Родительское собрание «Мой ребёнок становится трудным…»
Родительское собрание.
«Мой ребёнок становится трудным»
Сколько человеческого счастья разбилось
вдребезги только потому,
что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?
И.Д.Вильде
Задачи собрания:
1.Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2.Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3.Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Вопросы для дискуссии:
Какого ребёнка можно отнести к трудным детям?
Причины трудности ребёнка – это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?
Как вести себя с трудным ребёнком – бороться с трудностями или ждать, что ребёнок перерастёт?
О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими и искать у них помощи или бороться, не вынося сор из избы?
Ход собрания:
1.Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще говорят: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, Которые с ним рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок зачастую ребёнок с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними непросто.
Но прежде, попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Родители определяют признаки трудного ребёнка. И классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребёнок ни в чём не знает меры; нарушает распорядок дня; портит школьное имущество; издевается над младшими и стариками; дерётся и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.
Итак, портрет трудности мы определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей.
2.Дискуссия
Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы, заявленные в начале собрания.
Причины детской неуправляемости.
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем долее – ребёнку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Причина третья жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
Неверие в его способности и возможности. Это относится к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
Сравнение не в его пользу со старшими и младшими братьями и сёстрами;
За унижение друг друга в кругу семьи;
За потерю одного из родителей в результате развода;
За появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
За несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
За родительскую ложь и хамелеонство;
За чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвёртая – неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
3.Анализ притчи
В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один – единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличии от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает.
4.Итог собрания
Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.
В числе мер предлагаются беседы с ребёнком в присутствии родительского комитета, привлечение родительского комитета к посещению уроков, наблюдения за участием трудных детей в урочной деятельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных мероприятиях и т. д.
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнок.
15