«Работа педагога детского хореографического коллектива с исполнителями над созданием художественного образа».
Методическая разработка.
«Работа педагога детского
хореографического коллектива с исполнителями
над созданием художественного образа».
Создание художественных образов в детских хореографических коллективах.
Одним из ведущих компонентов воздействия танца и основных его выразительных средств есть движение. Движение выражает состояние (чувства, настроения, ощущения) исполняющего его лица и несет соответствующее содержание. Следовательно, одно и то же движение может выражать разное содержание, образ, являясь инструментом, которым ребенок должен овладеть.
Условность танцевального образа по степени обобщенности близки разве что музыке и орнаментальному рисунку. Восприятие танца, его образа (одновременно и слуховое, и зрительное, и эмоциональное) связано с определенной подготовкой к ассоциативному мышлению и, в свою очередь, его развивать.
Но художественного впечатления достигает лишь танец, несущий в себе интересный, индивидуальный облик его авторов: хореографа и исполнителя. Поэтому детские номера можно разделить на:
сюжетные – связаны со сказками, героями детских мультфильмов,
бессюжетные – должны быть связны с образами детского мира («Подснежник»), которые должны читаться зрителем.
Предпочтительно ставить на хорошо подготовленных детях, так как упор идет на танцевальную лексику.
игровые – танцевальный номер, где конфликт возникает и разрешается сразу. Может быть несколько конфликтов. Если в номере присутствуют положительные и отрицательные персонажи, должно быть образное назидание в номере и отрицательный персонаж.
В связи с этим различают типы хореографических образов, создаваемых для детской хореографии:
сказочные персонажи – темы любимых сказок находят свое воплощение в хореографических зарисовках. Очень богат багаж образов героев: Золушка, Маша и 3 медведя, Красная шапочка и др.) дети знают сюжеты сказок и им проще создать заданный образ хореографически.
передающие трудовые процессы – на основе ритмики в простейших движениях дети познают навыки и умения («Большая стирка», «А мы сеяли, сеяли»). Здесь немаловажное значение имеет образный рисунок, создающий ту или иную тему.
аллегорические персонажи – строится на выразительной танцевальной лексике. Тема противопоставления добра и зла очень часто встречается в детских сюжетных номерах. И всегда побеждает добро, которое находит свое воплощение в образах добрых фей, сказочных принцесс и т. д.
связанные с явлениями природы – танцевальная лексика и рисунок танца создают образное решение сюжета. Это могут быть: «А мы дождя не боимся», «Облачко», «Зимушка-зима» и т. д.
раскрывающие состояние какого-либо предмета, вещи – знакомые детям предметы оживают, превращаясь в очень интересных существ. Разнообразная и главенствующая лексическая основа в создании образа, это могут быть «Часики», «Шарик», «Паровоз».
Приемы работы с детьми при создании образа могут быть разными. Основываясь на своем небольшом опыте я выделяю следующие. Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли своих подопечных. Попытаться приблизиться к миру ребенка. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве детей и педагога. Например, педагог детям представляет для прослушивания музыкальный материал, несущий в себе образное содержание. При прослушивании дети должны на листе бумаги нарисовать то, что бы им хотелось увидеть в рамках данного музыкального материала. Таким образом, мир взрослого человека и мир ребенка могут найти общие образные решения при создании хореографического номера. Но не всегда и не все дети открывают мир своих фантазий. Некоторым нужно время, чтобы воплотить в рисунке придуманные образы. Тогда задание может быть следующим: педагог задает конкретный образ, который дети должны нарисовать и под музыку изобразить в движениях. Дети могут выполнить задание дома. Главное для хореографа – это увидеть мир глазами ребенка. Ведь дети радуются каждой возможности поговорить, то есть высказать свое мнение, активно стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомит педагог, проявляют большой интерес к окружающему миру. Давая такие задания, педагог помогает детям в их творческом самоутверждении. Пусть это будет, например, «бабочка», но у каждого ребенка найдется свой подход к воплощению этого образа.
При создании хореографического номера по сюжетам сказок работа может строится следующим образом. Дети самостоятельно находят сказки, которые, по их мнению, можно приблизить к заданной теме. Таким образом, невольно выбирают интересующие их образы героев, взаимоотношения между ними и возникающие ситуации, знакомится с сюжетами сказок. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно иной подход ребенка к занятиям хореографией. Возникает активность детей в поиске новых сюжетов, персонажей. А для хореографии это – создание номеров, интерес к которым не иссякнет долгое время.
Если работа идет с подростками, которые только начали заниматься хореографией, для них лексически воплотить образ довольно сложно. Для этого можно включить для них музыку, чтобы они, интуитивно чувствуя ритм, попытались танцевать. Конечно, их движения неловки, неумелы, но для педагога это почва для его фантазий. Основываясь на ритмических движениях детей, хореограф создает свободную пластику, которую можно исполнить. По такому принципу создаются интересные номера, где дети очень ярко и творчески проявляют себя.
Так, создание хореографических образов в работе с детьми процесс очень творческий и увлекательный. Тот хореограф испытывает затруднения в создании детских номеров, который не интересуется уровнем творческого мышления детей. Лишь коллективный подход, заинтересовывающий всех его участников, поможет найти образное воплощение любимых сюжетов и персонажей.
Автор методической разработки - педагог детского хореографического ансамбля "Надежда" Сердюк Элла Ивановна. Гимназия 1569 Созвездие. 2016 г.