«Система подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену по физике»


Буланова Ольга Алексеевна
учитель физики
МБОУ Углегорской СОШ
Система подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по физике.
Содержание.
Введение.
Особенности преподавания физики в старшей школе.
Основные этапы деятельности в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ.
Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к ЕГЭ с помощью информационных технологий
5.Заключение.
1.Введение
Технология подготовки к ЕГЭ по физике – система деятельности, направленная на успешную подготовку учащихся к ЕГЭ.
Подготовку начинаю еще в основной школе с 7 класса. С целью ориентации учащихся на успешную сдачу экзамена в процессе преподавания курса физики и проведения тематического контроля знаний целенаправленно на уроках и дома предлагаю задания, отражающие разные виды деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики.
Регулярно использую тестовые задания, в частности, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей. Большое внимание уделяю решению расчетных задач с записью условия и решения задачи в соответствии с требованиями к их оформлению.
Контрольные работы, начиная с 7-го класса, провожу с включением в них заданий с использованием видов деятельности, которые проверяются на Едином Государственном Экзамене. В старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.
2.Особенности преподавания физики в старшей школе.
Изучение физики в 10 – 11 классах строю с учетом того, что курс основной школы является замкнутым, и, следовательно, ее выпускники имеют представление о большом числе понятий, физических величин и законов, изучаемых на старшей ступени.
Это позволяет уделить больше внимания обобщающему повторению, систематизации знаний, алгоритмизации решения задач, решению комбинированных задач. В начале изучения каждой из тем в 10-11 классах выявляю степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть отражены в основной школе. После изучения каждого раздела организую обобщающее повторение.
Не забываю и о тех вопросах курса физики основной школы, которые, являясь частью тематических разделов курса средней школы, как правило, не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В рамках обобщающего повторения в конце 11 класса предусматриваю повторение следующих элементов из курса основной школы: «Давление твердых тел», «Гидростатическое и атмосферное давление», «Закон Архимеда и условия плавания тел», «Простые механизмы».
   
 3. Основные этапы деятельности в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ.
1. Диагностический – на этом этапе провожу анализ результатов ЕГЭ предыдущего года и результатов поступления в ВУЗы, контрольных срезов по физике в 10 и 11 классах, выявляю степень информированности обучающихся о ЕГЭ по физике.
Выявляю пробелы в знаниях и умениях учащихся на основе:
-  анализа устных ответов учащихся на занятиях,
-  проведения самостоятельных, проверочных, контрольных работ,
- наблюдения за учащимися на консультациях, зачетах.
      В итоге отмечаю знания и умения ученика на различных этапах учебного процесса. Систематический учет позволяет отслеживать динамику развития учебных навыков и планировать необходимую работу по устранению пробелов в знаниях и умениях для каждого учащегося. С этими данными знакомлю учащихся, чтобы каждый мог видеть свое положение дел и отмечать свое продвижение вперед, делая акцент при этом на успехах, а не пробелах и неудачах. Такой подход позволяет создать атмосферу успешности для учащихся, столь важную в работе. Видя свои успехи, а не промахи и неудачи, у них появляется больший стимул для дальнейшего продвижения вперед в деле устранения пробелов и овладения новыми учебными навыками.
     Многие выпускники, выбравшие ЕГЭ по физике и считающие себя достаточно подготовленными по этому предмету, в действительности владеют им на базовом, т.е. минимальном уровне.
       Обучение учащихся с низким уровнем подготовки осложняется необходимостью поддержания их познавательной активности. Чтобы довести этих учащихся до уровня усвоения курса физики, использую индивидуальный подход.
 
