Конспект открытого урока по русскому языку Заметка в газету
Конспект урока русского языка в 7 классе в условиях реализации ФГОС
«Заметка в газету»
Тип урока: усвоение и применение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Форма урока: урок-мастерская
Модель обучения: базовая
Цель урока: сформировать понятие о заметке как о жанре публицистического стиля, обогатить словарный словарный запас учащихся, научиться самостоятельно писать заметку.
Задачи урока:
Образовательные:
сформулировать законы написания заметки;
определить отличительные признаки заметки;
освоить виды заметок;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
научиться писать заметку.
Развивающие:
развивать критическое мышление;
формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
развивать творческие способности учащихся;
совершенствовать речевые способности учащихся;
развивать умение применять новые знания на практике;
развивать умения формулировать проблему;
осваивать и развивать умения и навыки учебного сотрудничества в ходе парной и групповой деятельности;
развивать умения работать с наглядным материалом.
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношения к слову;
воспитывать интерес и уважение к родному языку;
развивать коммуникативные УУД;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
создать условия для взаимодействия учащихся в групповой работе и работе в парах.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку, уважительно относиться к слову.
метапредметные: умение работать в группе и индивидуально, умение излагать свою позицию и аргументировать её, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий; способность оценивать достигнутые результаты; развитие операций логического мышления.
предметные: расширить понятийную базу о стиля и типах речи, научиться составлять собственные заметки, научиться излагать своё мнение, формулировать ответ; закрепить опыт работы со словом и его значением; освоить виды заметок; научиться выступать перед аудиторией.
Межпредметные связи: журналистика, обществознание
Оборудование:
учебник «Русский язык» М.М. Разумовская;
ПК, мультимедийный проектор;
газета «Авангард» за 2016 год;
красочный шаблон выпуска газеты (на ватмане);
шляпы для рефлексии;
таблица-заготовка для вывешивания на доску;
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Ход урока
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Меня зовут Виктория Евгеньевна, и сегодня я проведу в вашем классе не совсем обычный урок.
Актуализация знаний, планирование. Что необычного будет на нашем уроке? Во-первых, мы познакомимся с новой для вас темой. Но только для этого нам необходимо вспомнить то, что вы изучали в 5 классе. В этом нам будет помогать герой известного мультфильма – почтальон Печкин, а потом мы откроем собственную редакцию газеты о вашем классе, издадим её и повесим в этом кабинете. А закончить урок нам помогут волшебные шляпы мышления, которые знают всё, что происходит на нашем уроке. От вас требуется дисциплина, желание работать, активность, взаимовыручка и уважение ко всем присутствующим сегодня на этом уроке.
Гимнастика для пальцев.
Работа в тетради.
Постановка учебной задачи. Разогрейте ваши пальчики, откройте тетради, запишите число. Тему мы напишем позже, вы сами её сформулируете.
Чтобы понять, о чем сегодня будет идти речь, нам необходимо вспомнить, какие стили речи вам известны? (их 5: художественный, публицистический, разговорный, деловой, научный)
Скажите, какой стиль речи относится к массовой информации? Целью какого стиля является сообщение фактов, воздействие, убеждение?
Верно, это публицистический стиль. Именно о жанре этого стиля мы сегодня поговорим.
Повторение пройденного. - Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий.
Представим, что этот круг (на доске нарисовать) – это всё многообразие публицистического стиля. Скажите, а какие средства, способы передачи массовой информации (СМИ) принадлежат этому стилю? Вы говорите, а я вписываю. (информационный кластер).
Предполагаемый результат:
322580101600Публицистический стиль
1608455141605Газеты
0Газеты
2541905124460Радио
0Радио
598805172085Интернетет0Интернетет
1446530179705Телевидение
00Телевидение
-Молодцы. Вы знаете, что каждое средство из перечисленных имеет свои жанры. Например, телевидение что может нам показать? (новости, передачи, фильмы и т.д.). Но сегодня мы будем говорить о газетах, а о чем именно, вам подскажет гость нашего урока – почтальон Печкин. Внимание на экран! (отрезок видео 1).
Определение темы и целей урока. -Итак, скажите, с каким жанром мы познакомимся сегодня? Какова тема урока?
-Верно, мы сегодня познакомимся с заметкой как с жанром публицистического стиля. И тема нашего урока «Заметка в газету». Запишите в тетрадях.
-Скажите, какие цели мы ставим на этом уроке?
-Молодцы, цели урока: сформировать понятие о заметке как о жанре публицистического стиля, обогатить словарный словарный запас учащихся, научиться самостоятельно писать заметку.
Объяснение нового материала. -Чтобы понять содержание слова ЗАМЕТКА, нужно поработать с его формой, т.е. определить, из каких морфем состоит это слово, и что эти морфемы нам могут сказать об этом слове. Определите морфемы. (1 человек у доски разбирает слово).
