Внеклассное мероприятие Живи добром
МАОУ «Прогимназия Кристаллик» город Саратов
воспитатель группы продленного дня Леонова Т.А.
Классный час на тему «Живи добром»
Не прячьте нежность по карманам, И не стесняйтесь доброты, Не бойтесь показаться странным Средь бестолковой суеты. С улыбкой выйдете из дома, Вдыхая полной грудью жизнь, Пройдите улочкой знакомой, И постарайтесь не спешить. В душе своей сады взрастите, Оберегайте их от зла, Из тех садов цветы дарите И незнакомым и друзьям...
Цель: раскрыть понятия «добро» и «зло», воспитывать доброжелательное отношение к людям, живой природе; развивать нравственные качества личности.
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Мы часто слышим слова «добрый человек», «добрые дела», «доброта», но не задумываемся над тем, какой глубокий смысл в них заложен. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем заключается доброта и какого человека можно назвать добрым.
II. Беседа «Кто такой добрый человек?»
Классный руководитель. Как вы думаете, что такое добро? Что такое доброта?
(Дети высказывают предположения.)
Давайте посмотрим определение этих слов в толковом словаре С.И. Ожегова. (Читает.)
«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное».
«Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Как вы думаете, кто такой добрый человек?
Примерные ответы детей:
- Тот, кто чувствует себя счастливым, когда делает добрые дела.
- Тот, кто думает не только о себе, но и о других людях.
- Тот, кто всегда готов помочь товарищам.
Классный руководитель. Как вы считаете, может ли добрый человек совершить нехороший поступок? Почему? (Дети отвечают.)
- Может ли добрый человек простить другим людям ошибки, обиды?
(Дети высказываются.)
Каждый человек может совершить ошибку. Человека, который совершил проступок и осознал свою вину, можно простить. Прощение дает ему возможность исправиться, стать добрее. В свою очередь, умение простить и понять другого характеризует доброго человека.
Много хороших качеств у доброго человека, их можно перечислять бесконечно.
III. Словарная работа
Классный руководитель. Каким словам в русском языке дает начало слово «добро»? Некоторые из этих слов написаны на доске.
- Все ли слова вам знакомы?
- Что общего в этих словах?
(Дети высказываются.)
Все эти слова характеризуют человека. Давайте посмотрим значение каждого из этих слов в словаре.
(Учитель делит класс на группы, ребята ищут значение слова в словаре, зачитывают определение.)
• Добросердечный - человек с добрым сердцем, ласковый, участливый.
• Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
• Доброжелательный - желающий другим добра, готовый содействовать их благополучию.
• Добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.
• Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.
• Добродетельный - высоконравственный, проявляющий добродетель.
• Добропорядочный - приличный, достойный одобрения, порядочный.
IV. Беседа «Кто такой злой человек?»
Классный руководитель. Какое слово противоположно по смыслу слову «добро»? (Зло.)
Даже звучат эти слова совершенно по-разному: «добро» - мягко, ласково, «зло» - резко, угрожающе, как будто шипение змеи.
- Давайте составим словесный портрет злого человека. Каким вы его себе представляете?
Примерные ответы детей:
- Это жестокий человек, который радуется чужим страданиям.
- Ему нравится доставлять неприятности.
- Он делает зло другим людям, издевается над животными.
- Он не протянет руку помощи нуждающемуся.
- Это мстительный человек.
Классный руководитель. Жестокость всегда проистекает от бессердечия и слабости. Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
В Уголовном кодексе Российской Федерации существуют статьи, которые предусматривают наказание людей, совершивших злые поступки. Но ни один закон в мире не может запретить человеку быть злым. Полиция и суд могут заставить человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания, но добрым не станет.
- Как вы думаете, можно ли научиться быть добрым?
- Что может помочь злому человеку исправиться?
(Дети высказываются.)
Классный руководитель. Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:
«...Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».
Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.
V. Творческая работа
Классный руководитель. Прочтите стихотворение Константина Бальмонта. Нарисуйте спасенную мальчиком бабочку. Напишите сказку о ее жизни.
Бабочка
Помню я: бабочка билась в окно.
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно,
Но отделяет от дали.
В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет –
Выпустил в сад наш пустынный.
Если умру я и спросят меня:
«В чем твое доброе дело?»
Молвлю я: «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела».
VI. Заключительное слово
Классный руководитель. От каждого из нас зависит, чего будет в нашем мире больше добра или зла. Каждый должен понимать, что добро порождает добро, а зло порождает зло. (Читает стихотворение Г. Низами «Добро и зло».)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро.
От злого - зло родится.
Добро, сколь ни было оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.