Урок литературы по рассказу Ю.П.Казакова Тихое утро
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Класс – 7
Предмет- литература (внеклассное чтение)
Тема: Ю.П.Казаков «Тихое утро».
«Два мальчика - два разных жизненных опыта, два разных характера».
Цель: раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи, проследив за их мыслями, чувствами и поступками, найдя и исследуя «точки» их нравственных « взлетов» и «падений». Задачи:
- обучающие: раскрыть образы главных героев, способствовать формированию навыка формулировать ответы на вопросы и их аргументацию, стимулировать познавательную активность обучающихся через решение проблемных ситуаций в работе с текстом;
-развивающие: развивать творческое воображение, речь и мышление учащихся, коммуникативную компетентность через работу в группах, развивать умение строить собственное высказывание, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
- воспитывающие: познакомить с нравственными проблемами, которые автор поднимает в своих произведениях, воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки;
Ход урока.
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности. 1 слайд
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок .(звучит тихая музыка)
Ребята, сядьте поудобнее , закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им. А я дарю вам голубей, чтобы у вас было еще больше друзей. Какое настроение у вас сейчас? (показывают смайлики .)
2.Сообщение темы урока, цели. Постановка проблемного вопроса.
2 слайд
-Дома вы прочитали рассказ Ю.П.Казакова «Тихое утро».
-Кто главные герои рассказа?
-Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые?
-Похожи друг на друга?
-Как будет звучать тема нашего урока?
3-4слайд
-Молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: : Ю.П.Казаков «Тихое утро».
Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.
В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи, проследив за их мыслями, чувствами и поступками, найдя и исследуя «точки « их «взлетов» и «падений».
3.Актуализация знаний. 5 слайд
Познакомимся с биографией и творчеством Ю.П.Казакова
КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ - русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего. В автобиографии писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести «Две ночи». Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке, даже окончил музыкальное училище им. Гнесиных . Но вскоре понял, что музыка – не его призвание и в конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга « Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным. При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов. Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
6 слайд
Ю.П.Казаков - писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы.
Как нужно жить?
Какими качествами нужно обладать?
Что лежит в основе человеческого поведения?
Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО?
Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».
Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов.
4. Работа по вариантам.
1 в: Что такое ДОБРО? ДОБРО- поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.
2 в: Что такое ЗЛО? ЗЛО- поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.
Проверка- 7-8 слайд
- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?
9 слайд
-Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына(на доске)
«…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…»
- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?
(нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения»)
-Вот сейчас мы и проследим за разными поступками и чувствами наших героев.
10 слайд
Кейс- задания группам: Рассказ можно разделить на 10 смысловых частей (указаны)+ диаграмма
- Проследите по тексту рассказа за поступками, мыслями, чувствами героев, отвечая на вопросы, найдите, «точки» нравственных « взлетов» и «падений» в разных ситуациях, описанных в рассказе. Обозначьте их на листе бумаги в виде ломаной линии (взлет- линия вверх красного цвета, падение- линия вниз синего цвета)- 10 мин.
Физкультминутка. Прежде, чем выслушать докладчиков групп, проведем физкультминутку.
11-12 слайд
Проверка. 13 слайд 1 группа- «Взлеты и падения Яшки»- показывает схему и отвечает на вопросы (вопросы на листочках даны в группы)
« Прекрасное утро»: Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? Зачитать описание утра.
(настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным)
« Яшка будит Володю»: Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
(он не получил ожидаемого признания)
- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (выразительное чтение)
(Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)
«У колодца»: Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
«По дороге на рыбалку»: Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев).«Омут»: Найдите описание омута. Какое настроение оно создает у героев? (тревожное состояние, рассказ Яшки про осьминога)
«Рыба ушла», «Лещ» и «Ком земли»- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Проследите за этими изменениями.
«Володя тонет»: - Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?
- Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него).
- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно (зачитать)
«Спасение Володи. Истинная любовь»: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Яшка плачет от радости, что сумел спасти Володю.
2 группа – «Взлеты» и «падения» Володи»- показывает схему и объясняет.
«Прекрасное утро», «Яшка будит Володю»: - Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале ( рано) и по пути к колодцу? Что чувствовал? (выборочное чтение)
«У колодца»: Как повел себя Володя у колодца? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
« По дороге на рыбалку»: Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? Как слушал его Володя?
«Омут»: Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? Какое состояние было у Володи, когда он слушал рассказ об осьминоге?( тревожное состояние, рассказ Яшки про осьминога)
«Рыба ушла»: Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу.
«Лещ»: Какое чувство испытал Володя, когда увидел леща?
«Ком земли»: Как описывает автор неожиданное падение Володи? Какие чувства?
«Володя тонет»: Какие чувства испытывает Володя, упав в воду? Страшно ли Володе?
« Спасение Володи. Истинная любовь»: Почему Володя, глядя на Яшку, тоже плачет горько и безутешно? Что он понимает?
14 слайд
Подсчет количества взлетов и падений у мальчиков.
