Классный час на тему Маленькими шагами навстречу друг другу.


Пояснительная записка
к сценарию мастер – класса
«Маленькими шагами навстречу друг другу»

Данный сценарий написан для учащихся 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида, имеющих умственную отсталость.
В классе обучаются ребята примерно одного возраста, но имеющие большую разницу в развитии. Умственная отсталость, причём, у части детей тяжёлая, наличие у ребят вторичного дефекта (70% класса инвалиды детства), непонимание детьми друг друга, недостаточная самокритичность, недостатки воспитания, негативное отношение к ближнему, неумение правильно оценивать происходящее - факторы, которые повышали конфликтность в классе. Часть из этих факторов, устранить было невозможно. Поэтому одной из главных задач, стоящих передо мной, маленькими шагами, опираясь на детский опыт, продвигаться вперёд по устранению причин, влияющих на данную проблему.
Предварительно, перед проведением мастер – класса, хорошо провести мероприятие «Что мы знаем друг о друге?», которое позволит ребятам открыть в своих одноклассниках что-то новое, затронуть их чувства, заложить основу для формирования сострадания к ближнему, сделать их хоть немного ближе друг к другу.
Конечно, хочется, что бы конфликты сразу взяли и исчезли, но так не бывает, сразу их устранить невозможно. Именно поэтому мой мастер – класс, по решению этой проблемы, состоит из нескольких шагов. Каждый шаг имеет своё название и свои цели.
Шаг № 1 «Мы все такие разные»
Цели: дать понять ребятам о том, что все мы разные, так и должно быть, что это хорошо, иначе неинтересно было бы жить, но все мы должны быть внимательными, терпимыми друг к другу.
Шаг № 2 «Сколько людей, столько и мнений».
Цели: обратить внимание детей на то, что у каждого человека может быть собственное мнение, причём, мнение других людей может не совпадать с твоим мнением, но это не означает, что они ошибаются.
Шаг №3 «Что бы не было конфликтов».
Цели: рассмотреть причины конфликтов, их последствия и как их можно избежать, вызвать желание у ребят совершать добрые поступки.
Мастер – класс поможет детям задуматься о том, что зло, сделанное нами к нам злом и вернётся, а улыбка и тёплое, вежливое, волшебное слово помогут мир вокруг нас сделать лучше и добрее.





Сценарий мастер – класса
«Маленькими шагами навстречу друг другу»
на конкурс «Современный классный руководитель»
по теме «Формула решения школьных конфликтов»
Цель: формировать умение бесконфликтно существовать в
коллективе, корригировать речь, внимание,
расширять кругозор ребят,
воспитывать терпимое, доброжелательное отношение к другим
людям
Шаг №1
Мы все такие разные
Предварительное задание: принести вырезки из журналов с портретами различных людей.
Оформление: оформить портретами доску.
Оборудование: мультфильм «Гадкий утёнок», компьютер.

Вступление
Наша Земля очень большая. На ней проживает огромное число людей. Все они (обращаю внимание на портреты различных людей на доске) разные, совершенно не похожие друг на друга. Люди отличаются по возрасту, по полу, цвету кожи и т. д. Они имеют разные привычки: одни любят футбол, другие - читать газеты, одни – с удовольствием слушают музыку, а другие – смотрят телевизор. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Игра. Найдите противоположные по значению слова, характеризующие различных людей:
Молодой – (старый)
Мужчина - женщина
Высокий – низкий
Тихий – громкий
Радостный – грустный
Девочка- мальчик
Быстрый – медленный
Блондин – брюнет
Дедушка- бабушка
Здоровый – больной
Злой – добрый
Шалун – тихоня
Да, действительно, на земле живут самые разные люди.

Все мы разные



Основная часть
Беседа
А теперь посмотрим на фотографию нашего класса. Все вы примерно одного возраста, но у каждого из вас своя дата рождения, живёте в одном городе, но у каждого из вас – свой дом, свои родители, учитесь в одной школе, в одном и том же класс, но даже имена и фамилии у вас разные. Одни больше любят математику, а другие – чтение, кому - то больше нравится – бегать и прыгать, а кому - то – лепить и рисовать.
-А как вы считаете, все ли люди должны быть одинаковыми?
(Слушаем ответы ребят)
-А хорошо ли, что люди, живущие на земле различны?
(Слушаем ответы ребят)
Вывод. Да, хорошо. Ведь, иначе, было бы неинтересно, однообразно, всё одинаково.
- А как мы должны относиться к людям, которые отличаются от вас по внешнему виду, по знаниям, по привычкам?

