Классный час по профилактике правонарушений Тема: «Живи своим трудом, а не чужим добром»
Классный час по профилактике правонарушений
Тема: «Живи своим трудом, а не чужим добром»
Цель классного часа: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;
Задачи:
-формирование устойчивой внутренней позиции неприятия воровства; формирование у учащихся понимания того, что совершая проступок, они не только нарушают закон, но причиняют боль своим родным и близким людям;
-пропаганда правовых знаний;
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
-развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию, воспитание правового сознания учащихся;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, раздаточный материал, конституция, уголовный кодекс,
Ход классного часа:
1.Организационный момент:
–Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на классный час?
2.Объявление темы и цели занятия.
-Прочитайте тему. Как вы понимаете эти слова? Значит о чём мы будем говорить?
3. Чтение произведения учителем.
-Я хочу прочитать вам 1 часть рассказа Н.Носова «Огурцы».
4.Работа по содержанию текста.
-Какие чувства у вас вызвал рассказ?
-Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?
-Как называется действие, которое совершили ребята? (воровство).
5.Словарная работа. Работа по теме классного часа.
- Что такое воровство? (В уголовном кодексе под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники.)
-Вор – человек, занимающийся кражами, который ворует – преступник.
-Воровать – преступно присваивать, похищать чужое.
-Значит, быть вором и воровать – это преступление. А преступление наказывается по закону.
Закон– нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (В конституции)
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
- Приведите примеры кражи.
Какое наказание ожидает преступника?
Кража – тайное хищение чужого имущества - наказывается:
-общественными работами,
-штрафом,
-исправительными работами на срок до 2 лет,
-арестом на срок до 6 месяцев,
-ограничением свободы на срок до 3 лет,
-лишением свободы до 3 лет.
-наказывается штрафом от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы на срок до 10 лет
Чем кража отличается от грабежа?
Грабёж – открытое похищение имущества – наказывается: лишение свободы от нескольких месяцев до 20 лет.
-общественными работами,
-штрафом,
-исправительными работами на срок до 2 лет,
-арестом на срок до 6 месяцев,
-ограничением свободы на срок до 4 лет,
-лишением свободы до 4 лет.
- Приведите пример грабежа.
-Также грабежом будут считаться действия, когда преступник вырывает из рук женщины сумочку или срывает шапку с прохожего. Данные действия могут быть применены с применением насилия (ударил кулаком, сбил с ног потерпевшего). Кража и грабеж очень похожи, но отличаются тем, что совершая грабеж преступник применяет насилие, опасное для жизни либо угрожает применением такого насилия.
-Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
- А знаете ли вы, каким было наказание воров в древности?
-клеймо на лбу
- отрубание рук,
- казни воров на главной площади города,
- поездка в чане с помоями.
- Почему наказания воров в древние времена были столь жестоки? Может ли воришка перестать брать чужое? Почему воровство осуждается обществом?
6.Работа в группах.
- Как вы думаете, почему люди берут чужое? (работа в группах, дети выбирают ответы и объясняют.)
1). Нравится вещь
2). Лёгкость добычи
3). Привычка
4).бедность
5). Зависть
6)Желание отомстить
7).Привлечь внимание
- Встречались ли вы в своей жизни с воровством? Страдали ли вы когда-нибудь от воровства?
Давайте ещё раз поработаем в группах и выполним задания.
Группа 1. Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, взявший чужое?
(Страх разоблачения? Тревогу? Радость?)Группа 2. Как вы думаете, какие чувства испытывает пострадавший?
(Обиду? Злость? Желание отомстить?)(ответы детей)
После всего о чём мы с вами говорили, скажите, где находится вор (преступник)? Какие последствия воровства могут быть? (-Позор на всю жизнь; -Недоверие окружающих,-Обвинение в воровстве, даже если это сделал не ты.)
-А сейчас давайте вернёмся к нашему рассказу «Огурцы» Предположите, что могло произойти дальше?
8.Чтение произведения 2-4 частей.
Понравился вам главный персонаж рассказа? Почему? Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?
9.Работа над текстом.
-Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?
Составление схемы на доске.
(карточки) РАДОСТЬ (когда он её испытывал?); ОГОРЧЕНИЕ (в каком эпизоте было?); СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?); ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (когда произошли эти изменения?)
-Как вы понимаете пословицу: «Чужим богат не будешь. Чужое добро не в прок»; «Без спросу взял, да не сказал, так украл»; «Сколько вору не воровать, а виселицы не миновать».
-Значит, если вас одолевает соблазн, то что надо делать?
-Потянулась рука за чужим, скажи себе: «Я не вор!» «Остановись!» «Победи свой порыв!»
-Подумай о том, как себя будет чувствовать пострадавший.
–Если взял чужое, незаметно верни. Больше брать не будешь.
10.Рефлексия «Открытый микрофон».
-Я сегодня понял(а)
–Я хочу сказать вам, друзья…
-Я хочу, чтобы…
–Перед вами я хочу заявить, что
11.Подведение итогов занятия.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, мы не только нарушаем закон, но и причиняем боль родным и близким людям.
Удачи, ВАМ!