Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны. «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА ВЕЛИКОГО НАРОДА»
Патриотическое воспитание школьников
на примере Великой Отечественной войны.
«ВЕЛИКАЯ ВОЙНА ВЕЛИКОГО НАРОДА»
Актуальность проекта
Тема «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА ВЕЛИКОГО НАРОДА» выбрана не случайно. Социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины, не видит смысла в изучении данного предмета.
Кризисное положение во всех сферах жизни российского населения, вызванное произошедшими социальными изменениями, идеологическим вакуумом, далеко зашедшим социальным и имущественным расслоением общества, в первую очередь наблюдается в среде молодежи.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
Данный проект призван содействовать формированию этих качеств у подрастающего поколения.
II. Проблема проекта
«Молодежный фактор» во многом определяет направленность идущих процессов в стране, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Ведь растущее поколение - это в перспективе трудовой и экономический потенциал, от которого зависит прогрессивное развитие общества или его упадок.
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных позиций.
Политика государства по отношению к детям, подросткам и молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию и школа является одним из важнейших инструментов данной политики.
Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные методы его патриотического воспитания. Можно ли закрыть глаза на происходящее?
Почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто говорим о глобальных проблемах, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
Сегодня перед Россией стоит множество проблем:
безразличие молодежи к судьбе Родины;
забываются традиции и обычаи своего народа;
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе;
наблюдается снижение уровня культуры населения.
III. Цель проекта
Цель данного проекта состоит в том, чтобы выявить проблемы, определить пути и способы совершенствования методов работы по патриотическому воспитанию учащихся, подготовить и осуществить проект школьной программы патриотического воспитания подрастающего поколения на примере Великой Отечественной войны, который существенно повлияет на духовное развитие личностных качеств учащихся, характеризующиеся богатством интеллектуального и эмоционального потенциала , высоким нравственным развитием, с глубоко сформированными патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать во благо своей Родины.
Проект должен изменить отношение детей к истории своей страны и способствовать формированию не только отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь.
IV. Задачи проекта
Для достижения вышеуказанной цели в процессе учебно-воспитательной работы в школе, необходимо решить следующие задачи:
продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся, внедряя инновационные формы и направления учебно -воспитательной работы ;
превратить школу в центр духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, посредством проведения внеклассных мероприятий на исторические темы;
формировать патриотические чувства в сознании учащихся на основе раскрытия исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувства гордости за свою страну;
работать по воспитанию личности гражданина-патриота, способного встать на защиту своей Родины;
актуализировать формы и методы работы по патриотическому воспитанию учащихся.
V. Ожидаемые результаты проекта
К ожидаемым результатам реализации проекта относятся:
рост патриотизма и гражданственности у детей;
развитие традиции духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
создание условий для развития духовных качеств личности;
улучшение инновационной деятельности педагогического коллектива;
оптимизация учебного процесса;
создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья школьников;
будет повышена осведомленность детей и подростков в области истории ВОВ;
создание предпосылок для роста социального оптимизма подрастающего поколения.
Реализация проекта должна привести к качественным изменениям воспитательной работы в школе, усилению интереса детей к истории и культуре своей Родины и села, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма.
VI. Сроки разработки и реализации проекта
С января 2015 по май 2015 года.
VII. План мероприятий
Наименование мероприятия Ответственные
Спортивные: Силовые виды (гиря, подтягивание, сгибание рук);
Лыжи;
Стрельба из пневматической винтовки;
Метание дротиков;
Ориентирование на местности. Хотькин С.П.
Классные часы о ВОВ для учащихся начальных классов:
Прорыв и снятие блокады Ленинграда.
Сталинградская битва.
День Победы над фашистской Германией. Координаторы
Проектная деятельность:
Великая Отечественная война.
Дети войны.
Великие полководцы.
Герои моей семьи.
Военная техника.
Связь поколений. Координаторы
Игра-зарница «На привале». Руководство штаба
Литературные чтения. Конкурс военной песни. Операция «Открытка». Координаторы
Конкурс сочинений: «Что я думаю о войне…» Отчётный концерт, посвящённый Победе в ВОВ Сарапу И.В.
Заключение
Работая над проектом по столь значимой теме «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны», призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, открылись очевидные плюсы от его реализации.
Кроме повышения патриотического сознания у школьников проект позволил интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность:
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений, что способствовало развитию аналитических способностей детей;
- участие в спортивных и творческих мероприятиях;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Реализация проекта позволила усовершенствовать принцип сотрудничества учащихся и учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха учеников.
Подростковый возраст - это период существенных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым школьником на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит и то, что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Для успешной реализации поставленной цели, в проекте использовались различные учебные методы, такие как: уроки, беседы, внеклассные мероприятия, презентации.
Учащиеся с интересом слушали выступление на разные темы. Выступающие были горды тем, что смогли раскрыть перед заинтересованной публикой наиболее значимые героические события истории своей Родины, прошлое своих предков, тем самым, завоевав признание слушателей, почувствовали значимость и актуальность своей работы. Замкнутые ученики в процессе работы раскрылись и стали увереннее.
Проектная работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.
Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.