Все мы должны быть внимательными, терпимыми друг к другу.


А сейчас вы посмотрите мультфильм. Конечно, вы обязательно узнаете главного героя. Обратить внимание: можно ли назвать терпимыми отношение к нему других персонажей сказки.
Просмотр мультфильма
Обсуждение сказки по вопросам:
-Как звали главного героя?
-Каких персонажей вы ещё запомнили в сказке?
- Как относились они к утёнку? Почему вы так считаете?
-Можно ли их поведение назвать терпимым по отношению к другим? Почему?
-А вам понравился главный герой этой сказки? Почему?
-В сказке маленького утёнка обижали, обзывали, унижали, но стали ли мы хуже к нему от этого относиться?
-А какое отношение вызвали у вас те, кто так плохо относился к утёнку?
-А бывали ли случаи в вашей жизни, когда к вам относились, как к «гадкому утёнку»? А бывали ли случаи, когда вы вели себя как некоторые персонажи сказки: глупая утка или самовлюблённый индюк? (Слушаем ответы ребят)
Выводы. Это сказка, но часто и в жизни бывают случаи, когда, один пытается унизить, оскорбить того, кто находится рядом. Он, наверно, как и некоторые птицы из сказки, хочет показаться, умнее и красивее других. Но окружающие люди смотрят и думают плохо, не на того, кого обзывают, а того, кто это делает. Всем сразу становится ясно, что перед нами глупый, жалкий, невоспитанный человек.
Поэтому надо помнить, когда общаешься с другими людьми, своими одноклассниками, что

Унижая и оскорбляя других – ты становишься глупым и жалким сам.


Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе.


Шаг №2
«Сколько людей, столько и мнений»
Предварительная подготовка: драматизация сказки «Мудрецы и слон»
Оборудование: лист бумаги, фломастеры.
Вступление
На земле живёт много разных людей. Все люди разные.
Основная часть
Беседа.
Не все они одинаково думают, смотрят на одни и те же вещи. Может поэтому, народная молва гласит: «Сколько людей, столько и мнений». Например, одна и та же купленная вещь одному может очень понравиться, другой не обратит на неё никакого внимания, а третьему – она покажется некрасивой.
-А кто же из них прав?
-А нужно ли спорить друг с другом и делать так, чтобы другой человек обязательно думал, так же как и ты? (Слушаем ответы ребят)

У каждого человека может быть собственное мнение. Мнение других людей может не совпадать с твоим мнением, но это не означает, что они ошибаются.

- А нужно ли считаться, прислушиваться к мнению других? Почему?
(Слушаем ответы ребят)
А сейчас посмотрите маленькую сказку. Называется она «Мудрецы и слон». Запомните мнение каждого мудреца. Прислушивались ли они к выводам друг друга? К чему это привело?
Драматизация сказки «Мудрецы и слон»
Давным–давно в маленьком городе жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецам очень захотелось увидеть его. Но как, ведь они слепые и ничего не видят?
«Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он – слон».
Пришли мудрецы к слону.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперёд-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.
Второй – потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на верёвку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копьё», - воскликнул четвёртый, ощупавший бивни слона
«Нет, нет, - закричал пятый,- слон, как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая его бок.
Шестой мудрец подёргал слоновий хобот. «Вы не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет, на верёвку!» - «На змею!» - «На стену!»- «Вы ошибаетесь!» - «Вы не правы!» - «Я прав!». Шестеро мудрецов целый час кричали и не слушали друг на друга. Каждый был уверен в своей правоте. И в результате так и поняли, как же выглядит слон.
Обсуждение сказки по вопросам:
- Сколько было мудрецов?
- Какое были мнение о том, как выглядит слон у первого мудреца? Почему они так думал?
- Что думали остальные? Почему? Правы ли они были?
- Прислушивались ли мудрецы к выводам друг друга?
- К чему это привело? Узнали ли они, какой он – слон? (Слушаем ответы ребят).
Вот так бывает часто и в жизни - каждый слушает только себя. Давайте попробуем, а получилось ли у мудрецов узнать, что это за животное – слон, если бы они послушали друг друга?
Игра. Нарисуйте слона, используя опыт каждого мудреца. (На общем листе бумаги каждый ученик выходит к доске и рисует по одному элементу)
Первый ощупывал слона спереди. Он заметил, что вверху у слона, что - то движется вверх- вниз, и он решил, что это – веер. (Один ученик рисует ухо ) Второй обнаружил впереди вырост, похожий на змею (Другой ученик рисует хобот). Ощупав бивни, следующий мудрец сказал, что это копьё. (Рисуем) Тот, кто стоял посредине, пришёл к выводу, что слон стоит на ногах, как на четырёх деревьях (ученик рисует ноги слона), а высотой он с огромную стену (рисует следующий ученик). Стоящий сзади нащупал хвост и подумал, что это верёвка (рисуем). Вот у нас и получился слон. Мы смогли его нарисовать потому, что внимательно слушали и мнение других.
Выводы: каждый из мудрецов считал, что только он всё знает и понимает, никто из них не хотел прислушаться к мнению другого. В результате, как мудрецы не знали, как выглядит слон, так и не узнали. А ведь всё могло быть по - другому, если бы.(предлагаю ребятам продолжить предложение).
Итак, сделаем вывод.
Что ты говоришь – это важно, но обязательно послушай и мнение других людей, попытайся их понять.


