Работа учителя над созданием учебных проектов в 5-6 классах , соответствующая требованиям ФГОС ООО.


Работа учителя над созданием учебных проектов в 5-6 классах , соответствующая требованиям ФГОС ООО.
Из опыта своей работы я хочу представить проект в 5-м классе.
Сначала я хочу обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности, а затем тему своего проекта “Любимый город в задачах” по созданию сборника задач для 5-х классов о Ульяновске.
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.
Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 5-го класса.
Мышление пятиклассников конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.
Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 5-й класс.
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.
Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.
Строилась работа над проектом следующим образом.
Мотивация к применению знаний.
Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет.
Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 5-6 классов. Поэтому учительница 4 класса (по моей задумке) обратилась к ученикам 5 класса за помощью в составлении задач о своем городе и мы с учениками 5 класса решили назвать свой проект “Любимый город в задачах” и результатом работы над проектом должен был стсо сборником задач в печатном варианте для 5-6 классов о Ульяновске.
Работа над проектом включала несколько этапов.( презентация)
I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.
II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.
III этап. Сбор фактических данных о Ульяновске для составления задачи.
IV этап. Процесс составления задачи.
V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.
VI этап. Проверка и оценка авторских задач.
VII этап. Создание диска “Любимый город в задачах” из презентаций учащихся.
Класс разделился на 5 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 6-ти тем одну. Эти темы звучали так:
– История появления нашего города (1 гр.)
– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 гр.)
– Достопримечательности нашего города (3 гр.)
– Природа в нашем городе (4 гр.)
– Дети в нашем городе (5 гр.)
На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”.
Памятка.
1) Сбор фактических данных.
Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, Энциклопедиях, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).
2) Процесс составления задачи.
Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
– Действия с натуральными числами.
– Единицы измерения длины, площади.
– Нахождение числа по его части.
3) Формулировка условия задачи.
Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.
Как работать над формулировкой задачи:
а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;
б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;
в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…
4) Правильное оформление задачи.
Требования:
– наличие исторической справки;
– корректность формулировки условия;
– наличие подробного решения;
– подготовка слайдов (3-х) с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.
Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего.
Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.
Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.
Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.
Учебный проект по математике по теме “Любимый город в задачах”
(5-й класс)( презентация)
Цель проекта:
обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
составление сборника задач о своем городе;
демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические).
База выполнения: школьная.
Формы обучения: групповая и индивидуальная (5 групп).
Продолжительность выполнения: средней продолжительности – 4 месяца.
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности: компьютерный диск или на флешки.
План реализации проекта “Любимый город в задачах”
Этапы работы Содержание этапа Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организация деятельности
 
 
 
 
Погружение в проект Проблематизация.
Обращение учителя к учащимся 5 класса с просьбой о составлении задач о своем городе для учащихся 5класса.
Так как задач о Ульяновске нигде нет, то решили составить задачи сами. Цель работы: Положить начало создание сборника задач для учащихся 5 класса о Ульяновске.
Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем городе.
Создание проектных групп (5).
Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.
Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной. Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.
Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 5 класса о Ульяновске.
Оказывает помощь в формировании групп, их 5, выборе ответственных в каждой группе.
Обращает внимание на важность предстоящей работы.
 
 
 
 
 
 
Планирование Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой).
Источники информации: “Энциклопедии, исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическая печать (Интернет и др. источники информации.
Способ представления конечного результата.
Критерии оценки результатов работы:
– наличие ист.справки;
– корректность формулировки задачи;
– наличие подробного решения;
– подготовка трех слайдов с иллюстрациями. Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:
– История появления нашего города (1 группа)
– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа)
Достопримечательности нашего города (3группа)
– Природа нашего города (4группа)
– дети в нашем городе (5 группа)
Срок выполнения работы – 4 месяца.
Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи. Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на
краеведческом материале” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)
.
2. Осуществление деятельности
 
 
Поиск информации За недостающей информацией обратиться в краеведческий музей, в обл. библиотеку,районную детскую библиотеку. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов . Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.
Наблюдает, советует.
 
