Урок развития речи: заметка в газету

Урок развития речи: Заметка в газету
Цели:
1. Закрепить умения определять и характеризовать текст публицистического стиля, самостоятельно создавать текст
публицистического стиля - заметку в газету.
2. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.
Форма работы: групповая
Оборудование, наглядность: раздаточный материал, плакаты.
Ход урока.
Проверка домашнего задания. Проверить умение характеризовать текст публицистического стиля. Устное выполнение тестового упражнения.
Понятие о заметке в газету как о жанре публицистики.
Чтение теоретического материала в учебнике «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской на стр.211.
2. Словарная работа. Записать слова и объяснить их значение.
Юнкор - юный корреспондент.
Корреспондент - автор корреспонденции в газете, журнале. Корреспонденция - сообщение о текущих событиях, присланное откуда-нибудь в газету, журнал.
Сообщение - краткая информация о чём-либо
Репортаж - сообщение о местных событиях
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

3. Особенности заметок. «Секреты» написания заметок.
Сообщение (информация) - лаконичность, небольшое количество выразительных средств. Главная функция - констатация факта «по горячим следим следам». Репортаж - главный принцип «говорю о том, что вижу». Интервью - вопрос - ответ. Каждый вопрос должен быть значимым, интересным. Беседа должна вестись корректно.
Как писать заметку? (в тетрадь для правил)
Знай точно, о чём пишешь и для чего.
Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
Излагай материал логично и последовательно.
Называй фамилии тех, о ком рассказываешь - заметка от этого становится интересней.

Выражай своё отношение к происходящему.
Язык заметки должен быть ярким и красочным.
4. Анализ примеров: сообщение, репортаж, интервью, (группы получают раздаточный материал).

Сообщение
Наша школа приняла участие в акции «Чистый посёлок». Все учащиеся дружно вышли на уборку пришкольной территории. Через час вокруг школы не осталось ни одной бумажки или другого мусора. Ребята, давайте сохраним эту чистоту навсегда!

·
Репортаж с урока
Мы находимся в 7б классе. Идет урок русского языка. Учитель задает вопросы и проверяет домашнее задание. Саша записывает предложение на доске. Артём, Маша и Таня готовятся отвечать по таблице.
Интервью с учителем
Корреспондент. На вечере выпускников нашей школы мы беседуем с учителем-ветераном педагогического труда Петуховой Лидией Петровной. Она окончила школу 40 лет назад. Лидия Петровна, сильно ли изменилась школа за последние годы?
Учитель. О да! Ученики ведут себя на переменах гораздо сдержаннее: не бегают, не дерутся. Все заняты делом: одни читают, другие смотрят телевизор, который стоит в коридоре, кое-кто сдает зачеты. Другие отдыхают, любуясь цветами в школьных рекреациях.
Корреспондент. Нравятся ли вам современные уроки?
Учитель. Конечно. Я удивляюсь, что уже первоклассники могут работать с компьютером. А в распоряжении учителя разнообразная техника.
Корреспондент. Что бы вы хотели пожелать сегодняшним школьникам?
Учитель. Интересных научных открытий.
5. Анализ заметок упр.447, стр.211 учебника (по заданию)
6. Коллективное редактирование текста заметки, (группы получают раздаточный материал).
Отредактировать заметку.
Недавно мы всем классом собрались в поход. Долго лил дождь, а мы никак не могли дождаться Петю Иванова. Он не явился. Вот какой бессовестный! Наконец дождь прекратился и мы пошли в лес. Весело провели время! А на следующий день мы провели классный час «Как мы охраняем природу?» К нам пришли студенты. Вот как интересно живет наш класс!
III. Группам предлагаются пять вариантов составления заметок. Каждая группа выбирает один вариант.
Заметка в газету «Дружный класс. Что это значит?»
Репортаж с классного часа
Сообщение о...
Интервью с ...
Заметка в газету «Лидер класса. Кто он? Какой он?»

Самостоятельная работа: составление заметки в газету.
Проверка и оценивание работы. Составление газеты.













Приложение к уроку. Заметка в газету

I. Юнкор - юный корреспондент.
Корреспондент - автор корреспонденции в газете, журнале. Корреспонденция - сообщение о текущих событиях, присланное откуда-нибудь в газету, журнал.
Сообщение - краткая информация о чём-либо
Репортаж - сообщение о местных событиях
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

II. Как писать заметку? (в тетрадь для правил)
Знай точно, о чём пишешь и для чего.
Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
Излагай материал логично и последовательно.
Называй фамилии тех, о ком рассказываешь - заметка от этого становится интересней.

Выражай своё отношение к происходящему.
Язык заметки должен быть ярким и красочным.
III. Примеры заметок
Сообщение
Наша школа приняла участие в акции «Чистый посёлок». Все учащиеся дружно вышли на уборку пришкольной территории. Через час вокруг школы не осталось ни одной бумажки или другого мусора. Ребята, давайте сохраним эту чистоту навсегда!

·
Репортаж
Мы находимся в 7б классе. Идет урок русского языка. Учитель задает вопросы и проверяет домашнее задание. Саша записывает предложение на доске. Артём, Маша и Таня готовятся отвечать по таблице.
Интервью с учителем
Корреспондент. На вечере выпускников нашей школы мы беседуем с учителем-ветераном педагогического труда Петуховой Лидией Петровной. Она окончила школу 40 лет назад. Лидия Петровна, сильно ли изменилась школа за последние годы?
Учитель. О да! Ученики ведут себя на переменах гораздо сдержаннее: не бегают, не дерутся. Все заняты делом: одни читают, другие смотрят телевизор, который стоит в коридоре, кое-кто сдает зачеты. Другие отдыхают, любуясь цветами в школьных рекреациях.
Корреспондент. Нравятся ли вам современные уроки?
Учитель. Конечно. Я удивляюсь, что уже первоклассники могут работать с компьютером. А в распоряжении учителя разнообразная техника.
Корреспондент. Что бы вы хотели пожелать сегодняшним школьникам?
Учитель. Интересных научных открытий.
Отредактировать заметку.
Недавно мы всем классом собрались в поход. Долго лил дождь, а мы никак не могли дождаться Петю Иванова. Он не явился. Вот какой бессовестный! Наконец дождь прекратился и мы пошли в лес. Весело провели время! А на следующий день мы провели классный час «Как мы охраняем природу?» К нам пришли студенты. Вот как интересно живет наш класс!

15