Мероприятие по краеведению Великая Отечественная война — величайшая веха в истории нашего народа
Разработка урока по истории
в 9 классе на тему:
«Великая Отечественная война
величайшая веха в истории нашего народа»
Тема урока: «Великая Отечественная война величайшая веха в истории нашего народа».
Урок – экскурсия.
Цель: 1. Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом.
2.Выявить вклад в победу Республики Башкортостан и Стерлитамакского совхоза.
3.Воспитать у учащихся гордость за нашу родину, за свой народ, внесший решающий вклад в достижение победы.
4. Развивать умения прослеживать причинно – следственные связи, опираясь на источники и документы по теме Великая Отечественная война, делать анализ и сравнение, излагать свою точку зрения.
Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами лабораторной работы.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945», документы, магнитофон, компьютер с диском «Великая Отечественная война».
Урок – музей проводится в музее «Боевой и трудовой славы СОШ с.Октябрьское».
Ход урока:
I этап. Организационный.
II этап. Повторение пройденного материала.
Зачитывается под музыку четверостишие:
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
1944 А. Твардовский.
Вводное слово учителя .
Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти народов. Но некоторые из них не тускнеют от неумолимого бега времени, более того – их значение только возрастает, что объясняется величием и определяющей ролью этих событий в мировой истории. К ним, безусловно, относится победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
В борьбе с фашизмом и милитаризмом в 1945 году в разной степени принимали участие многие государства и народы. В зарубежной исторической литературе всегда было и остается стремление принизить вклад Советского Союза в достижение победы. В настоящее время и в отечественной историографии появились желающие пересмотреть эту проблему. В связи с этим возникает вопрос – не украдут ли нашу победу? Опасения есть. Поэтому целью урока является доказать что Великая отечественная война является величайшей вехой в истории нашего народа.
На предыдущих уроках мы с вами изучали тему посвященную Второй мировой войне и Великой Отечественной войне. Сегодня мы с вами при повторении причин Второй Мировой и Великой Отечественной войны, основных событий войны, изучении вклада в победу Башкортостана, Стерлитамакского района, Стерлитамакского совхоза, должны выявить, что именно Великая Отечественная война стала величайшей вехой в истории нашего народа. (3 мин.)
По первому пункту групповая работа с документами.
Задание: выяснить причины и характер Второй Мировой и Великой Отечественной войн.
1 группа : документ № 1. Из выступления А. Гитлера по радио, 22 июня 1941 года.
2 группа: документ №2. Из выступления У. Черчилля по радио, 22 июня 1941 года.
3 группа: документ № 3. Из выступления И.В. Сталина по радио, 3 июля 1941 года.
Итоги. Мы выявили причины: 1. Пришедший к власти в Германии фашизм, ставший основной агрессивной силой и главным виновником развязывания войны.
2.Противоречия между социализмом и капитализмом и возникшей на этой основе антикоммунизм как ведущая тенденция в политике капиталистических государств.
3. Политические и экономические противоречия и борьба между ведущими державами за гегемонию в Европе и передел мира.
Характер войны: на основе документа № 1 выявлено, что развязал войну самый агрессивный отряд мирового империализма – германский фашизм. Германия, Япония и Италия преследовали в этой войне грабительские цели. Поэтому война со стороны этих государств носила империалистический характер.
Со стороны СССР война стала освободительная, отечественная, великая, кровопролитная, продолжительная, справедливая. (5 минут)
Учитель: На втором этапе нашей работы вспомним основные этапы Великой Отечественной войны.
2 пункт.Задание хронистам: работа с перфокартами по 1 периоду Великой Отечественной войны. Дать полную характеристику периоду.
Задание картографам: изучить карты – схемы «Битва на Курской дуге», «разгром немецких войск под Сталинградом», соотнести с контурной картой и дать полную характеристику 2 периоду Великой Отечественной войны.
Задание аналитикам: просмотреть диск «Снятие блокады Ленинграда», «Корсунь - Шевченковскую операцию» записать основные понятия и дать полную характеристику 3 периоду Вов. (5 мин.)
Итоги: Какой же вклад внес в победу Советский Союз?
