Родительское собрание на тему Мой ребенок становится трудным

Родительское собрание в 3 классе
по теме «Мой ребёнок становится трудным»



Цель проведения собрания:
выяснить вместе с родителями причины появления «трудных» детей
чтобы родители задумались над своим поведением и отношением к «трудным» помочь родителям понимать своих детей
способствовать формированию у родителей принятия трудностей и
развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с «трудными» детьми
Условия проведения собрания:
Приглашаются родители за неделю ( запись в дневниках с указанием даты)
Каждый родитель получает заранее лист с темой собрания и вопросами:
Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?
Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа к собранию:
Подготовка анкеты для родителей: “Моё представление о трудном ребёнке”

Ход собрания
Вступительное слово
Кто-то, когда-то, должен ответить,  Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?  Вечный вопрос и больной как нарыв.  Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, 
С миром оборваны тонкие нити, 
Словно стена без дверей и без окон.  Вот они, главные истины эти:  Поздно заметили поздно учли  Нет! Не рождаются трудные дети!  Просто им вовремя не помогли!
С. Давидович.

-Уважаемыеродители!
-Я рада снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания
«Кто он – трудный ребёнок?» 
-Поводом послужили наблюдения за учащимися класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Мы с Вами стали чаще замечать, что с нашим ребенком происходит что-то «не то»: он стал неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Всё чаще можно услышать такую фразу: «Я не знаю , что делать с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами, не слушается.»
-Выражение «трудные дети » часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не могут дать однозначное определение этому понятию.  -Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях, а может он утверждает свою точку зрения?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок зачастую ребёнок с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
9-10 лет -это возраст , когда ребенок переходит на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Ребенок начинает воспринимать и ощущать себя по-новому. И нередко мы начинаем наблюдать у ребенка следующие признаки:
усталый внешний вид школьника;
нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
нежелание выполнять домашние задания;
негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
жалобы на события, связанные со школой;
беспокойный сон;
трудности утреннего пробуждения, вялость;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.

-Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей в нашем классе.
Каждый ребёнок – это целый мир. И учителю с первых же дней приходиться разгадывать десятки таких «миров», этот процесс длительный и непростой. И даже самому лучшему учителю, о котором мечтает каждый родитель, не справиться с этой задачей без помощи родителей.
Определение признаков трудного ребёнка. Слайд 5
-Предлагаю Вам вместе попробовать определить, кто он – трудный ребёнок ?
По результатам Ваших анкет я составила перечень признаков трудного ребёнка. (Родители обобщают признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения.)
Причины детской неуправляемости.
-Существует четыре основных причины нарушения поведения, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.


· Причина первая – борьба за внимание родителей. 
Непослушание – это тоже способ привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.


· Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.


· Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить:
за неверие в его способности и возможности,
за сравнение с другими,
за унижение,
за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок,
за развод родителей ,
на невыполненные обещания,
за несправедливость мамы или папы ,
за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.


· Причина четвёртая – неверие в собственный успех. 
Причинами неверия в свой успех могут стать:
низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий,
низкая самооценка,
плохие взаимоотношения в классе со сверстниками,
откровенная изоляция ребёнка,
отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.


Все родители и педагоги знают, что дети лучше всего учатся на чужом примере. И в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам, приходя с работы, этого не делает, то, сколько бы малыша не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление поступать так, как отец. Возникает конфликт в воспитании – несоответствие требуемого и действительного. И это несоответствие будет рождать непонимание и сопротивление.
Как вести себя с трудным ребенком и как разрешить возникшие проблемы?
Эти вопросы не редко возникают у родителей
спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
побольше общаться с ребёнком;
посещение школьных мероприятий;
не оставлять с проблемами наедине;
контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
обратиться к психологу,
с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
не оставлять воспитание на более позднее время;
не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
не навешивайте ярлыки типа: растяпа, лодырь и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку;
избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов;
отделяйте поступок ребенка от его личности: «Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю»
объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка;
отмечайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Уважаемые родители мы только с вместе с вами сможем устранить эти причины
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

VI. Игра «В лучах родительского солнца»
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого заранее подготавливаем вырезанные из бумаги ручки детей. На изображении каждого пальчика родители пишут, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?»
В центре ладони можно написать пожелание своему ребенку. Ладошки приклеиваются на ватман в виде лучиков солнца.
- Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
VII. Подведение итогов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Обсуждение притчи о перевернутом каине.
  Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « Переверни  и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
  Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина – на поверхности .Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности -в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарятся мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: « Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, МЫ РЯДОМ, МЫ ВМЕСТЕ И МЫ ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ!»
Подведение итогов родительского собрания.
Уважаемые родители!
Семья это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами. Ваша задача – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка. 

Список используемой литературы

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003
А. Павлов .Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5
Ж. «Начальная школа», 1999, № 3
Воликова Т.В. Учитель и семья. М., 1980.










13PAGE 15


13PAGE 14615




Щђ Заголовок 315