г.К.Жуков.
Песня о 28 панфиловцах, о битве под Москвой.
Наша страна в годы войны. Падение Берлина.
22 июня 1941 года, 8-9 мая 1945 года, 4 года, 5-6 декабря 1941 года; 19 ноября 1942 года; 24 июня 1945 года.
Г.К.Жуков.
Блокада Ленинграда.
Кроссворд
По горизонтали: Победа, Ленинград, Талалихин, Дорога, Тыл, Волга.
По вертикали: Брест, Партизаны, Рейхстаг.
КРОССВОРД
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
По горизонтали:
1. Высший военный орден в годы Великой Отечественной Войны.
2. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.
3. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.
4. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.
5. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.
6. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо армию Паулюса (Сталинградская битва).
По вертикали:
Город, прославившийся обороной крепости.
Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.
Дом правительства в Германии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вторая мировая война – самое страшное испытание, которое выпало на долю народа.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР (Советский Союз). Немецкие армии двигались в трех главных направлениях: северном (на Ленинград), центральном (на Москву), южном (на Украину и Кавказ).
Первый удар приняла Брестская крепость, враг стремительно продвигался вглубь страны. В сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. В окруженном городе осталось около двух миллионов человек. Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не поступало. В декабре 1941 года защитники города получали по 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей. В домах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.
Вражеские армии рвались к столице. На отдельных участках они совсем близко подошли к Москве. Защитники города стояли насмерть. Солдаты дивизии генерала И.В.Панфилова 17 дней сдерживали натиск фашистских танков. В декабре 1941 года враг был отброшен от Москвы.
Более 200 дней шло сражение у Сталинграда, города на Волге. Здесь попали в окружение 22 вражеские дивизии.
Мощный танковый удар готовился немцами около Курска. Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков.
Трудным был путь к победе, тяжелой ценой она досталась народу. Наверное, не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Все для фронта, все для победы».
Долгих четыре года длилась эта война, которая стоила советскому народу более 25 миллионов жизней.
9 мая 1945 года было объявлено о полном поражении Германии и об окончании войны. С тех пор прошло много лет. Но война осталась в памяти людей, и ее нельзя забывать. Об этом нам постоянно напоминают памятники и монументы, братские могилы воинов, которые есть в каждом городе и селе нашей страны, фотографии наших прабабушек и прадедушек.
Аннотация
Урок окружающего мира по теме "Великая победа, давшая право на жизнь", на котором у обучающихся сформируются общие представления о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, войне в родном крае, участии жителей родного поселка. Ученики изучат новую для них тему, продемонстрируют умения работать самостоятельно, извлекать информацию из разных источников, применять на уроках и анализировать её, использовать разные приемы работы, высказывать мысли в устной форме, работать в группе (умение слышать и слушать друг друга).
Задача урока: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину основных моментов ВОВ.
Цели:
формирование знаний о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
способствовать развитию личностно-смыслового отношения к войне, создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной культуры;
воспитывать интерес к истории своего Отечества, малой родине, чувство патриотизма;
Совершенствование умений работать с дополнительной литературой.
Оборудование:
видеофильмы,
карта,
раздаточный материал
Формы деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности: самостоятельная работа, элементы творчества, игровые моменты.
Методы и приемы
обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метапредметные связи,
взаимообучение, ситуация успеха, контроль и самоконтроль
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.
- Год 1941... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
(фото выпускной, первые минуты войны)
- Июнь... Клонится к вечеру закат, И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя.
22 июня 1941 года во всех школах страны проходили выпускные вечера. Девушки в белых платьях, бережно поддерживаемые юношами, кружились в вальсе.
ВАЛЬС.
Жизнь текла спокойно
Беды никто не ждал,
Выпускники достойно
Свой продолжали балл.
Июньским утром рано
Услышала страна
Страшное известие: «Объявлена война». (видеофрагмент)
- Именно эти слова услышали мирные жители по радио. Днём, 22 июня, юноши и девушки собрались у военкомата. Каждый рвался на фронт бить немецких захватчиков. Считали, что война будет быстрой, примерно2-3 месяца. Поэтому каждый хотел успеть повоевать.
Звучит песня « Священная война» (продолжение видеофрагмента)
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала,
Казалось – кто знал,
Что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
К моменту вторжения на территорию нашей страны Германию уже завоевала 11 ведущих стран Европы, и теперь пришло время решить основную задачу, которую Адольф Гитлер решил предельно просто – захватить варварским путем одну из самых могучих держав мира – нашу страну. Вместо договора 1939 года о ненападении между Германией и Советским Союзом - план Барбаросса, предусматривающий молниеносный разгром Красной Армии. В 4 часа утра 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Началась самая жестокая, самая кровавая война в истории нашей Родины. Она продлится 1418 дней, и унесет более 20 миллионов человеческих жизней.
- Ребята, мы с вами в рамах месячника патриотического воспитания, очень много говорили о войне. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне.
Задание № 1
- Возьмите листы красного цвета, и галочкой отметьте, что вы знаете о Великой Отечественной войне.
В 1939 году началась Вторая мировая война.
План взятия Советского Союза немцы называли “Барбаросса”.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз.
Командовать войсками был назначен Георгий Константинович Жуков.
Сталинградская битва [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Почти 900 дней продолжалась блокада Ленинграда
Пятьдесят дней продолжалась Курская битва.
