Открытый урок по литературе на тему Трудный путь к настоящей дружбе (По рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро»)
Тема урока. Трудный путь к настоящей дружбе (По рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро»)
Цель: кратко познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; уяснить идейно-художественное содержание рассказа «Тихое утро»; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание на конкретном материале.
Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание, дружба между героями; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; учиться анализировать сложные жизненные ситуации.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Постановка учебной задачи. Объявление темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского писателя Юрия Павловича Казакова (1927-1982).
3. Слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве, на Арбате, в рабочей семье. Отец и мать – выходцы из Смоленской губернии.
Писателем стал поздно. Сначала окончил Московский архитектурно - строительный техникум , в 1951 году музыкальное училище имени Гнесиных. Был принят в состав оркестра Музыкального театра имени Станиславского и Немировича – Данченко. Играл на виолончели, потом перешел на контрабас.
Скоро стал все чаще подумывать о себе как о будущем писателе. Он страстно хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете и в журнале. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 году привела его в Литературный институт имени Горького. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы «Голубое и зеленое», «Некрасивая» и другие. Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова – рассказчика было бесспорным. Все сюжеты брал из жизни. Это касается и рассказа «Тихое утро » , о котором мы сегодня поведем с вами разговор. Этот рассказ был самым известным во всей Москве. Надеюсь, он понравится и вам.
4.Беседа.
-Как начинается рассказ? (Учитель читает рассказ) Кто такой Яшка? Скажите о нем несколько слов.
- Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему?
Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, веселым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем - москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки. «В тумане рыба берет- успевай таскать!»- скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.
-Чем Володя отличается от Яшки? (Володя – городский житель, который никогда не ловил рыбу, не видел настоящих туманов, не просыпался так рано; Яшка же с детства живет в деревне, ходит босиком, ловит рыбу, умеет общаться с природой.)
-Ребята, имена ведь даются не случайно. Почему автор назвал своих героев этими именами . Перед вами лежат листочки с заданиями. Первое задание называется «Разберитесь в значении имени». Работаем, разделившись на два варианта. 1 вариант выделяет ключевые слова, которые объясняют значение имени Яшка, второй - имя Володя. (Выделяются ключевые слова). Докажите, используя знания текста, что Яшку можно было назвать именно так . Действительно ли Яшка храбрый, яркий? ( Да, ведь он спас В.)
-А почему о Володе можно сказать, что он незначительный человек, хотя и в шутливо-ироническом плане? ( Он не играет главной роли).
2) - Даются ли в рассказе портреты мальчиков – деревенского паренька Яшки и москвича Володи?
Второе задание называется «Собери литературный портрет». Перед вами художественные детали, при помощи которых автор создал литературные портреты своих героев. Они даны вперемежку, 1 вариант выделяет детали портрета Яшки, второй - Володи. ( Выделяют). Внешне похожи герои? Правильно, и внешне не похожи.
- Вот мы и познакомились с героями и сказали, что они не похожи друг на друга, они разные и по характеру, и по внешности. Скажите, в начале нашего знакомства они друзья или приятели ? (Приятели) . Кто такие друзья, кто – приятели? ( Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый.) -Каждый ли приятель может стать другом? (Нет). А наши герои стали друзьями? (Да).Тему нашего урока мы назовем « Путь к настоящей дружбе». Эпиграфом к уроку я взяла слова Владимира Высоцкого : (Читает)
Ребята, если вы еще не знаете, ваш приятель вам друг или враг, если вы не разобрались , плохой он или хороший, что нужно делать?
Что такое путь?
( Многозначное слово… прочитала)
Какой совет? Надо взять его в горы, т.е в путь.
- Давайте пройдем вместе с нашими героями путь от приятельских отношений к дружеским.