Шаг №3
«Что бы не было конфликтов»
Предварительное задание: подобрать пословицы о влиянии слов на человека, вспомнить сказки о добре и зле.
Оборудование: мультфильм со сказкой «Король Дроздобород», ,книга с рассказом А.Митта «Шар в окошке», листы для рисования и фломастеры.
Вступление
Все мы разные, но важно быть терпимыми друг к другу. Давайте вспомним, а что же это значит? (Ребята читают ранее сделанные выводы)
- А что случится, если люди перестанут уважать друг друга, начнут ругаться, конфликтовать? К чему это может привести? (Слушаем ответы ребят)
Вывод: неуважение, грубость могут привести к вражде и даже войне.
Вот мы и поговорим о том, что является причиной конфликтов и как их можно избежать. Вы услышите несколько советов, хорошо их послушайте и выберите, какой из них вы считаете наиболее действенный.
Основная часть.
Причиной конфликта может стать даже слово. Словом можно глубоко ранить, обидеть другого человека.
Не зря в народе есть много пословиц и поговорок об этом:
Слово пуще стрелы разит.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
Недобрые слова, насмешки могут стать причиной различных конфликтов:
От одного слова – да навек ссора.
За худые слова – слетит и голова.
А сейчас посмотрите сказку и скажите, как королевна относилась к другим людям, и к чему это привело?
Просмотр фрагментов мультфильма «Король Дроздобород»
Обсуждение по вопросам:
- Какой была королевна в начале сказки?
- Как она относилась к людям?
-Как вы думаете, почему она так относилась к людям? Какой себя она считала?
- Обижали ли слова королевны других людей? Что они чувствовали?
- Какую работу пришлось выполнять королевне, после того, как она вышла замуж за нищего? Что она чувствовала?
- Что испытала королевна на балу, когда все присутствующие стали над ней смеяться?
- Чему учит эта сказка?
Сказка ложь, да в намёк – добрым молодцам урок. Чтобы не было конфликтов и обид – запомните простое правило:

Ни словом, ни делом не унижайте других людей.


Зло, сделанное королевной – к ней злом и вернулось. Помните об этом!

Зло, сделанное вами – к вам злом и вернётся.


Задание. Приведите примеры из сказок, подтверждающие этот вывод.
-А бывали ли случаи с вами, когда, когда зло возвращалось злом?
Да. Люди, к сожалению, бывают разные. И вам обязательно встретятся такие, которые будут совершать злые, некрасивые поступки. Возможно, они ещё маленькие и многого недопонимают. Но за свои недобрые дела - они обязательно будут наказаны. Это чужие ошибки, и вам не стоит их повторять.
- А можно ли как- нибудь узнать недоброго человека?
(Слушаем ответы ребят)
Злого человека можно всегда узнать. Его выдают недобрые дела, голос, тон, которым они разговаривают с другими людьми. Даже по лицу можно догадаться, что перед тобой злой человек.
Задание. Нарисуйте лицо недоброго человека. (Каждый рисует)
Да, иногда кто-нибудь сделает что – либо нехорошее и думает – никто не увидит и не узнает, а оказывается всё недоброе изменяет наше лицо и делает вот таким: (показываю рисунки).
Именно злые, недобрые поступки – являются причиной различных конфликтов.
- Как вы считаете, ребята, что надо делать, что бы избежать конфликтов?
Эзоп говорил: «Велико ли, мало зло, его не надо делать».
Так вот, прежде всего

Не надо делать даже маленьких злых, недобрых дел.

