Коммуникативно-мыслительная техника Понимание текста на примере сценария занятия по сказке Ф.Кривина Задушевный разговор


Диагностика понимания текста
Занятие КМТ "Понимание текста"по рассказу Ф.Кривина "Задушевный Разговор"
Цели: - развивать способность понимания текста, диагностировать уровень развития способности понимания по шкале, развивать коммуникативные навыки.
Этапы Работа учителя Работа учеников
Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий индивидуально в технологической карте Напишите, в чем смысл рассказа?
Пишут в технологической карте
Представление работы Заслушать версии зафиксировать, если версии близки, присоединяются. Представляют версии
Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах) Задание 2 в технологической карте.
Какими качествами наделены герои рассказа в фольклорной традиции? В чем предмет их интереса? Заполните таблицу
О чем герой говорит увлеченно?
Почему именно об этом? Как изображает автор интерес героев к предмету речи?
(3 группа)
Кому и в какой ситуации уместно рассказать эту историю? О ком она?
(4 группа )
Найдите поговорки и объясните их смысл. В чем их роль в тексте?
Обсуждают, Пишут в технологической карте: упрямство, глуповатость, эгоизм.
Баран говорит о воротах, козел об огороде.
Горячится- холоден
(3 группа) Уместно рассказать, если собеседники не слышат друг друга, не интересуются мнением другого. Это о людях- эгоистах.
(4 гр.)Пустить козла в огород- навредить
Ни в какие ворота не лезет- неприемлемо,
Огород городить- делать работу бессмысленно
Как баран на новые ворота- глупо, бессмысленно. Весь текст построен на поговорках. Автор обыгрывает их, придавая прямой смысл.
Обобществление работы (Коллективная работа) Коллективное обсуждение заданий Обсуждают работу групп
Работа фронтальная Выполнение задания 3 "Смысл названия" Участвуют в обсуждении. Название ироничное.
Фиксация изменения смысловых версий Если ты изменил ответ на вопрос : «в чем смысл рассказа?» на более точный, запиши его Пишут в технологической карте, обсуждают.
Шкала
Уровень понимания балл
«0 уровень» - текст понимается буквально, на вопрос, в чем смысл текста, ребенок начинает пересказывать его или говорить, о чем идет речь, полное непонимание.(о козле и баране) 0
«1 уровень» выделение предметов речи героев (Баран говорит о воротах, козел об огороде) 1
«2 уровень» - о том, что разговор не получился у козла и барана, т.к.каждый говорил о своем, 2
«3 уровень» - невозможно построить диалог, если каждый говорит только о своем и не интересуется позицией собеседника 3
Диагностика углубления понимания. Как изменилась версия
Если была полная версия и она не изменилась 1
Если была неполная версия и она изменилась на более полную 1
Если была неполная версия и она не изменилась на более полную 0
Если была неполная версия и она изменилась на неполную 0
1, 2 группы
Задание 2. Какими качествами наделены герои рассказа в фольклорной традиции? В чем предмет их интереса? Заполните таблицу
Баран Козел
О чем он говорит увлеченно? О чем он говорит увлеченно?
Задание 2.
(3 группа)
Кому и в какой ситуации уместно рассказать эту историю
Задание 2. (4 группа )
Найдите поговорки и объясните их смысл.
Фамилия Имя .
Технологическая карта
Задание 1. Напишите, в чем смысл этого рассказа.
Задание 2. Работа с карточками-заданиями групп
Задание 3.Почему рассказ так называется? Какие слова в тексте соответствуют заглавию?
Задание 4. Напишите, изменился ли ваш ответ на вопрос" в чем смысл этого рассказа?"Если да, то как?
Задушевный Разговор
Козел горячился:
- Тоже придумали! Слыхано ли дело - не пускать козла в огород?
Баран был холоден.
-- Забор поставили, -- горячился Козел. -- Высокий забор, а посередине ворота...
-- Что? -- оживился Баран. -- Новые ворота?
-- Не знаю, какие они там -- новые или старые.
-- Вы что же -- не рассмотрели?
-- Отстаньте, -- холодно бросил Козел. -- Какое это может иметь значение?
-- Ну как же не может? Ну как же не может иметь? -- горячился Баран. -- Ну как же это не может иметь значения?
Козел был холоден.
-- Если бы не ворота, -- горячился Баран, -- то зачем все? И зачем тогда городить огород?
-- Да, да, зачем? -- загорелся Козел. -- Я то же самое спрашиваю.
-- Я не знаю, -- пожал плечами Баран.
-- Нет уже, скажите, -- горячился Козел. -- Вы мне ответьте: зачем городить огород?
Баран был холоден.
-- Вот так -- нагородят, -- горячился Козел, -- не пролезешь ни в какие ворота.
-- Ворота?...
Баран горячился -- Козел был холоден.
Козел горячился -- Баран был холоден.
И до чего же приятно -- встретиться вот так, поговорить о том, что волнует обоих.