Обобщение результатов и выводов Анализ полученной информации, формулирование выводов Анализируют информацию, формулируют условия задачи.
Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:
– Действия с натуральными числами.
– Единицы измерения длины, площади.
– Нахождение числа по его части.
Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации. Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации.
3. Представление результатов и их оценка
 
Презентация Открытый отчет участников проекта о проделанной работе Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.
Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией слайдов:
1) иллюстрация к задаче;2) историческая справка;3) формулировка задачи;4) подробное решение задачи сдает на отдельном листке. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
 
Оценка процесса и результатов работы Оценка конечного результата коллективной деятельности.
Анализ достижения поставленной цели.
Рефлексия. Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Проводит рефлексию.
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.
Примеры задач:
Памятники и знаменитые дома нашего города.
Задача 1. Каждое утро на площади перед областным Домом офицеров начинается с поднятия флага Российской Федерации. Учащиеся первой гимназии, находящейся неподалёку, слышат звуки государственного гимна и поднимаются в классе – в 9:10 у них как раз заканчивается урок. Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы. Размеры флага ширина 3 м , длина 4,5 м.Найдите площадь флага.
Решение задачи.
S= 3*4,5= 13,5(м2); Ответ: 13,5 (м2)
Задача 2. Общая высота монумента(памятник Н.М. Карамзину) составляет 8,52 метра, из них высота статуи Клио – 3,55 метра . Найдите высоту пьедестала.
Решение задачи.
8,52 - 3,55=4.97(м);Ответ: 4.97метра.
Достопримечательности города.
Задача 3. В залах нашего краеведческого музея хранится 140 тыс. экспонатов, из них вспомогательный фонд составляет 18 тыс. предметов, а остальные составляют основной фонд. Сколько времени потребуется вам для просмотра экспонатов основного фонда, если просмотр одного экспоната занимает 2 мин.?
Задача 4.В областном драмтеатре два зала. Зрительный зал Большой сцены рассчитан на 667 мест, а зал Малой сцены – на 120 мест . Сколько всего мест в Большом и Малом залах?
Задача 5. Краеведческий музей имени Гончарова основан в 1895 году , что на 46 лет меньше года открытия музея-мемориала В.И.Ленина. Когда основан музей- мемориал В.И.Ленина?
Задача 6.Сквер Карамзину в ширину составляет 115,5 метров, а в длину в 3 раза больше.Найдите площадь сквера Карамзина.
Решение задачи:
1)115,5*3=346,5(м)длина
S=a*b
2)115,5*346,5=40,02075(м2)
Ответ:40,02075 метров2.
Задача 7.В библиотеку № 33 г.Ульяновска в месяц привозят по 24 книги, известно что в январе привезли 50 книг, а в июне 73 книги.Сколько всего книг привезли за год?
Решение задачи:
1)50+73=123(к.)всего за январь и июнь
1 год=12 месяцев 2)12-2=10(мес.) 3)24*10+123=363(к.)
Ответ:363 книги.
Природа нашего города и Ульяновской области.
Задача 8. Длина реки Свияга 375км.,а общая длина Волги 3692км.На сколько километров Волга длиннее, чем Свияга?
Задача 9. Самое крупное озеро Ульяновской области - Белолебяжье- расположено в Майнском районе. Его длина 2,3 км, ширина 1,3км. Какова площадь озера?
Задача 10. В структуре почвенного покрова Ульяновской области черноземы занимают - 70%, серые лесные почвы - 23%, дерновокарбонатные- 4%. Сколько процентов почвенного покрова занимают прочие почвы?
Задача 11. Размеры первого леса составляют : длина-200 метров, ширина-100 метров, а размеры второго леса в 2 раза больше первого. Найдите общий периметр двух лесов? Решение задачи:
P = 2 * (a + b)P = 2 * (200+100) = 600 метров – периметр 1 лесаР=600 * 2 = 1200 метров – периметр 2 лесаР=1200+600=1800 метров – общий периметр. Ответ: 1800 метров
Дети в нашем городе.
Задача 12. В г.Ульяновске 2012г было открыто 3 детских сада по 600 мест, а в 2014г. открыли ещё 4 детских сада на сколько же мест. Сколько всего мест стало в детских садах?
Задача 13. На ремонт дошкольных учреждений было выделено 7.8 млн. руб. из городского бюджета и ещё 9.6 млн. руб. было направлено на ремонт кровли в семи детских садах. Сколько млн. руб. поступило на ремонт дошкольных учреждений?