-Какой корень? (-мет-)
-Однокоренные слова? (заметить, метка, замечательный, отметить, наметить).
-Какое общее значение данного корня? (для этого обратимся к сети Интернет). 1 человек к компьютеру – прямой выход в интернет. (сайт http://www.proza.ru/2013/02/11/1821).
-В то время, пока ученик смотрит значение, мы обратимся к учебнику на с.79. Давайте прочитаем, что нам говорит автор учебника. (1 ученик читает)
- Теперь послушаем, что нам удалось найти в интернете. (отвечает ученик)
Таким образом, сформулируем и запишем, что такое заметка. (ЗАМЕТКА — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы).
А теперь посмотрим, какую же заметку принес почтальон Печкин. И на основе этой заметки выделим основные особенности данного жанра. (Отрезок Видео 2).
-Итак, скажите, можем ли мы считать эту статью в газете заметкой? (Да, она кратко описывает событие и проблему). Давайте определим особенности этого жанра на основе данной заметки.
-Еще одной особенностью является наличие оценки в содержании. Но!!!!Такая особенность наблюдается только в ОДНОМ виде заметки, а в каком, нам расскажет Алина Камнева. (сообщение ученика о видах заметок)
-Спасибо, Алина. Итак, какие 2 вида заметок вы выявили в сообщении Алины? Запишем в тетради. (на экране) (заметка бывает двух видов: информационная и оценочно-информационная. Информационная заметка. Основой информационной заметки является описание фактов. Это последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как?
Оценочно-информационная заметка — это заметка, в которой не только описан факт (что произошло? где? когда? почему? как?), но и даётся оценка этого факта. Оценка представляет собой отношение журналиста к описанному в заметке явлению или предмету. Поэтому структура оценочно-информационной заметки выглядит более сложной).
Отработка нового материала. _Скажите, как называется наша районная газета?
-Читаете ли вы ее?
-Что больше всего вас там интересует?
-У вас на партах лежат выпуски данной газеты «Авангард». Поработайте в паре, отметьте галочкой те статьи, которые мы можем назвать заметками. Определите их виды. (работа в парах с выпуском газеты).
-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Спросить 2-3 человек.
-Ребята, я думаю вы знаете, что в нашем современном мире информацию периодических изданий можно не только прочитать, но и просмотреть. Какой вид СМИ объединяет в себе все остальные виды? (Интернет). Существует огромное количество информационных сайтов, которые содержат и объединяют разного рода информацию. Давайте посмотрим эти сайты. http://megapoisk.com/novostnye-sajty-rossii_sites-all
Зарядка. Самый лучший отдых – это расслабление, спокойствие. Я включу музыку, мы сделаем простые движения.
Творческая работа в группах. - Ребята, я предлагаю ненадолго превратить наш кабинет русского языка в редакцию газеты, а какой газеты, как она называется, мы решим попозже вместе. Согласны?
Итак, у нас предполагается выпуск 6-ти заметок, значит, у нас 6 редакционных групп. Ребята, повернитесь к парте, стоящей за вами, и у нас образуется 6 групп.
Выберите листочки, которые вам нравятся (выбирают), посмотрите темы заметок, которые достались вашей группе (огласите темы). Ваша задача в течение 5-7 минут написать заметку в нашу газету. Готовую заметку опубликуйте на этих красочных бланках, которые подготовили заранее художественные редакторы (имена девочек). Но для начала давайте рассмотрим алгоритм написания заметки. (вывесить на доску табличку с алгоритмом).
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ ЗАМЕТКА. (заранее готовят 2 ученика)
Определи событие, о котором стоит написать
Узнай все самое главное, уточни факты.
Укажи дату, место действия; назови участников события, дай им краткую характеристику (если это важно).
Описывая событие, оцени его, выскажи свое к нему отношение. (в зависимости от вида).
Вот, что примерно должно у вас получиться.
Ребята выполняют задание. Спросить 2-3 группы (по времени). Приклеить на большую стенгазету все заметки. Остается 1 окошечко для заметки, которую будут делать ДОМА.
Объяснение домашнего задания. Написать заметку на определенную тему. Выберут лучшие, поместят туда на следующем уроке.
Подведение итогов. Рефлексия. Итак, вы очень хорошо поработали. Однако давайте обратимся к шляпам мышления, которые «проверят», как вы усвоили сегодняшний материал.
Вопросы в «шляпах» разной направленности: рассуждение, точный ответ, приведение примера и т.д.
(Несколько человек вытянут вопросы из шляп, ответят на них).
Скажите, достигли мы цели и задачи? (на обратной стороне доски). Сравнить.
Итак, мы заканчиваем сегодняшний урок. Я надеюсь, что у вас остались только положительные эмоции. У вас на столах смайлики, но не только у вас, и у гостей тоже. покажите, какое настроение. (показывают) Прокомментировать результат.
-Спасибо за урок!
Выставление оценок.