Рекомендации для родителей о детском воровстве
Пять основных причин детского воровства
1. Недостаточное внимание со стороны родителей.
Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом – смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь – самый «безобидный» вариант.2. Потребность в самоутверждении.
Один классно гоняет мяч, второй на математике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое – как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.
3. Желание быть не хуже других.
Оно направлено вначале на игрушки, а затем – на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.
4. Соблазн безнаказанности.
Когда деньгам «счета нет», когда мама и папа беспорядочно распихивают бумажки по карманам и ящичкам комода, ребенку бывает трудно удержаться.
5. Вымогательство со стороны старших ребят – такое происходит чаще всего во дворах или школах.
Если ребенок был замечен в краже:
- не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор". - не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее. - не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);- не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;- не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех. - не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно .- не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:
отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
"двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.); ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.Что могут сделать родители, чтобы предотвратить случаи воровства .Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.
Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить ребенка, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое? В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.
Что делать если ребенок ворует? Помощь родителям
Многие родители однажды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок без спроса берет вещь, ему не принадлежащую. А если воруются деньги, то эта новость повергает любящих мам и пап в шок, они не могут понять, как такое могло случиться и почему подобное произошло именно с их ребенком? Потом они начинают думать о том, что же скажут родственники и друзья, если узнают о возникшей ситуации.
После того как паника проходит, наступает период сочувствия самому себе, угрызений и вопросов: «Что же я сделал не так?», «Не могу справиться с воспитанием ребенка!», «Чтобы больше так не поступал – надо наказать его!» и так далее. Хотя абсолютно каждый человек сильно переживает, если подобное произошло, но необходимо взять себя в руки и правильно отнестись, а затем и разобраться в ситуации.
Дети не понимают, что воровать — это плохо
Для начала определитесь, это произошло впервые или такое уже случалось раньше, но просто вы узнали только сейчас? Теперь вам нужно признать, что понятие воровства вообще неприменимо к детям в целом, ведь реальная жизнь и фантазии ребенка в его представлении неразделимы. Он порой сам не может осознать, что его поступок настолько ужасный.
Учитывайте также возраст малыша. Если, например, ему 5 и менее лет, то он просто не улавливает разницу между понятием «моё» и «чужое» и своё желание взять понравившуюся вещь он вряд ли сумеет сдержать. А вот уже став постарше, дети начинают осознавать понятие собственности и принадлежности кому-либо.
Неправильным в поведении родителей является то, что они ругают ребенка, если он возьмет ценную вещь, а если он без спросу берет чужую книжку или безделушку, никто даже не обратит на это внимания. Поймите, что ребенка не интересует стоимость взятых предметов, он просто поддался порыву взять понравившуюся вещь. Не более.
Задача родителей заключается в том, чтобы донести до сознания ребенка, что чужие вещи нельзя брать без спросу. Обязательно нужно спросить разрешение того, кому эта вещь принадлежит.
Но не забывайте о том, что бывают разные причины, почему ребенок забирает себе какие-то вещи. Например, он видит у кого-то игрушку, которая ему очень нравится. У него возникает желание обладать такой вещью. В тот момент, когда никого не окажется рядом, а игрушка осталась без присмотра, малыш просто подходит и забирает ее домой.
В этом случае родителям следует объяснить своему сыну или дочке, что вещь не принадлежит ему, что из-за его поступка владелец игрушки будет очень сильно переживать и страдать. Можно, даже забрать какую-то его любимую вещь, чтобы он понял, какие эмоции возникают в таких ситуациях.
Иногда дети крадут деньги, но не понимают, что это плохо. Они могут взять их, чтобы приобрести подарок для близкого человека. Малышу кажется, что он совершает благое дело, но не понимает, какой ценой. Некоторые дети говорят, что деньги были найдены ими. В таких случаях следует объяснить, что найденное все равно не становится твоим. Но учтите, что, если сами, завидев на улице ненужные вещи, спешите их поскорее припрятать в сумку, ребенок быстро последует вашему примеру и совершит аналогичные действия.
А бывает и такие случаи, что малыши воруют вещь, чтобы возвыситься в глазах сверстников из-за обладания данной вещью, или получить расположение старших ребят. Объясните своему ребенку, что, во-первых, авторитет нельзя получить путем владения какой-то игрушкой, а во-вторых, путем воровства можно уничтожить свое будущее и наоборот, стать, крайне не уважаемым человеком!
Если семья не достаточно материально обеспеченная, дети начинают сами удовлетворять свои потребности. Ведь хочется ручку, как у Кати и мячик, как у Миши. В этом случае дети берут деньги, чтобы не отличаться от ровесников и всегда иметь некоторую сумму на карманные расходы.
Я возьму только одну. ТсссДовольно часто случается, когда дети воруют из чувства мести. Например, соседский ребенок принес дорогого карманного робота, все остальные столпились вокруг него, зачарованно смотрят на новую игрушку, а ваш сын держит в руках старенького «человека-паука». И в этот момент обладатель робота начинает насмехаться над ним и говорить, что ничего кроме этой игрушки у вашего ребенка никогда не будет, и что о таком роботе, как у него ваш сын может только мечтать. Спустя некоторое время робот у соседа исчезает… Как вы думаете, где он может оказаться? Попробуйте объяснить сыну, что нельзя отвечать на обиду таким образом. Научите его решать конфликты, а не воровать их «причину».
Обратите внимание, возникает ли у ребенка чувство вины за совершенный поступок. Не надо сразу кричать и бить малыша. Дайте ему шанс искупить свою вину! Отправьте его отдать вещь владельцу. Пусть это сразу станет и искуплением и наказанием для него.
Говорите с ребенком!
Нужно быть строгими, но без фанатизма. Пробуждая чувства вины и стыда за совершенное, убедитесь, что ребенок понимает ваши переживания и чувства тех людей, у которых он украл что-то. Организуйте ситуацию так, чтобы он вышел из нее без унижения, но с ясным пониманием неправильности совершенного поступка. Помните, что угрозы поставят его в тупик.
Не нужно сразу обзывать его вором, иначе в его сознании может укрепиться эта мысль. Вы – не прокурор, не нужно устраивать судебных процессов, проведите с малышом доверительную беседу. Не привлекайте посторонних, иначе вы рискуете не только заставить своего ребенка страдать, но и можете вообще «потерять» его.
Поймите, что от вашей реакции на происходящее и от вашего дальнейшего поведения зависит то, чем закончится эта ситуация. Обязательно попробуйте понять, что побудило ребенка совершить кражу. Уточните, не подсказал ли ему кто-то подобную идею. Если окажется, что да, то обязательно поговорите с родителями «подстрекателя».
Иногда дети таким способом пытаются обратить на себя внимание родителей. Дайте ребенку понять, что склеенная им аппликация может подарить намного больше эмоций, чем воровство денег и вещей. При этом эмоции от аппликации будут положительные, а вот в другом случае – нет. Объясните, что вы его любите и замечаете, а если он думает, что это не так, то заблуждается. Старайтесь проводить с ребенком больше времени.
Главное, не впадайте в панику и не бросайтесь сразу за ремнем. Только спокойная тактика и продуманные шаги обеспечат вам и вашим детям благоприятный исход ситуации!