А что же надо?
В другом человеке надо видеть не плохое, а хорошее.


Найти в человеке хорошее не всегда бывает легко, не у всех получается. Но этому надо учиться, ведь это вам пригодится и в школьном коллективе, и, когда придете в училище, и даже, на производстве. Вот сейчас и попробуем, получится ли это у вас.
Игра «Скажи хорошее о ближнем»: Ваша задача найти и сказать добрые, хорошие слова о другом человеке и объяснить, почему вы так считаете. Кто кому говорит – решит жребий. (Ребята вытягивают фамилии своих одноклассников)
(Слушаем высказывания ребят, их аргументацию)
Вывод: ничто так не ободряет человека, как доброе слово. Умение увидеть в человеке хорошее, сказать о нём добрые слова – не всем было легко. Но помните, что добрые слова – к вам добром и вернутся.

Сделанные вами добрые слова и поступки - к вам добром и вернутся


Послушайте рассказ и попробуйте придумать его продолжение.
Чтение отрывков из рассказа А. Митта «Шар в окошке»
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.
Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх – вниз, вверх – вниз. Что такое?
Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо, Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!»
Обсуждение рассказа по вопросам:
- Какой же поступок совершили ребята?
- Можно ли этот поступок назвать добрым?
- Как вы думаете, это доброе дело, забота ребят - какие желания вызвала у Коли?
Задание: Продолжите и попробуйте придумать продолжение этого рассказа.
Задание: Нарисуйте шарик и на нём рожицу, какую нарисовали ребята Коле.
Рассматриваем рисунки.
Вывод. Улыбка, тёплое, вежливое, волшебное слово – помогут мир вокруг вас сделать добрее. Поэтому улыбайтесь друг другу, делайте хорошие дела, говорите добрые слова - это поможет вам избежать конфликтов, непонимания, враждебности.

Улыбайтесь друг другу, делайте хорошие дела, говорите добрые слова

Задание. Вспомните сказки, когда сделанное кем - либо добро, возвращалось к нему назад тоже добром.
(Слушаем ответы ребят)
А иногда, учит народная мудрость, что бы не возникали конфликты - лучше бывает и помолчать,
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Сказанное слово – серебряное, а несказанное – золотое.
Доброе молчание - лучше худого ворчания.

Лучше недосказать, чем лишнее сказать.

Таким образом, несказанное вами слово – тоже поможет в решении конфликтов.
Подведение итогов. Вы сегодня услышали несколько советов, как можно избежать конфликтных ситуаций. (Раздаю каждому в отпечатанном виде.) Какой совет вам наиболее запомнился, какой вы считаете наиболее действенным? (Слушаем ответы ребят).
Конечно, относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе. Если ты будешь, добр по отношению к другим людям, то и они ответят тебе тем же.
Хоровое исполнение песни под гитару:
Привыкайте к доброму, к доброму, друзья!
Без добра на свете нам прожить нельзя!
Хамство, зло и ненависть исключить пора!
Мы же с вами искорки одного костра!
Мы же с вами искорки одного костра!

Информация
к сценарию мастер - класса
«Маленькими шагами навстречу друг другу»