-Почему у Яшки, грубого и дерзкого мальчишки, взлетов больше, чем падений, а у Володи, деликатного, культурного и спокойного мальчика, – наоборот?
После выступления обеих групп, делается вывод. Что объединило мальчиков? Из чего рождается истинная любовь?
15 слайд
Вывод: Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
16 слайд
- Прогнозирование: Заглянем в будущее героев. Как вы думаете, ребята, какими людьми они вырастут ? (добрыми, смелыми, мужественными)
6. Закрепление. Синквейн
17-18 слайды 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
1 группа- Яшка.
2 группа- Володя.
Зачитывают.
7. Подведение итога урока. Слайд 19
Рефлексия.
Я узнал…
Я запомнил…
Я смог…
--Что же хотел показать нам автор в этом рассказе?
20 слайд
- Автор нам хотел сказать о том, что в человеке главное - оставаться в любой ситуации человеком. Вам предстоит немало преодолеть в жизни, важно - не потерять свое лицо.
8. Оценки. Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке все. Но оценки ваши будут зависеть от степени вашей активности. Я считаю, что высокую степень активности сегодня проявили:… Оценка-5. Остальным-4
21 слайд
9. Домашнее задание. Составить в таблице, используя цитаты из рассказа, сравнительную характеристику героев. (По смысловым частям)
Смысловые части Яшка Володя
«Прекрасное утро» «Яшка будит Володю» «У колодца» «По дороге на рыбалку» «Омут» «Рыба ушла» «Лещ» «Ком земли» «Володя тонет» «Спасение Володи. Истинная любовь» Приложения
Распределите обязанности:
Организатор: руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
Чтец: читает вслух задания, а также цитаты из текста в подтверждение слов докладчика.
Докладчик: записывает ответы, рассказывает, что решила группа.
Хронометрист: следит за временем.
Чертежник: чертит диаграмму.
При этом все отвечают на вопросы, обсуждают.
Кейс – задание
для группы № 1.
Тема: «Нравственные «взлеты» и «падения» ЯШКИ (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро». Проследите по тексту рассказа за поступками, мыслями, чувствами героя, найдите «точки» его нравственных « взлетов» и «падений» в разных ситуациях, описанных в рассказе.Ситуация
(смысловые части рассказа) Вопросы для обсуждения.
Практическое задание.
«Прекрасное утро»
Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
«Яшка будит Володю»
Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
«У колодца» Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
«По дороге на рыбалку» Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
«Омут» Найдите описание омута. Какое настроение оно создает у героев?
«Рыба ушла», «Лещ» и «Ком земли» Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Проследите за этими изменениями.
«Володя тонет» Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что « убежать никак нельзя
«Спасение Володи. Истинная любовь» Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?
Обозначьте «взлеты» и «падения» на листе бумаги в виде диаграммы (взлет – красная линия вверх, падение- синяя линия вниз)
Подсчитайте количество «взлетов» и «падений».
Подготовьте выступление.
Распределите обязанности:
Организатор: руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
Чтец: читает вслух задания, а также цитаты из текста в подтверждение слов докладчика.
Докладчик: записывает ответы, рассказывает, что решила группа.
Хронометрист: следит за временем.
Чертежник: чертит диаграмму.
При этом все отвечают на вопросы, обсуждают.
Кейс – задание
для группы № 2.
Тема: «Нравственные «взлеты» и «падения» ВОЛОДИ (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро». Проследите по тексту рассказа за поступками, мыслями, чувствами героя, найдите «точки» его нравственных « взлетов» и «падений» в разных ситуациях, описанных в рассказе.Ситуация
(смысловые части рассказа) Вопросы для обсуждения.
Практическое задание.
«Прекрасное утро», «Яшка будит Володю»
Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал?
«У колодца» Как повел себя Володя у колодца? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
«По дороге на рыбалку» Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? Как слушал его Володя?
«Омут» Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? Какое состояние было у Володи, когда он слушал рассказ об осьминоге?
«Рыба ушла»
Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу.
«Лещ»
«Ком земли» Какое чувство испытал Володя, когда увидел леща?
Как описывает автор неожиданное падение Володи? Какие чувства?
«Володя тонет» Какие чувства испытывает Володя, упав в воду? Страшно ли Володе?
«Спасение Володи. Истинная любовь» Почему Володя, глядя на Яшку, тоже плачет горько и безутешно? Что он понимает?
Обозначьте «взлеты» и «падения» на листе бумаги в виде диаграммы (взлет – красная линия вверх, падение- синяя линия вниз)
Подсчитайте количество «взлетов» и «падений».
Подготовьте выступление.
Лист самооценки работы на уроке (пример)
Артамошкиной Надежды.
Виды работы на уроке
Задание №1
Развернутый ответ на вопрос
(«добро»-«зло»). Задание №2
Анализ поведения героев
( «взлеты» и «падения»Задание №3
СинквейнУстные ответы Наибольшее количество баллов
по всем видам работ Фактическое количество баллов Оценка
20 «5»-19-20 б.
«4»-15-18 б.
«3»-10-14 б.
«2»-ниже 10 б.