5 августа 1943 год освобождение Белгорода
7 августа 1943 года освобождение Борисовки
9 мая 1945 года Днем Победы.
- Что осталось неотмеченным? Молодцы!
Задание № 2
ВОВ не обошла не одну семью, не одно даже маленькое село. Война пришла в каждый дом, во все семьи страны, в том числе и семьи жителей нашего поселка.
Группам было дано задание: собрать информацию о людях, совершивших значимые подвиги времен ВОВ, в том числе, и в нашей Борисовке.
- Первая группа собирала информацию о человеке, в честь которого названа наша школа. Кто это?
- Вторая группа нам расскажет о своем прадеде, участнике ВОВ.
- Ребята, а что же вы знаете об участии нашего села в ВОВ?
- Четвертая группа исследовала жизненный путь главнокомандующего Советской армией Георгия Константиновича Жукова
Георгий Константинович Жуков родился 1896 года. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. На войне с самого ее начала – с 1939 года. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск. С августа 1942 заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 принял капитуляцию фашистской Германии. Задание № 3 Неслучайные даты
- Ребята, возьмите листики зеленого цвета, перед вами даты.
Подумайте, и определите, о чем они говорят? Какие события произошли в этот день и год? Соедините стрелками.
22 июня 1941г. - нападение Германии на СССР17 июля 1942 2 февраля 1943 - Сталинградская битва
5 июля по 23 августа 1943 года – Курская битва5 августа 1943 год освобождение Белгорода
7 августа 1943 года освобождение Борисовки
27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда
9 мая 1945г. - День победы
Задание № 4
- На голубых листочках заметки о переломных битвах с врагом. Вы читаете текст, определяете, к какому сражению относится данная заметка. Кратко рассказывают друг другу о роли сражения.
1-я группа – Сталинградская битва
Ни одно из сражений минувшего столетия не сравнится с битвой под _________. В исторических исследованиях начало сражения относят к июлю 1942 года, когда гитлеровские войска вышли к Дону. Кульминацией событий является зимнее наступление советских войск, которое закончилось в 2 февраля 1943-го разгромом немецкой армии. В промежутке между этими двумя датами – борьба с предельным напряжением сил, ресурсов, огромными потерями.
___________ имел важное военно-стратегическое значение, это крупный транспортный узел, центр военной промышленности. Взятие города, носящего имя Сталина имело громадное значение как для СССР, так и для гитлеровской Германии.
23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке __________________. За один день противник совершил более 2000 вылетов самолетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. В морозном феврале 1943-го была принята капитуляция фашистских войск во главе с самим фельдмаршалом Паульсом. Это был первый случай, когда немецкий полководец такого ранга сдал в плен почти триста тысяч человек. Сам Гитлер признавал, что после _________ о победе Германии в войне путем наступления можно не вспоминать.
2-я группа – Курская битва
___________ битва одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 19411945 гг., в которой Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках.
В 50-дневной ___________ битве было разгромлено до 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых.
12 июля на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. Это поле стало третьим ратным полем России.
Поражение на _________ дуге стало для Германии катастрофой. Германия летом 1943 г. оказалась в той же ситуации, что и СССР в 1941 г., в ходе одного сражения потеряла основную часть армии. Лишившись сразу всей армии, Германия перешла к обороне, а территория большей части СССР была сравнительно быстро освобождена Советской армией уже к концу 1943 г.
Победа в _________________ битве завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.
3-я группа – Блокада Ленинграда
Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город ______________ оказался окружен немцами. Гитлер сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город.
Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки.
От голода во время __________ погибли 642 тыс. человек.
24 января 1944 г. было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята _________________.
В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
4-я группа – битва за Борисовку
Задание №5
- У вас на столах лежат по три иллюстраций, отражающих суть периодов ВОВ. Соотнесите данные иллюстрации с событиями. Объясните, что изображено на иллюстрации, и по каким действиям вы определили принадлежность именно к этому периоду войны.
Блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва.
Задание №6
- Вам необходимо правильно соотнести понятия.
А.М. Рудой Герой Советского Союза. Родился в п. Борисовка
Г. К. Жуков Маршал Советского Союза
Дорога жизни транспортная магистраль через Ладожское озеро
Капитуляция прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых
сил одного из воюющих государств.
блокада окружение войск противника
Третье ратное поле Прохоровское поле (Курская битва)
Задание № 7 Великие полководцы
- Ребята, а вы знаете, что свои героев надо знать в лицо. Вот и мы с вами сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете тех, кто подарил нам мирную жизнь.
- И.В.Сталин; маршал Г.К.Жуков, А.М. Рудой, Ушаков.
Творческая работа.
- В нашем поселке есть памятник воинам, павшим в бою - Вечный Огонь.
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Изготовление Вечного огня
- На ваших столах лежат листики красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье,
Помните!
Итог урока.
– Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей.
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
9 Мая - великая дата!
Кто знает, что было б тогда
В сорок пятом.
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли великой Победы!
Домашнее задание.
- Перед наступлением обычно наступало затишье, кто-то в землянке, в окопе, но всем не до сна, вспоминали о родных.
-Как они там? Ждут ли от меня весточку?
Дома попробуйте написать письмо с фронта.
Подумайте, к кому обращались солдаты? О чём писали? Представьте себя на месте тех солдат.
Письма во время войны складывались треугольником (показать)