В нашей специальной коррекционной школе VIII вида обучаются умственно отсталые дети. В прошлом учебном году я стала классным руководителем нового 5 класса и столкнулась с большой проблемой.
В рамках одного класса занимались дети с различными уровнями поражения интеллекта. Половина детей класса - это ученики, имеющие умственную отсталость, но вполне успешно усваивающие знания, предусмотренные программой. Вторая половина – это дети с тяжёлым поражением интеллекта. Они значительно отставали в своём развитии и даже частично не могли усвоить базовые знания в данном классе. С такими учениками учителя занимались, согласно решению ПМПк, по индивидуальным программам. Причём, разница в знаниях у детей класса была достаточно велика. Например, ученики одной группы по математике выполняли действия в пределе 10 000, а ребята второй половины класса считали только в пределе 10 и то с опорой на счётный материал. По русскому языку, если одна часть детей писала вполне успешно под диктовку, то другая – могла только списывать, а двое из них писали по обводке и прописям, так как не овладели в должной степени навыками письма.
Таким образом, хотя в классе и обучались ребята примерно одного возраста, но между ними была большая разница в развитии, что способствовало возникновению различных конфликтов. Часто в них вовлекались и родители учащихся, и конфликт продолжался на различных уровнях: родитель – ученик, родитель – родитель, родитель – учитель.
Локальное тушение конфликтных ситуаций не давали должного эффекта. Умственная отсталость, причём, у части тяжёлая, наличие у ребят вторичного дефекта (70% класса инвалиды детства), непонимание детьми друг друга, недостаточная самокритичность, недостатки воспитания, негативное отношение к ближнему, неумение правильно оценивать происходящее - факторы, которые только повышали конфликтность в классе. Часть из этих факторов устранить было невозможно, поэтому вела работу по преодолению хотя бы некоторых причин, влияющих на данную проблему. К ней были подключены и психолог, и социальный педагог. Работу по преодолению конфликтных ситуаций проводила как среди учащихся, так и среди их родителей.
Работа с учащимися. Через различные беседы проводила мысль, что надо терпимее относиться к людям, их недостаткам, что ты не один на земле. Все мы разные и думать можем по-разному, наши мнения могут не совпадать.
Чтобы ребята ближе познакомились друг с другом, был проведён классный час на тему: «Что мы знаем друг о друге?». На нём ребята рассказали о близких им людям, наиболее значимых событиях, произошедших в их семьях. Приглашённые родители поделились воспоминаниями о своих детях: когда родился, почему так назвали, какие волнующие события случились с ребёнком за эти годы. С большим интересом учащиеся рассматривали фотографии из семейного альбома. С целью повышения авторитета детей среди одноклассников, была организована выставка поделок, которые учащиеся сделали своими руками. Это мероприятие помогло ребятам открыть в своих одноклассниках что-то новое, затронуло их чувства, заложило основу для формирования сострадания к ближнему, желание помочь.
Опираясь на опыт ребят, мы пришли к выводу, что улыбка, тёплое, вежливое, волшебное слово – помогут мир вокруг нас сделать добрее, поэтому надо улыбаться друг другу, делать хорошие дела, говорить добрые слова. Это поможет избежать конфликтов, непонимания, враждебности. К людям надо относиться так, как бы мы хотели, чтобы люди относились к нам. Подтверждение этих выводов мы старалась найти в различных книгах, при просмотре любимых кинофильмов и мультфильмов.
С ребятами проводились тренинги по снятию агрессии, по умению общаться друг с другом, по выходу из конфликтных ситуаций. Ведь по разным причинам, не все, кто находится рядом с нами, будут поступать правильно (может кто – то ещё маленький и многого не понимает, а кто-то просто до сих пор не научился себя вести). Старалась подвести ребят к мысли, что это чужие ошибки, и их не стоит повторять.
Привлекала детей к совместной работе. Вместе мы выпускали различные газеты, поздравления, участвовали в спортивных соревнованиях. Но кто, какую работу будет выполнять, всегда приходилось продумывать заранее, ведь она должна быть каждому ученику посильна и значима.
Работа с родителями. К работе я подключила и родителей. Ведь положительных результатов можно добиться только совместными усилиями родителей и учителей, чтобы к ученикам и в школе, и дома предъявлялись единые требования. Именно поэтому на родительском собрании мы разобрали причины конфликтов и пришли к выводу, что, если в классе установится спокойная рабочая атмосфера, то выиграют от этого, в первую очередь, наши дети. В этом вопросе мы – союзники. Для этого родителям не надо разжигать возникающие конфликты между детьми, не надо настраивать их негативно к другим школьникам, а наоборот, снимать их враждебность, негативизм. В различных ситуациях больше внимания уделять не тому, как поступил другой ученик, а разобрать, почему он так поступил. Важно и то, как вёл себя в конфликте именно ваш ребёнок.
Не сразу, потихоньку, маленькими шагами мы продвигались в решении этого вопроса. Микроклимат в классе за это время значительно улучшился, но работу в этом направлении продолжаю и буду продолжать.