Родительское собрание «Мой ребёнок становится трудным…»
Родительское собрание «Мой ребёнок становится трудным»
Сколько человеческого счастья разбилось только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения: Дискуссионный клуб.
Вопросы для дискуссии:
1. Что вы понимаете под словами «трудный ребёнок»?
2. Как вы думаете, почему ребёнок становится «трудным»? (Это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или ещё что-то?)
3. Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?
4. Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры или ждать, что ребёнок перерастёт?
5. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
6. О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими людьми и искать у них помощи или, бороться, не вынося мусор из избы?
Подготовительная работа к собранию:
- Тестирование учащихся.
- Анкетирование родителей.
- Подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребёнка,
Ход собрания
Вступительное слово
Уважаемые мамы и папы, бабушки!
Мы рады снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания «Мой ребёнок становится трудным» Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый В попытке обеспечить «счастливое детство» для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то «не то»: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами». Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?
(Сообщаются задачи собрания)
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.
Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Родители определяют признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения.(Обычно, бывает очень трудно разговорить Вас на общем собрании, поэтому мы провели предварительное анкетирование по вопросам
По результатам Ваших анкет мы составили перечень признаков трудного ребёнка. Проецируется с компьютера на экран..
Трудный ребёнок – это ребёнок, который:
- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
- нарушает распорядок дня;
- портит домашнее имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- выходит за рамки приличия;
- мешает проведению уроков;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
- постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Итак, это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести результаты анкетирования ваших детей по данной проблеме.
Итоги анкетирования.
Итоги анкетирования в виде диаграммы проецируются на экран и одновременно комментируются учителем.
Анкета для учеников:
Если ты задержался после школы, то:
А) твоё объяснение опоздания выслушают;
Б) на твоё опоздание не обратят внимания;
В) тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то
А) ты сразу расскажешь об этом родителям;
Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты;
В) ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя:
А) отругают;
Б) посочувствуют;
В) накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А) молчать;
Б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
В) оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо ,ты:
А) согласишься с этим;
Б) промолчишь;
В)будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели. ты своих обидчиков:
А) простишь, если они попросят прощения;
Б) молча проглотишь обиду;
В) накажешь своих обидчиков при удобном случае.
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к :
А) родителям;
Б) друзьям;
В) посторонним людям.
8. Если в доме гости:
А) ты вместе со всеми за столом;
Б) ты в своей комнате;
В) ты получаешь возможность уйти из дома.
9. Если о тебя говорят плохо, то твои родители:
А) соглашаются;
Б) не обращают на это внимания;
В) не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А) дома;
Б) в школе;
В) среди друзей.
Конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
Дискуссия по теме собрания.
Предлагаю для обсуждения следующие вопросы:
-причины трудности ребёнка;
- как вести себя с трудным ребёнком;
- способы решения проблем в общении с ребёнком.
В анкетах причинами трудности ребёнка названо следующее:
- нет контакта с родителями;
- непонимание в семье;
- неприятие ровесниками, одноклассниками;
- влияние «плохой» компании;
- влияние улицы, телевизора;
- мало занимаются детьми, не уделяют должного внимания;
- ребёнок рождается таким;
- частые скандалы в семье.
Обсуждение. Зачитать некоторые ответы родителей 3 класса прямо из анкет. + причины, названные в литературе (листки SOS)
Родители получают листки SOS с рекомендациями. Эти листки одновременно проецируются с компьютера на экран.
SOS
Причины детской неуправляемости:
1) Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
2) Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за :
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
4) Неверие в успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать:
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;
- низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями;
- плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;
- отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Родители анализируют полученные рекомендации.
Как себя вести с трудным ребёнком:
-спокойно выслушивать;
- разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
- найти контакт;
- заинтересовать его;
- уделять больше внимания, любви;
Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком:
- спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
- привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
- нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
- отругать, наказать (4 человека);
- обращение к специалистам;
- чтение специальной литературы.
Меры воспитательного воздействия:
(перекликаются с тем, как вести себя с трудным ребёнком)
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом; (слайд об авторитете Макаренко:
«Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» А.С. Макаренко (Слайд )
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
- в угол;
Обсуждение
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко
Выслушиваются мнения родителей, звучит выступление психолога.
Анализ притчи.
Послушайте притчу.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии ,но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутренне развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит», - сказал ему наставник.
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: « Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает».
Обсуждение притчи.
Подведение итогов родительского собрания.
Родители намечают план совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.
Например,
- беседы с ребёнком в присутствии родительского комитета;
- привлечение родительского комитета к посещению уроков для наблюдения за участием трудных детей в учебном процессе;
- привлечение трудных детей к участию во внеклассных мероприятиях и т.д.
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка.
5 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМНе унижайте и не оскорбляйте ребенка! Не навешивайте ярлыки типа: “растяпа”, лодырь”, “неряха” и т. д. - это подрывает самоуважение и снижает самооценку.Избегайте постоянных одергиваний и неоправданных запретов.Отделяйте поступок ребенка от его личности: “Я люблю тебя, но то, как ты поступил, не одобряю”.Объясните, как можно сгладить последствия плохого поступка.Отличайте все позитивные изменения в поведении ребенка.
Собрание мы хотим закончить сюжетом из «Ералаша» «Кто круче?»
SOS Причины детской неуправляемости:
1) Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
2) Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
4) Неверие в успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать:
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;
- низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями;
- плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;
- отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
SOS Причины детской неуправляемости:
1) Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
2) Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
4) Неверие в успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать:
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;
- низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями;
- плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;
- отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Меры воспитательного воздействия:
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом; авторитете - к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
- в угол;
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко
Меры воспитательного воздействия:
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом; авторитете - к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
- в угол;
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко
Меры воспитательного воздействия:
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом; авторитете - к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
- в угол;
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко
13PAGE 15
13PAGE 14215
15