 2. Организационный - происходит изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ: требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике, кодификатора ЕГЭ по физике, спецификации ЕГЭ по физике, демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ по физике; составление тематического плана консультаций, определение оптимальных форм и методов работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Знакомясь с материалами ЕГЭ, школьники, да и педагоги пропускают, как правило, «нормативную» часть, переходя сразу же к демонстрационному варианту. Однако для выработки правильной стратегии подготовки и сдачи экзамена считаю целесообразным проанализировать именно первую часть предлагаемых материалов. Учителю нужно чётко представлять себе основные подходы к проверке знаний и умений выпускников, принятых в ЕГЭ по физике.В основе любой проверки лежат требования к содержанию образования и уровню его усвоения: именно на их основе учитель планирует результаты изучения той или иной темы, раздела или курса. Современные тенденции, отражённые, в частности, в требованиях Министерства образования и науки РФ к Федеральному компоненту стандарта образования, предполагают выделить три основных направления (или, скорее, три оси, задающие три координаты для каждого конкретного требования). Это:• элементы содержания образования (или кодификатор), перечень которых представляет собой «Обязательный минимум содержания образования»;• перечень видов деятельности, на формирование которых в основном направлено изучение предмета;• уровни усвоения содержания образования.Эти координаты и представляют собой спецификацию содержания образования, которая используется для создания контрольно-измерительных материалов единого экзамена.3. Практический - организация тематического и обобщающего повторения; -   отработка практических умений и навыков решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных;-  формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком экспериментальной установки;
-дифференцированная работа с обучающимися,
-пробные экзамены по физике в 11 классе,
- индивидуальные консультации.
- дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ.
-пробные экзамены по физике в 11 классе,
4.Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к ЕГЭ с помощью информационных технологий.
Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к созданию условий для реализации личностно-ориентированного обучения, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.            Чтобы получить максимальный результат, к единому государственному экзамену нужно серьезно готовиться. И не малую роль в такой подготовке играет самостоятельная подготовка учащихся при грамотно организованной учителем деятельности, используя при этом новейшие технологии и специально разработанные методики.  Поэтому возникает вопрос, как правильно организовать самостоятельную работу учащегося при подготовке к ЕГЭ?  На помощь придет подготовка к ЕГЭ через Интернет и использование ЦОР, ЭОР.            Что такое ЦОР?ЦОР- цифровые образовательные ресурсы.            Почти половина учащихся 9—11 классов имеют дома персональные компьютеры с выходом в Интернет. Учащиеся  имеют возможность скопировать образовательный ресурс у учителя или приобретают его самостоятельно с помощью родителей. Таким образом, они могут индивидуально (дома или в кабинете информатики школы) заниматься по тем ЦОР, которые используются в образовательном процессе. Кроме ЦОР учащиеся могут взять у учителя электронные варианты тестов ЕГЭ прошлых лет, варианты тематических тестов, методические пособия для самостоятельной работы при подготовке к  экзаменам. Обмен подобной информацией между учащимися и учителем становится взаимным. Учащиеся находят интересующую их информацию в  Интернете, советуются с учителем о возможности использования электронных материалов для обучения.            Целесообразно использовать ЦОРы при изучении темы, для закрепления и проверки знаний в виде тестов, ведь с некоторыми ресурсами ученики могут работать самостоятельно, изучая, повторяя, закрепляя (столько и в таком темпе, режиме, какой требуется именно для этого, конкретного ученика). Использование флеш-тестов и тренажеров помогает обучающемуся получить не только новые знания, но и формирует процесс получения новых умений и навыков работы, в частности навыки по самообразованию, помогает анализировать, делать выводы и обосновывать своё мнение, стимулируют стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению.            ЭОР- электронные образовательные ресурсы.Информационные (электронные) образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:-Электронные средства обучения (электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, программы тестирования)  -Информационные ресурсы Интернета (электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным подготовке к экзаменам, консультации специалистов в определенной области и т.д.            Примеры российских образовательных порталов: «Российское образование», «Грамота.Ру», « Официальный информационный портал ЕГЭ».            Портал «Российское образование» является составной частью федерального образовательного портала и содержит информацию, структурированную по различным дисциплинам (точные, естественные, гуманитарные науки), по форматам информационных ресурсов (периодические издания, электронные библиотеки, сайты вузов) и др. Также представлены бесплатные online-тесты по предметам.Официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/. На портале есть возможность потренироваться не только в решении заданий, но и оформлении ответов на бланках ЕГЭ, которые представлены в соответствующем разделе. Ведь правильно решенное задание нужно еще и правильно оформить, поскольку для корректной компьютерной обработки бланков нужен читаемый текст.                        Могу посоветовать учащимся Интернет-курсы, обучение в Online-школе http://fizikaonline.ru/ .  Получив регистрационные данные (логин и пароль), учащиеся смогут в любое удобное время заходить на Учебный сервер, где размещены:теоретические материалы к каждому типу заданий;разбор каждого типа заданий;задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);электронный тренажер;контрольное тестирование;рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА;учебный сервер позволит консультироваться с преподавателем в Online режиме.При необходимости между занятиями можно срочно связаться с преподавателем через Sкype, чтобы разобраться в сложной теме или решить задачу. Занятия могут проходить  дистанционно.            Для организации самостоятельной работы учащихся по подготовке к экзаменам могу посоветовать использовать образовательный портал «Школьный клуб», который содержит в полном объёме готовые уроки и энциклопедические статьи из контента «КМ-Школа» и доступен школьникам в круглосуточном режиме. После знакомства с демонстрационными вариантами ЕГЭ по предмету (представленными Федеральным институтом педагогических измерений), получив представление о структуре будущих КИМов, их форме, уровне сложности, можно организовать систематическую подготовительную работу, используя тестовые задания, учебные и справочные материалы Базы Знаний. Cамостоятельная подготовка ученика к сдаче экзамена не сводится к зазубриванию правильных ответов, а направлена на кропотливую работу по предмету, поиск и нахождение ответов на поставленные вопросы, расширение и систематизацию имеющихся знаний по сдаваемому предмету. Прочные знания, полученные в ходе подготовки и самоподготовки, позволят учащемуся на экзамене быстро сориентироваться в предложенных вопросах и качественно выполнить задания единого государственного экзамена. Общую информацию о ЕГЭ, новости, пособия для подготовки, контрольно-измерительные материалы, демоверсии, методические письма и многое другое можно найти на официальных сайтах:
http://www.ege.edu.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
http://www.moeobrazovanie.ru/shpargalka_ege_2012_fizika - образовательный центр «Университетские стандарты»
Научно-образовательный портал «поступаю.рф»
5. Заключение.
   На учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.  Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ  во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс  подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.