Урок. Сочинение-отклик по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
Тема: Сочинение-отклик по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
УМК: Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
Тип урока: урок развития речи.
Цель: формирование образовательных компетенций обучающихся через работу над созданием текста по картине.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие умения создавать собственный текст на основе картины;
- формирование умения использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;
- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения работать с информацией;
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
направленные на достижение личностных результатов:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России;
- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, портрет художника, репродукция картины, раздаточный материал - карточки для индивидуальной работы, смайлики.Ход урока
Организационный момент. Игра-пожелание «Удачи тебе!»
При каждом слове соединять пальцы рук друг с другом.
Желаю
Успехов
Больших
Везде.
И во всем.
Удачи тебе на занятии! Соединяем большие пальцы.Соединяем указательные пальцы.Соединяем средние пальцы.Соединяем безымянные пальцы.
Соединяем мизинцы.
Соединяем всю ладонь.
Постановка задач урока
- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?
(Развивать свою речь; учиться составлять свой текст, учить излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи).
- Сегодня на уроке развития речи будем обсуждать картину Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
- Чему мы будем учиться на данном уроке?
(Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст).
Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
- Вспомните, что такое портрет?
Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.
Мы много говорим о портретах, написанных словами, но можно создать портрет карандашом, кистью, вылепить из глины, высечь из мрамора, вырезать из дерева. Портрет, написанный словами, имеет некоторое преимущество перед живописным, И все-таки, если портрет талантлив, то и в произведении живописи мы можем увидеть душу человека и поговорить о его характере.
2. Беседа о художнике
- Ребята, кто из вас знает, кто такой Серов? (Показ портрета художника).
- Ребята, откуда вы узнали эту информацию? (Учитель рассказывал, в классе читали и рассматривали книги, самостоятельно читали, ответы ребят, на уроке русского языка работали с текстом).
3. Рассматривание картины
Картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» - одно из первых крупных его произведений. На картине изображена Вера Мамонтова - 12-летняя дочь известного русского покровителя художников С.И. Мамонтова. Вместе с художником она любила кататься на лодке или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая. И Валентин Серов стал уговаривать Верочку позировать ему.
Писал он ежедневно в течение месяца. Портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.
Вера Мамонтова кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка.
На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как и ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где сияет летний день.
Стоит только взглянуть на портрет, как становится радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света на картине! Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.
- Физкультурная минутка «Как нарисовать человечка»
Для глаз рисую два кружка я. Нос - это линия прямая. Рот - полукруг. Две завитушки - И встали ушки на макушке. Так получается лицо. Овал побольше - как яйцо. Вот пуговицы - словно точки. А с двух сторон торчат крючочки, Нет, не крючочки - Две руки: Они длинны и высоки, Они раскрыли всем объятья! Чуть ноги смог нарисовать я - Уже пошли, куда хотят... А мы теперь за парты сели.
4. Беседа с классом по картине «Девочка с персиками»
А сейчас, вооружившись полученными знаниями, обратимся еще раз к репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
- Кого вы видите на картине? (Девочка – Вера Мамонтова).
- Что она делает? (В тонких загорелых руках она держит золотистый персик).
- Расскажите, где художник изобразил девочку? (Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня).
- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его. (У Веры мягкий овал лица с тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец).- Опишите, во что одета Вера? (На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)- Что мы видим вокруг девочки? (На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)
- Какая стоит погода? Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки.)- Какого цвета краски использует художник? (Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож). - Какую мысль выразил художник?
- Какое впечатление произвела на вас эта картина?
- Кто хочет дополнить ответы товарищей?
5. Творческое описание. Работа по карточке 1
6. Составление плана работы над сочинением. Работа по карточке 2
- Итак, вспомните, сколько частей должно быть в сочинении?
- Посмотрите, что написано в карточке № 2. Прочитайте левую колонку. Что написано в правой колонке? Постараемся составить устное сочинение.
7. Написание сочинения
- До конца урока осталось ….. мы начнем работу, а потом ее продолжим.
Можете приступить к работе.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? (Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя).
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы? (Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова).
- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?
- Покажите смайликами ваше отношение к работе на уроке. Спасибо!
Приложение.
Карточка № 1
В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. (Как?) глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни девочки.
(…) краски использует художник. (…) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают (что?).
Слова для справок: светлую; черноволосая, смуглолицая; розовой; черным в белую горошину; ярко-красной; тонких, смуглых; золотистый; нежное; легко и непринужденно; озорные, темно-карие; яркий, солнечный; радостной, счастливой, молодой, безмятежной; удивительные; легкие, светлые, радостные, свежие; радость жизни.Карточка № 2
План Рабочий материал
I. Серов - русский портретист.
Кого изобразил художник? художник, портрет
девочка, сидящая за столом, персики.
II. Описание картины.
1. Какой увидел девочку художник? Кудрявая, черноволосая, смуглое лицо, румянец на щеках, большие черные глаза, прямой, открытй взгляд, яркая розовая кофточка, темный бант в белый горошек, быстрая, стремительная, как мотылек2. Что изображено на столе? белоснежная скатерть, персики, желтые кленовые листья, серебряный нож.
3. Что изображено на заднем плане картины? просторная комната, старинная мебель, на стене декоративная тарелка, окна, серебристо-дневной свет, солнечные блики, всё залито светом.
4. В каких тонах написана картина? яркие, теплые, сочные, розовыеIII. Какую мысль выразил художник? радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.
Карточка № 3
Памятка
Проверь написанное.
Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.
Обрати внимание на «опасные места».
В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.
Поставь галочку (V) около той части сочинения, которая понравилась тебе самому.