Родительское собрание Мой ребёнок становится трудным

Аблинанова Эльвира Асановна
учитель начальных классов
Алматинская область
Енбекшиказахский район
средняя школа имени
акына М.Макатаева


Родительское собрание в 4-ом классе
"Мой ребёнок становится трудным"
Сколько человеческого счастья
разбилось вдребезги только потому,
что кто-то кому-то не сказал "Извини".
И.Д.Вильде
Задачи собрания:
1.Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2.Формировать у родителей культуры принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для дискуссии:
-Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?
-Причины трудности ребёнка-это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?
-Как себя вести с трудным ребёнком-бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?
-О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
Подготовительная работа к собранию.
1.Тестирование учащихся.
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1.Если ты задержишься после школы, то:
А.Твоё объяснение опоздания выслушают
Б.На твоё опоздание не обратят внимание
В.Тебя отругают
2.Если ты получишь плохую оценку,то:
А.Ты сразу расскажешь об этом родителям
Б.Ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты
В.Ты вообще об этом не расскажешь
3.За плохую отметку тебя:
А.Отругают
Б.Посочувствуют
В.Накажут
4.Если родители тебя ругают, то ты будешь:
А.Молчать
Б.Доказывать свою правоту, даже если ты не прав
В.Оправдываться
5.Если тебя накажут несправедливо, ты:
А.Согласишься с этим
Б.Промолчишь
В.Будешь доказывать свою правоту
6.Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
А.Простишь, если они попросят прощения
Б.Молча проглотишь обиду
В.Накажешь своих обидчиков при удобном слачае
7.Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
А.Родителям
Б.Друзьям
В.Посторонним людям
8.Если в доме гости:
А. Ты вместе со всеми за столом
Б.Ты в своей комнате
В.Ты получаешь возможность уйти из дома
9.Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
А.Соглашаются
Б.Не обращают внимания
В.Не соглашаются
10.Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А.Дома
Б.В школе
В.Среди друзей
2.Анкета для родителей.
-Что вы понимаете под словами "трудный ребёнок"?
-Как вы думаете, почему ребёнок становится трудным?
-Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?
-Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
-Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
Ход собрания
1.Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу:"Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним." Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может он говорит нам взрослым правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Но прежде, попробуем определить, кто он -трудный ребёнок?
Родители определяют признаки трудного ребёнка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске.
Итак портрет трудности ребёнка мы с вами определили. Давайте вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
2.Анализ теста
Родителям предъявляется лист ватмана, на котором представлен анализ теста.
У родителей на партах лежат варианты ответа их ребёнка. Классный руководитель даёт им для просмотра потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса.
3.Дискуссия
Классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.
После дискуссии родители получают рекомендации в виде листка SOS. Эти рекомендации они могут занести в свой родительский дневник.
Причины детской неуправляемости:
1.Борьба за внимание родителей.
Непослушание- это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более- ребёнку.
2.Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он хочет решать сам , это заложено в его природе- нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3.Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
-неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: "Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!"
-сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами.
-за унижение друг друга в кругу семьи
-за потерю одного из родителей в результате развода
-за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок
-за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания
-за родительскую ложь и хамелеонство
-за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу
4.Неверие в свой успех
Причинами неверия в собственный успех могут стать:
-низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий
-низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй
-плохие взаимоотношения в классе со сверстниками
-откровенная изоляция ребёнка
-отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения
Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руководителю вопросы, если таковые есть.
4.Анализ притчи
В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя- милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание, на котором он объявил, что хочет раздать вознаграждения за поведения членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик. Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги. С этим вопросом он пришёл к наставнику. "Деньги твои. Ты из заработал. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядывался на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит". Мальчик повернулся и ушёл, немного поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: "Эта история- не индульгенция для хулигана Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем , кто воспитывает".
5. Итог собрания
Родители намечают планы совместных действиц по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей. В числе мер предлагаются бесенды с ребёнком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и т.д.
Задача родителей- проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка.

Литература для подготовки к собранию:
1.Дереклеева Н.И."Справочник классного руководителя" М: ВАКО,2002.
2.Кротов В.Г. "Массаж мысли" М.: Совершенство,1997

15