Конспект урока по русскому языку Сочинение-отзыв по картине Серова Девочка с персиками (3 класс)


Дата 22.03.2017 г.
Класс: 3 «В»
Технологическая карта урока № 128
Целевой блок
Тема Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Цель
развитие умения создавать собственный текст на основе картины.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты Предметные: учащиеся научатся создавать собственный текст на основе картины.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: формировать умения создавать собственный текст на основе картины.
Способствовать развитию: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки.
Воспитывать: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.
Тип урока Развитие речи.
Учебно-методический комплекс учебник «Русский язык» 3 класс Канакина, часть 2, стр. 88
орфографический словарь,
тетрадь
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Организация пространства фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи русский язык
Действия обучающихся учебник «Русский язык» 3 класс Канакина, часть 2, стр. стр. 88 упр. 154
Диагностика результатов урока
(итог урока) зажмите руку в кулак и...
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой
Домашнее задание Проект «Имя прилпгптельное в загадках».
Ход урока:
Организационный момент
- Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.
Постановка задач урока.
- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?
- Предметом нашего обсуждения на данном уроке развития речи будет картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Чему мы будем учиться на данном уроке?
(На доске:
Цели урока:
учиться рассматривать картину;
составлять текст.
Что мы должны сделать, чтобы достичь этой  цели?
(На доске появляются высказывания учащихся по мере из называния:)
Рассмотреть картину.
Составить план сочинения.
Обдумать каждую часть.
Написать сочинение
Проверить сочинение.
- Определим порядок нашей работы, т.е. составим план нашей работы.
А кто бы хотел поставить карточки в нужном порядке.
(Ученик переставляет карточки в нужной последовательности.)
II.Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове.
- Отправляемся в картинную галерею нашего учебника, чтобы познакомиться с репродукцией В.А.Серова «Девочка с персиками».
- Ребята, что вы знаете о Валентине Александровиче Серове и его картинах?
(В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.)
- Вспомните, что такое портрет?
Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.
- У каждой картины своя история. (В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.)
III. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.
IV. Беседа по содержанию картины.
- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.
- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине? (Девочка – Вера Мамонтова)
- Какой момент из жизни девочки запечатлён? (Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)
- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту? ( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)
- Расскажите, где художник изобразил девочку?(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- Что она делает? (В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)
- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его. (У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)
Кто хочет дополнить ответ …?
- С чем можно сравнить румянец на щеках? (Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)
- Опишите, во что одета Вера? (На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)
- Что окружает девочку? (На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)
- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица.
- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки.)
Кто еще хочет ответить на этот вопрос?
-  Какого цвета краски использует художник? (Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)
Кто хочет дополнить ответ …?
Обобщение:
- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.
Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.
V. Составление плана сочинения.
- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы? (Необходимо составить план сочинения.)
- Определите тип нашего текста? (Описание.)
- Перечислите части сочинения. (Вступление, основная часть, заключение.)
- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике и его картине.)
Как можно озаглавить эту часть? (Художник В.А. Серов и его картина.)
- Ознакомьтесь с содержанием Карточки 1. Поработайте в парах. Используя карточку, отберите слова, которые можно использовать во вступлении.
- Обсудим, что вы напишите во вступлении. (Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)
- О ком и чем вы будете писать в основной части? (Мы будем описывать сюжет картины.)
- Озаглавим основную часть. (Описание картины.)
Выделите микротемы в основной части:
Портрет девочки.
Комната, озаренная светом.
- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть? (На переднем плане картины я вижу девочку.)
- О чем вы напишите, описывая Веру? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить? (Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)
- С какого предложения мы начнем вторую микротему. (Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- О чем вы будете писать в этой части сочинения? (о солнечном свете на картине, красках художника)
- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.
- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть. (Моё отношение к картине.)
А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.
- Итак, у нас получился план сочинения.
План
1. Художник В.А. Серов и его картина.
2. Описание картины:
Портрет девочки.
Комната, озаренная светом.
3. Моё отношение к картине.
 
- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.
Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст? (Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.)
Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.
После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.
- До конца урока осталось ….. мы начнем работу, а потом ее продолжим.
Можете приступить к работе.
VI. Написание сочинения.
VII. Итог урока.
- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?
- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?
- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?
Карточка 1
Передо мной, Вера Мамонтова, смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, розовая кофточка, черный бант, бархатный персик, белоснежная скатерть, серебряный нож, солнечный свет, нежные, легкие краски, просторная комната, старинная мебель.
Карточка 2
На картине В.А. Серова я вижу портрет Веры Мамонтовой. Девочка сидит у стола в ….. денёк. На ней …. кофточка, с ….. бантом, украшенным ….. гвоздикой. Девочка прибежала из ….. В …… руках она держит …… персик. (Как?) …. глядят ….. глаза. Солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. (Как?) изобразил художник и …. скатерть, ….. плоды и ….. нож. Мне …….
Карточка 1
Передо мной, Вера Мамонтова, смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, розовая кофточка, черный бант, бархатный персик, белоснежная скатерть, серебряный нож, солнечный свет, нежные, легкие краски, просторная комната, старинная мебель.
Карточка 2
На картине В.А. Серова я вижу портрет Веры Мамонтовой. Девочка сидит у стола в ….. денёк. На ней …. кофточка, с ….. бантом, украшенным ….. гвоздикой. Девочка прибежала из ….. В …… руках она держит …… персик. (Как?) …. глядят ….. глаза. Солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. (Как?) изобразил художник и …. скатерть, ….. плоды и ….. нож. Мне …….
Карточка 1
Передо мной, Вера Мамонтова, смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, розовая кофточка, черный бант, бархатный персик, белоснежная скатерть, серебряный нож, солнечный свет, нежные, легкие краски, просторная комната, старинная мебель.
Карточка 2
На картине В.А. Серова я вижу портрет Веры Мамонтовой. Девочка сидит у стола в ….. денёк. На ней …. кофточка, с ….. бантом, украшенным ….. гвоздикой. Девочка прибежала из ….. В …… руках она держит …… персик. (Как?) …. глядят ….. глаза. Солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. (Как?) изобразил художник и …. скатерть, ….. плоды и ….. нож. Мне …….