Система подготовки учащихся К Единому Государственному экзамену по русскому языку


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени И.Я.Нелюбина с. Ильино-Поляна муниципального района
Благовещенский район
Отчёт по теме
самообразования
«Система подготовки учащихся
К Единому Государственному экзамену
по русскому языку»
Учитель Осколкова Т.М.
2012 год
Единый государственный экзамен по русскому языку – один из двух обязательных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных учреждений РФ, а его результаты принимаются практически во все государственные учреждение высшего и среднего профессионального образования страны. В экзаменационной работе проверяется:
1.Освоение выпускником системы знаний о языке и его устройстве;
2.Владение основными нормами русского литературного языка; умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
3. Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
4. Владение выпускником необходимым уровнем речевой деятельности, достаточным словарным запасом и знанием грамматического строя русского языка, обеспечивающими свободное владение языком в разных условиях общения.
Противники ЕГЭ утверждают, что уровень подготовки выпускников по русскому языку можно определить с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения и т.д., а ЕГЭ сводится лишь к банальному тестированию. Однако так могут говорить только те, кто не совсем знаком с заданиями ЕГЭ.
Традиционной для отечественной школы является идея построения курса русского языка с опорой на речевое, языковое духовное развитие учащихся: «Постоянное развитие дара слова и законов оного должно быть вместе и раскрытие всех нравственных сил учащегося: ибо родной язык есть неистощимая сокровищница всего бытия человеческого» (Ф.И.Буслаев). Эта идея с определёнными модификациями воспроизводилась и развивалась всеми, кто занимался проблемами преподавания русского языка. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности и отражена в материалах единого государственного экзамена по русскому языку.
Широкая общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг введения единого государственного экзамена, не могла не затронуть проблему его влияния на качество образования. Следует отметить, что именно эта тема в ходе дискуссии вышла на первое место. Педагогической общественностью отмечено положительное влияние единого государственного экзамена по русскому языку на процесс преподавания предмета. Перечислим основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ.
- В практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении.
- В школе осуществляется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Такой переход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от суммы знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов мышления, практической деятельности.
- Усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса. В связи с введением единого государственного экзамена на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Необходимо последовательно отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой. В процессе подготовке к единому государственному экзамену идёт целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных высказываний.
- Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах. В последнее время наметились основные подходы к дифференцированному обучению.
- Благодаря проведению единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.
- В ходе проведения ЕГЭ были выработаны единые подходы к проверке ученических работ в школе и вузе. Экзамен по русскому языку дал новые возможности для оценивания творческой работы учащихся. Вместо обобщённой характеристики: «…Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм», - используется такая система оценивания, которая позволяет оценить не сочинение в целом, а конкретные навыки и умения.
- При подобном подходе в центре процесса обучения оказываются интересы ученика, создаются условия для раскрытия его творческого потенциала, учитывается личный и читательский опыт, что, несомненно, нацелено на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.
Выпускников волнуют различные вопросы, и чем ближе экзамен, тем вопросов становится больше. Какие сложности ждут их при сдаче данного экзамена? На какой базе составлялись контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку? По каким пособиям лучше готовиться к сдаче единого государственного экзамена? Ряд вопросов можно продолжать и продолжать. Работая с выпускными классами, я стараюсь убедить учащихся в том, что им всё по силам. Что касается сложностей, то они ожидают исключительно тех выпускников, кто не освоил школьную программу по предмету. Совсем не важно, по каким учебникам при этом вы работали в течении одиннадцати лет: получены хорошие знания по предмету (и это касается не только русского языка) – экзамены будут сданы успешно, а если нет…
Поэтому каждый мой урок русского языка, начиная практически с пятого класса, является очередной, пусть маленькой, но ступенькой на пути к успешной сдаче экзамена. Уже пятиклассников я настраиваю на то, что, допустим, тема «Правописание букв О-Ё после шипящих в корнях существительных» встретится им на экзамене в одиннадцатом классе. Больше внимания в последнее время, в связи с введением ЕГЭ, я уделяю таким заданиям: выписать из предложения все слова с приставками, найти слова с указанной орфограммой, расставить ударения в словах, найти ошибку в предложении (речевую, грамматическую, стилистическую и др.), записать предложение в исправленном виде.
Много времени на уроке уделяю работе с текстом. Учимся выделять тему текста, его главную мысль, определять тип и стиль текста. Повторяем основные отличительные признаки каждого стиля, подбираем примеры на каждый стиль. На уроках родного языка работаем с художественными средствами выразительности, учимся находить в тексте тропы и фигуры.
         Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений широкомасштабного эксперимента по модернизации структуры и содержания российского образования, поэтому целью занятий по русскому языку в 10-11 классах становится обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.        Я, начиная работу в классе, на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы выявляются группы учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две-три группы (1 группа – учащиеся, способные получить «5», 2 группа – учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа – слабые учащиеся). Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена.
 На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами они могут воспользоваться.
Практически на каждом уроке в 5-11 классах предусматриваю выполнение одного-двух заданий в формате ЕГЭ. Эту работу веду систематически на протяжении всего учебного года. В результате такой организации работы ученики осознают практическую значимость каждого урока, каждой темы, видят цель своей учёбы.
  Контакт с родителями учащихся, проходящих итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ, крайне важен. На первой неделе сентября проводится родительское собрание в 10 классе, куда приглашается учитель-предметник, который знакомит родителей с процедурой экзамена, требованиями к выпускникам 11-х классов, системой подготовки к ЕГЭ. Рассказывает, какими материалами может воспользоваться школьник при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.
 Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим школа должна накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.
     В методическую копилку учителя русского языка входят демоверсии ЕГЭ за все годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, присылаемые в образовательное учреждение, разработанные учителями школы тестовые задания по всем темам курса «Русский язык», тестовые задания по русскому языку, разработанные Лабораторией аттестационных технологий (ЛАТ). Школа продолжает расширять базу тестовых заданий школьного курса «Русский язык». Кроме того, полезно обучать учащихся самих составлять тестирование по отдельным темам школьного курса, начиная с 5 класса.
     Выпускники не должны чувствовать недостаток информации об итоговой аттестации в форме ЕГЭ, с этой целью в школе в кабинетах русского языка на специальном стенде размещена вся необходимая учащимся информация.
    Я считаю, что учителя школы в связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, должны регулярно повышать уровень своего педагогического мастерства (внеплановые курсы повышения квалификации по ЕГЭ, обучение в качестве экспертов ЕГЭ).
     Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде словарных и контрольных  диктантов, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два месяца тестирования по образцу ЕГЭ.
     Учителя-предметники должны регулярно отслеживать результаты работы в выпускных класса, осуществлять обмен опытом, оперативно обмениваться информацией с совещаний, семинаров, круглых столов, с этой целью раз в месяц проводятся заседания методического объединения учителей русского языка школы.
     Немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки, поэтому следует принимать активное участие в олимпиадах, предметных месяцах, интеллектуальных конкурсах и т.д.
     Крайне эффективной становится работа накануне экзамена, если выстроить ее следующим образом: в преддверии экзамена проводить ежедневные консультации в течение 5-7 дней по 1-1,5 часу, где выпускники смогут получить последние наставления, советы, прояснить те вопросы, которые представляют наибольшую трудность. На протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ, особенно в течение 2 недель перед экзаменом, приобретает большое значение работа психолога школы, который должен помочь учащимся и их родителям избежать стрессовых ситуаций.
    Опыт 5 лет работы в этом направлении позволяет сделать вывод: работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.