Советский Союз являлся самым активным и последовательным противником фашистского и милитаристского блока;
Советско – германский фронт в течение всей войны оставался главным фронтом;
Основные силы фашистской Германии были на восточном фронте. До начала 1944 года на советско – германском фронте действовали от 153 до 201 дивизии противника. Против американских и английских войск в это время вели бои от 2 до 19, 5 немецких дивизий;
Перед завершающей кампанией 1945 года советским войскам противостояли 179 немецких и 16.5 венгерских дивизий, а против американо – английских войск – 107 немецких дивизий;
После открытия второго фронта напряженные боевые действия по прежнему велись на советско – германском фронте. Отборные дивизии Германии оставались на восточном фронте;
Коренной перелом во Второй мировой войне обеспечили советские войска: на советско – германском фронте противник потерял 75 % танков и штурмовых орудий, 75 % авиации, 74 % артилеррии;
Германия во Второй мировой войне потеряла 13 млн. 600 тыс. человек. Из них 10 млн. – в ходе боевых действий против СССР. (2 мин)
Перед началом работы по пункту 3 мы с вами сделаем физкультминутку.(2 мин.)
Слово учителя: Само явление – победа в Великой Отечественной войне – знаковое, необычное и огромное по своей сути. Несомненно, это величайшее и закономерное достижение нашего народа. Кроме того, победа – это гигантский успех всех народов, в том числе регионов и субъектов Советского Союза.
3 пункт. Послушайте сообщение о вкладе в победу Башкортостана.(4 мин)
Выводы: приведенные показатели и сведения говорят о том, что достижения нефтяной промышленности, машиностроения и сельского хозяйства имели стратегическое значение. Они демонстрируют существенный вклад Башкирской АССР в достижение победы в войне.
Республика мобилизовала все свои силы, средства, запасы и резервы для достижения победы в войне. В годы Второй мировой войны были мобилизованы и призваны в ряды Вооруженных сил 700 тыс. ее сынов и дочерей.
Гордость и слава Стерлитамакского же района – это четырнадцать Героев Советского Союза.
4 пункт. Сообщение о героях Стерлитамакского района.
Все герои были удостоены за смелость и мужество за подвиги в боях с захватчиками. Это такие герои как Алексей Трошин родился в 1925 году в селе Новоивановка. Хасан Ахтямов родился в селе Аллагуват. Иван Кочетов родился в 1917 году в поселке МТС. Алексей Сухоруков уроженец деревни Преображеновка. Дейлегай Нагуманов с села Нижне – Арметове Макаровского района, в последствии жил в деревне Левашовке Стерлитамакского района. Яков Ткаченко из села Малая Деевка. Гавриил Басманов из села Покровка. Григорий Пулькин родился в 1916 году в деревне Петропавловке. Алексей Евстигнеев из деревни Пестровка. Петр Ушаков из села Николаевка. Леонид Дема родился в 1916 году в деревне Михайловка. Николай Челов родился в деревне Левашовка. Анатолий Пантелькин родился в 1919 году в деревне Веселовке Федоровского района. Илья Трушков родился в 1925 году в деревне Левашовка.
Не все вернулись живыми после страшной войны. Семеро стали героями посмертно. ( 4 мин)
Весомый вклад в победу также внес и наш совхоз. С нашего Стерлитамаского совхоза тоже ушли на фронт 240 человек, вернулись 140.
Ребята послушайте рефераты учащихся о вкладе в победу наших земляков.
5 пункт. Сообщение о Гнездилове Григории Семеновиче, о Мартынове Иване Никифоровиче, о Баландине Михаиле Лукъяновиче, Маннанове Шакире Фатыховиче. (15 мин)
Учитель: вклад в победу внесли не только войны, но и самоотвержен труд был в тылу. Жители совхоза Стерлитамакский по воспоминаниям Ефросиньи Чугуновой не жалея сил и средств все поставляли на фронт. Работали без выходных. В лютые морозы. Вязали для фронта варежки, стирали вещи и все отправляли на фронт.
Итоги: Итак, годы войны это массовый героизм не только на оккупированных территориях, но и в тылу.
Также приводится сравнительная таблица по людским потерям советских вооруженных сил в войнах и конфликтах 1918 – 1989 гг.
6 пункт. Итогом работы по выявлению героизма нашего народа стало написание эссе. Зачитывается лучшее эссе и стихи о войне Заремы Кашаповой.
7 пункт. В заключении показывается фрагмент фильма 9 рота об Афганской войне.
Итог: 15 февраля 2006 года исполнилось 17 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Более 14 тысяч погибших, около 50 тысяч раненых, почти 7 тысяч инвалидов – таков итог войны в Афганистане. Около 10 тысяч уроженцев Башкортостана участвовали в боевых действиях, 307 семей остались без отца или сына, 497 наших земляков получили ранения, 138 стали инвалидами. Наши земляки тоже участвовали в боевых событиях Афганистана.
Поэтому любая война это большие людские потери.
Стих.Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верною о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
III этап. Домашнее задание. Творческая работа. Составить кроссворд на тему Великая Отечественная война.