- Начало пути – это знакомство. Как началось знакомство Яшки и Володи? Что их сблизило? (Общий интерес – рыбалка. Володя попросил Яшку взять его на рыбалку. Яшка согласился.)3) Как собирается на рыбалку Яшка, а как Володя? Подчеркните глаголы, описывающие действия Яшки( 1 вариант), как собирается – Володя ( 2 вариант). (Переборол себя, взял удочки, вышел, соскочил, замахнулся, затрусил, вытащил, стал рыть землю, успевал выхватывать, набросал, побежал, перевалился, пробрался). (Зашевелился, долго возился, неловко слез, все дергал, поводил плечами, почесывал спину…).
- Как собирается на рыбалку Яшка? Как он себя ощущает , собираясь на рыбалку? (Взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле.)
-Почему Яшка разозлился на Володю? Как вел себя Володя? Прочитайте глаголы, описывающие действия Володи. (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, еще полностью не может разделить всех восторгов Яши.)
Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: А не рано?» Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил- и не получил ожидаемого признания.
- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки и прочитайте их. Задание 4 « Подчеркните слова, характеризующие чувства мальчиков» (Зло ответил, с пренебрежением осмотрел, презрительно спросил, меланхолично продолжал).
- Какие чувства испытывает в этот момент Яшка?
Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить. - Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки? Выделим глаголы.(На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал ( Промолчал, покраснел, а потом сквозь зубы ответил).
-Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?
«Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости… он думал, ожесточаясь: «Они меня еще узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности, и в нем возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.
- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.
-Тем не менее, приятели не расстались, проявили друг к другу терпение и продолжали свой путь.
-Откройте страницу 292. Мальчики дошли до колодца . Какой эпитет использует автор, описывая воду в колодце? А теперь обратимся к словарю эпитетов. Скажите, какие эпитеты подойдут для описания колодезной воды. (Чистая, прозрачная, холодная…) Эти эпитеты подсказывают нам о переменах в отношениях мальчиков? Какими становятся отношения между мальчиками? Значит, колодец в их пути это начало их искренних, доверительных отношений.
-Учитель читает отрывок из текста. (стр.293). Что смягчило Яшку? (Искренность Володи, честное признание). Мальчики изменили отношение друг к другу. Между ними появилась симпатия, им стало легче продолжать путь. Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.
-Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.
-Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который «всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба» караси на плесах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, толстый, как поросенок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тете Насте в огород»,рассказал, как можно поймать дрозда.
Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на елках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.
Взошло солнце, и все вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах.. - Но мальчиков впереди ожидало испытание .Что за испытание?(Рассказ ученика)
- Как повел себя Яшка, осознав, что Володя тонет? Естествен ли его собственный страх? О чем он думает?
— Каковы первые действия Яшки по спасению Володи? Правильно ли он поступает с точки зрения техники безопасности? (Правильно: подросток должен позвать на помощь взрослых, а не лезть самому в воду, так как тоже может утонуть).
— Почему все-таки Яшка, не раздумывая, кинулся в омут? Как это характеризует мальчика?
( Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. Он сумел преодолеть страх и кинуться в омут. Но когда он понял, что Володя его утопит, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его . Он ударил Володю ногой в живот, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.
-Почему после этой сцены дается описание тихого утра? Посмотрим на экран (Стр.299). Восстановите наречия. Природа контрастна по отношению внутреннему состоянию Яшки..Яшка увидел все то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.
-Найдите слова, передающие это сверкание утра.
-Все дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…»
-Название рассказа «Тихое утро». Так тихое ли оно? (Конечно , название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.)-Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Стремление исправить ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за собственную жизнь.)-Володя спасен. Посмотрите на экран. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя Что теперь испытывает Яшка к Володе?(Любовь, ответственность друг за друга, чувство дружбы. Они выстрадали эту дружбу.)Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему)-Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает? (Выделяется… все это вызывает радостные, светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас В., но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая одна должна царить в душе человека, любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозноситс, не гордится, не бесченствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.-так на чем основывается настоящая дружба? (На общих интересах, терпении, доверии, искренности, ответственности друг за друга)
- Как вы понимаете «Утро жизни»? (У детей все впереди). Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Они вырастут добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми. Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, они оба добры, сердечны, готовы помочь друг другу.
- Рефлексия.
Какие нравственные уроки можно вынести из рассказа Ю. П. Казакова “Тихое утро”?((Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)