Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Цель. Выработка умения писать сочинение по картине, представляющей собой портрет, постараться увидеть внутренний мир того, кто изображен на картине, понять мысли, владевшие художником, осознать то, что он хотел выразить своим произведением.
1. Сообщение учителем цели и задачи урока.
2. Вступительное слово.
Мы много говорим о портретах, написанных словами, но можно создать портрет карандашом, кистью, вылепить из глины, высечь из мрамора, вырезать из дерева. Портрет, написанный словами, имеет некоторое преимущество перед живописным, т. к. писатель своим рассказом вызывает у нас представление не только о лице и фигуре человека, но и сообщает об изменении в выражении лица, голосе, манере держаться. И все-таки, если портрет талантлив, то и в произведении живописи мы можем увидеть душу и поговорить о характере человека.
3. Слово о В. Л. Серове и его работе как художника-портретиста.
Слайд 1. Валентин Александрович Серов прославился как портретист.
Еще в юности художник довольно просто и ясно сформулировал одну из главных творческих задач: «Я хочу отрадное, и буду писать только отрадное». Серов родился в семье музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Репин, ставший его учителем и другом.
Картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, - одно из первых крупных его произведений создана художником, еще не достигшем 22 лет.Слайд 2. На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Молодой художник написал его летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии. Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения.
Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая.
И Валентин Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» Она капризничала, и лукаво отвечала: «Ты же замучаешь меня... Скучно сидеть, лето...».
«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».
Писал он ежедневно, но его «муки творчества» зрителю незаметны и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.
Портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.
Слайд 3. Веруша кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка.
На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день.
Слайд 4. Прошло уже много лет, но и сегодня яркий солнечный свет заливает знакомую столовую в музее-усадьбе «Абрамцево». Нет здесь только обеденного стола, за которым некогда сидела, позируя своему любимому старшему другу, милая Веруша. Все остальное сохранено таким, каким оно было при Серове и у Серова: под окном то же кресло красного дерева со спинкой в виде лиры, в углу на подставке стоит фигура гренадера - игрушка работы сергиевских кустарей, раскрашенная Серовым, над ней -майоликовая тарелка. В окно светит солнце...
Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.
4. Беседа с классом по картине «Девочка с персиками».
А теперь, вооружившись полученными знаниями, обратимся еще раз к репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
Какой момент из жизни девочки запечатлён?
Какие цвета использует художник?
Что она делает?
Где сидит?
Как сидит?
Во что одета?
Что её окружает?
Как она смотрит? Каково выражение её лица?
Какую мысль выразил художник?
Слайд. 5. Подберите определения, чтобы описать у девочки брови, взгляд, волосы, губы, загар, волосы, румянец.5. Творческое описание
Слайд 6. В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. (Как?) глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни девочки.
(…) краски использует художник. (…) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают (что?).
Слайд 7. В (светлую) комнату только что вбежала и присела за стол (черноволосая, смуглолицая) девочка в (розовой) кофточке, с (черным в белую горошину) бантом, украшенным (ярко-красной) гвоздикой.Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (тонких, смуглых) руках она держит (золотистый) персик. (Нежное) лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (озорные, темно-карие) глаза. (Яркий, солнечный) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (радостной, счастливой, молодой, безмятежной) жизни девочки.
Удивительные краски использует художник. (Легкие, светлые, радостные, свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.
6. Составление плана работы над сочинением.
План
I. Серов - русский портретист
Кого изобразил художник? Рабочий материал
художник, портрет, девочка, сидящая за столом, персики.
II. Описание картины.
1. Какой увидел девочку художник? кудрявая черноволосая, смуглое лицо, румянец на щеках, большие черные глаза, прямой, открытй взгляд, яркая розовая кофточка, темный бант в белый горошек, быстрая, стремительная, как мотылек2. Что изображено на столе?
белоснежная скатерть, персики, желтые кленовые листья, серебряный нож.
3. Что изображено на заднем плане картины? Просторная комната, старинная мебель, на стене декоративная тарелка, окна, серебристо-дневной свет, солнечные блики, всё залито светом.
4. В каких тонах написана картина? Яркие, теплые, сочные розовыеIII. Какую мысль выразил художник? Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.
7. Написание сочинения.